The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Шульц Эдуард Олегович, СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Докдад на II Всероссийской научной конференции: «Социалистическое Возрождение: пути, проблемы, перспективы», СпБ, Дом Плеханова, 13-14 ноября 2010г.

Социализм как неизбежная перспектива общественного развития

Шульц Эдуард Олегович, СДПР

Шульц Эдуард Олегович Рай на Земле возможен ли? Возможен: –
Он в нас самой природою заложен.
Её законы требуют от нас,
Чтоб мы к нему стремились всякий час.

Эрхард Шнитке

Идея социализма многоаспектна, плюралистична, является гениальной догадкой и имеет давнюю историю: от христианства, утопии и продукта истмата, до попыток его воплощения в разного рода религиозных общинах, коммунах и, наконец, в государственном и полу- глобальном масштабе. «Плюралистична», ибо идеальные её представления и попытки реализации имели много версий. «Догадка» потому, что адекватная теория социализма, опирающаяся на социальные законы, до сих пор не построена.

Для обсуждения и оценки перспектив социализма как идеологии и как реализуемого проекта необходимо определиться в терминах, необходим системный подход к рассмотрению на междисциплинарном уровне жизнедеятельности социума как сложной негэнтропийной системы. Эта задача до сих пор до конца не решена, и даже удовлетворительной дефиниции социализма не существует. Что и не удивительно, если принять во внимание, что основоположники истмата откровенно признавались, что их модель новой формации даёт лишь самое общее представление о предмете, и дело будущих поколений наполнить её конкретным содержанием. Отступивший от классики В. И. Ленин, понял свою ошибку, сделал попытку исправить её, но не успел довести предприятие до завершения. И. В. Сталин и его приспешники извратили марксизм, построив по рецепту Троцкого «казарменный социализм», который позднее был официально провозглашён «развитым» при сохранении тоталитаризма. Попытки творческого осмысления классического наследия (этический социализм, отказ от диктатуры пролетариата и др.) встречались ортодоксами в штыки, объявлялись ренегатством, а в стране «развитого социализма» за высказывание идей такого рода можно было попасть в разряд «врагов народа» с известного рода следствиями и последствиями. В итоге, генсек ЦК КПСС Ю. В. Андропов заявил, что «мы не знаем, в какой стране мы живём». Не имея чётких ориентиров, нельзя успешно прокладывать курс в будущее, и провозглашение в 60-е годы возможности достижения стадии коммунизма уже к 1980 г. было проявлением «глубины» понимания законов исторического развития, сути текущего момента. Не наблюдается глубины и в изысканиях современных авторитетных исследователей. Доктор исторических наук, заместитель директора Института Российской истории РАН В. М. Лавров и ст.н.с. этого же института, кандидат исторических наук И. А. Курляндский в их статье задают, как им кажется, риторический вопрос: «А разве коммунизм не великая утопия, попытка построения которой обернулась многими миллионами невинных жертв?» [5].

Проанализируем в этой связи определение социализма, приведённое в философском словаре [3, с.603]. «Социализм - длительная фаза исторического развития на пути к полному экономическому, социальному и духовному освобождению человека, формированию коммунистического общества. Конституирующими, обязательными признаками социализма в его научном истолковании служат: уничтожение эксплуатации человека человеком; экономическая и политическая демократия; полновластие народа; утверждение социальной справедливости, подчинение развития производства удовлетворению материальных и духовных потребностей людей; обобществление основных средств производства и на этой базе сознательное регулирование производства, общих условий социальной жизни; общественный контроль над мерой труда и потребления на основе принципа: от каждого – по способности, каждому – по труду» (выделено мною – Э.Ш.)
1) Длительность фазы вводит в заблуждение, т.к. все предыдущие, туда же ведущие, с учётом закона «ускорения социального времени», были ещё длиннее;
2) полное экономическое, социальное и духовное освобождения человека невозможно; свобода – осознанная необходимость, а необходимость сознательного подчинения собственных интересов индивидуума интересам общества по мере его развития будет возрастать;
3) уничтожение эксплуатации при социализме – переходной фазе – не реализуется, границы фазы размыты, и возможность воздаяния по труду до сих пор даже на теоретическом уровне не определена;
4) политическая и экономическая демократия возможны и при капитализме (пример скандинавских и др. стран Европы и не только);
5) полновластие народа осуществляется и при капитализме, ибо и капиталисты - его часть;
6) социальная справедливость при социализме может быть лишь частичной, т.к. эксплуатация полностью не снимается;
7) подчинение развития производства удовлетворению материальных и духовных потребностей людей происходит и при капитализме, ибо капиталисты – тоже люди;
8) обобществление основных средств производства и на этой основе сознательное регулирование производства, общих условий социальной жизни не является обязательным условием формирования социализма, т.к. при осуществлении обобществления, как известно, социализм наступает не всегда но, к тому же, реализуется и при наличии частной собственности, т.е. это не есть необходимое условие построения социализма, а сознательное регулирование производства происходит и при капитализме;
9) общественный контроль над мерой труда и потребления осуществляется и при капитализме, например, через не профанированные профсоюзы, на народных предприятиях и не только;
10) принцип: «от каждого – по способностям, каждому – по труду» - не реализуем в полной мере; приблизительно же выполняется во всех формациях, и не доказана его принадлежность исключительно социализму.

Таким образом, ни один из признаков, приведённых в дефиниции социализма, не является его специфическим признаком. То же можно сказать и о классических средствах перехода к социализму, которые во времена создания его концепции должны были включать в себя в качестве необходимых элементов революцию и диктатуру пролетариата. Но как показала практика развития общества, например, в скандинавских странах, социализм может быть построен и без этих атрибутов. На возражение, что в указанных странах сильны ещё элементы капитализма можно заметить, что, во-первых, социализм – переходная стадия, а, во-вторых, я утверждаю (и это – эмпирический факт), что каждая из принятых на сегодня 5-ти социально-экономических формаций присутствует в каждой: и в первобытно-общинном строе можно наблюдать элементы социализма, и современные государства, даже и самые развитые, не свободны от элементов рабства. Иначе говоря, социум несёт в себе в потенции (в зародышах) свои будущие формации и не «забывает» пройденных этапов, сохраняя их на случай вынужденного «одичания». Приписывание формации некоторому качественно новому состоянию социума происходит по преимущественному господству её на текущий момент. Качественные оценки при анализе исторических процессов и явлений, утрачивая своё господство в исторических науках, должны (и будут) уступать место, для преодоления субъективизма, точным, количественным методам социологических исследований, всё более успешно развиваемым в наше время. Более полное и вместе с тем более определённое и точное описание социализма, границы этой формации будут определяться количественными значениями её критериальных (характеристических) параметров. Достигнуть этой цели можно при системном рассмотрении проблемы с опорой на достигнутые к настоящему времени успехи не только в собственно гуманитарных, но и в точных науках.

Предложенная автором социологическая система [1] и разработанная на её основе концепция динамической модели социума [2, 4] позволяют в принципе дать более определённое описание социализма с количественными значениями характеризующих его параметров на границах формации. Социум рассматривается как негэнтропийная система; жизнь человека как вида принимается как наивысшая ценность. Динамика социума в восьмимерном фазовом пространстве (ФП) - из 4-х интегральных параметров = обобщённых координат: D - демография, U - управление, E – экономика, K- культура) и 4-х производных их по времени - определяется предложенным автором оптимизационным принципом минимума социального действия (D), в соответствии с которым из всех виртуальных переходов в окрестности начальной точки ФП наибольшей вероятностью обладает переход в точку с минимумом D. С опорой на этот принцип были открыты законы: «ускорения социального времени» и «перманентной гармонизации общественных отношений». Первый из них был до меня и другим методом открыт Б. Ф. Поршневым. Совпадение результатов служит своеобразным тестом применяемого метода. Второй означает возрастающее со временем возвышение человека над инстинктами, его «очеловечение».

Оба эти закона с некоторым приближением могут рассматриваться и применяться как действующие независимо и характеризующие отдельные составляющие (темпоральную и векторную) сложной динамики социума. При более общем рассмотрении динамики социума нужно считаться с их сложной взаимосвязью в рамках более общего закона – закона социального прогресса, направленного в сторону гармонизации общественных отношений и вынуждающего социум развиваться с нарастанием темпа. Раздельное применение двух указанных законов к такому, например, значительному элементу социальной динамики, как революция, не позволяет объективно и полно оценить её конструктивную и негативную составляющие в социальном прогрессе. Совместное – позволяет. Многие считают социальные революции «локомотивом истории», но с не меньшим основанием можно согласиться со многими другими, считающими, что революции, хотя и являются в досоциалистические эпохи неизбежными, отбрасывают социум в его развитии на годы и десятилетия назад. Рассмотрим эту дилемму с опорой на закон социального прогресса.

На некотором временном интервале асимптотического приближения к идеалу (коммунизму) модельный социум в фазовом пространстве может продвигаться по канонической кривой (вероятнее всего - экспоненте) с зигзагами около неё той или иной амплитуды или (в идеале) вовсе без них. Временной промежуток будет восприниматься одним и тем же или несколько убывающим в соответствии с законом ускорения социального времени. Но при более общем рассмотрении выясняется (и это можно доказать), что движение с уменьшающейся амплитудой разброса (с меньшей хаотической составляющей, с возрастанием гармонизации) приводит к увеличению сбереженного жизненного ресурса. Меньше потери от стагнации экономики и фрустрации общества в предреволюционный период; меньше потери от ослабления или полной утраты функции управления, от человеческих жертв в период революции; меньше затраты в период восстановления порядка и экономики. Сбережение жизненного ресурса приводит к наращиванию интенсивности роста культуры, гармонизации человеческих отношений, к росту темпа социального прогресса и, следовательно, к сокращению временного интервала развития в сравнении с динамикой при глубоких потрясениях, т.е. со значительной хаотической составляющей. Темп развития (а, следовательно, и упомянутый временной промежуток) оказывается зависимым от уровня гармонизации общественных отношений и отношения социума к природе.

Следовательно, можно доказательно утверждать, что революция в динамике социума есть зло, неизбежное до той поры, пока с опорой на знание законов своего развития социум не научится избегать его. Тогда и можно говорить о достижении им одного из характеристических признаков социализма. При этом положение марксизма о роли классовой борьбы как двигателя прогресса не отрицается, но уточняется с опорой на достижения позитивных наук и междисциплинарные связи. В самом деле, разделение общества на классы, их самоидентификация возможны лишь при определённом превышении уровнем социальной напряжённости его оптимального значения. И острота этой борьбы зависит от степени превышения. Следовательно, классовая борьба вторична по отношению к социальной напряжённости, является её производной. Но и уровень социальной напряжённости – производная от более общей причины от нарушения приемлемого для данного социума (его культурного уровня) отношения гармонической составляющей общественных отношений - к хаотической (дисгармонической). В этическом измерении этому соответствует представление о социальном прогрессе как результате перманентной борьбы добра со злом, в теистическом – как исход борьбы божественного начала с дьявольскими соблазнами. С опорой на лежащую в основании системы [1, 2] аксиому и вытекающую из неё абсолютную этику можно понять движение к социализму с доисторических времён в результате перманентного стремления человека и человечества к счастью, к преодолению зла. С развитием науки, с углублением наших знаний о добре и зле, их источниках и путей достижения счастья социальная динамика становится всё более осознанной организованной, целенаправленной и эффективной, а контуры социализма – всё более определёнными.

С возрастанием темпа в динамике социума естественно возрастает роль оперативной составляющей в системе управления (все формы самоуправления) и в экономике (малый и средний бизнес, сфера услуг). Возрастает и роль обратной связи общества с системами управления, развитие гражданского общества по всем характеризующим его параметрам. В техническом аспекте возрастает роль и значение средств коммуникации. Общество в целом становится всё более лабильным, реактивным, эффективным, структурированным, толерантным; жизненный ресурс его возрастает вместе с устойчивостью развития.

Для определения границ отдельных фаз развития общества его можно охарактеризовать одним или несколькими обобщёнными параметрами. Фазе с определёнными их значениями можно, например, приписать название социализм. Эта задача может быть решена, по крайней мере, двумя способами. Можно было бы применить «исторический» подход и получить его границу «калибровкой» решения такой задачи по значениям характеристического параметра (или нескольких) для границ набора предшествующих социализму социально-экономических фаз (формаций). Это вполне реализуемо, т.к. и в настоящее время мы всё ещё имеем возможность изучать общества, каждое из которых пребывает в одном из известных фазовых состояний, практически в чистом их виде. Для реальных исторических этапов, можно «подгонкой» по реальным для них показателям, получаемым с помощью предложенного метода, установить их численные границы и в той же шкале (с теми же допущениями и приближениями) получить значение характеристического параметра для фазы с название социализм.

Но можно было бы, отталкиваясь от закона гармонизации общественных отношений, определить начальную границу социализма и по степени приближения характеристического параметра к золотому сечению. При решении задачи такого рода следует иметь в виду, что в актуальном состоянии всякого социума в потенции, как уже указывалось выше, присутствуют все его будущие фазы и в латентном состоянии – освоенные им в прошлом. Поэтому точное соответствие выбранного параметра золотому сечению проблематично. Можно было бы, например, условиться считать социализм осуществившимся, если отношение интегрального параметра гармонизованной составляющей общественных отношений к хаотической составляющей равно, например, 0,75 от золотого сечения.

Таким образом, социализм реален, ибо гармонизация общественных отношений – имманентное свойство социума. Близка к этой истине идеология социал-демократии, в частности, - этического социализма.

Литература:

1.  Шульц Э.О., Гармонизация общественных отношений - объективный закон развития общества. //в кн. Стратегия формирования гражданского общества в России. Материалы Второго российского научно-общественного форума, СПб: НИИХ СПбГУ, 2002г., с.с.187-192.
2.   Шульц Э.О., Концепция динамической модели социума. На сайте «Камо грядеши» Гордиенко.
3.   Философский энциклопедический словарь, изд. 2. М.: Светская энциклопедия, 1989 г.
4.   Шульц Э.О., СССР: тупик или перспектива исторического развития глобального социума.//в кн. IX Плехановские чтения, материалы конференции, СПб, 2010, с.с. 170-174.
5.   «Новая газета», №102, от 15.09. 2010 г., с.12

Санкт-Петербург 2010г.

В оглавление


Hosted by uCoz