The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Оболенский Александр Митрофанович, СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Юбилей

Стало ли нам жить лучше и веселее…
(к 15-летию российской Конституции)

Оболенский Александр Митрофанович, социал-демократ


Оболенский Александр Митрофанович

12 декабря исполнится 15 лет действующей российской Конституции. Без сомнения, несмотря на мировой экономический кризис, действующая власть не поскупится на пышные торжества. Попытаемся и мы, со своей стороны, подвести по этому случаю некоторые итоги. Что именно дала нам, простым гражданам России, «ельцинская Конституция»?

Вспоминая годы, так называемой, «Перестройки» (1985-1990), непосредственным активным участником которой был, могу смело утверждать, что лейтмотивом действий не всех, конечно, но очень многих наших сограждан была острая неудовлетворенность властью. Некомпетентность в разрешении экономических проблем в сочетании с монополией одной партии в политической сфере вызвали острое недовольство и рост гражданской активности населения. «Вся власть - Советам!». «Даешь Гласность - долой лимиты на подписку!». «За альтернативные выборы!». «За чистую воду и чистый воздух!». Подобные лозунги собирали тогда на митинги и демонстрации десятки и, даже, сотни тысяч человек. Неудивительно, что первые же выборы, на которых было допущено альтернативное выдвижение кандидатов, привели к качественному изменению состава органа высшей законодательной власти России. Так, в марте 1990 года началась история современной России. Какое все это имеет отношение к юбилею современной Конституции, возможно пожмет плечами читатель. А то самое, что она подвела итог последовавшим революционным процессам 1990-1993 годов, зафиксировав смену экономического базиса и политического строя России. К сожалению, 15 лет ее действия не привели ни к осознанию нами, гражданами, полезности власти, как необходимой обществу структуры, ни, тем более, к росту уважения и признанию авторитета ее конкретных представителей. Да и как может быть иначе, если сам Президент признает коррумпированность власти национальной проблемой №1! Как же получилось, что Конституция так и не стала настольной книгой каждого из нас и неукоснительным Основным законом для власть имущих, а в отношениях Власть – Гражданин все вернулось, можно сказать, на круги своя, если, даже, не хуже?

В поиске ответа на этот вопрос необходимо вернуться в далекий уже 1990-й. Первый Съезд Народных депутатов РСФСР с первого заседания продемонстрировал примерное равенство сил, условно «реформаторов» и «консерваторов». Свидетельством этому стала острая борьба за пост Председателя Верховного Совета, в которой лишь с величайшим трудом «реформаторы» смогли провести своего кандидата - Б.Н. Ельцина. «Каплей», склонившей, в конце концов, чашу весов в пользу избрания Ельцина, пожалуй, стал просмотр депутатами талантливого документального фильма Станислава Говорухина «Так жить нельзя» (позднее все его увидели по телевидению). С этим, пусть каждые по-своему, были согласны и «консерваторы» и «реформаторы». Вероятно поэтому, Постановление о создании из народных депутатов РСФСР Конституционной Комиссии стало одним из первых решений Съезда. Характерный для Съезда примерно равный расклад политических сил закономерно трансформировался и на состав Комиссии. Это обстоятельство, безусловно, стимулировало работу по разработке проекта новой конституции в направлении постоянного поиска приемлемых для максимально большего числа участников процесса решений. Уже к осени 1990 года был согласован общий концептуальный подход к разработке проекта конституции как общественного договора граждан страны, признаваемых единственным носителем и источником власти, которым они определяют условия и пределы делегирования своих властных полномочий органам власти. 12 ноября 1990 года проект новой Конституции был принят за рабочую основу и вынесен для всенародного обсуждения.

Концепция Конституции, как общественного договора, доминировала в работе над проектом вплоть до конца 1992 года. Отдельные его разделы (Конституционный суд, должность Президента), не вызывавшие принципиальных расхождений, были введены в действие через внесение изменений в действующую на тот момент старую Конституцию. В дополнение к общенародному обсуждению проводились парламентские слушания по отдельным вопросам; обсуждение проекта на сессиях органов представительной власти субъектов Фе-дерации; поддерживалась активная полемика в средствах массовой информа-ции и предпринимались иные меры с целью максимальной консолидации общества вокруг проекта новой конституции России. И все же разработанному Конституционной Комиссией проекту не суждено было стать Основным Законом страны. На референдуме 12 декабря 1993 года волевым решением Президента России Б.Н. Ельцина гражданам был предложен другой текст. Причем он не соответствовал также и проекту, подготовленному к осени 1993 года «Конституционным Совещанием» (Это Совещание, по указу Президента, было созвано весной 1993 года из представителей различных политических и общественных организаций в альтернативу Конституционной Комиссии, состоящей исключительно из Народных депутатов). Как теперь известно, текст действующей в настоящее время Конституции был подготовлен узкой группой приближенных Б.Н. Ельцина и подсунут для голосования на референдуме в сроки, исключающие сколь-нибудь серьезное его осмысление и обсуждение. Да, действительно, в нем были задействованы отдельные положения проектов и Конституционной Комиссии и Конституционного Совещания. Но главной его задачей было закрепление доминирующего положения во власти человека, использовавшего преимущества своего положения для совершения (назовем вещи своими именами) государственного переворота 21 сентября – 4 октября 1993 года. Да, Указом от 21 сентября и последовавшим расстрелом из танков защитников Верховного Совета 4 октября Б.Н. Ельцин, действительно, разрубил «гордиев узел» двоевластия (Съезд –Президент), которое возникло в России, как следствие ряда стратегически ошибочных политических решений Съезда Народных депутатов (высшего, по действовавшей на тот момент Конституции, органа власти) и привело к параличу систем управления государством. По известной народной поговорке два медведя в одной «берлоге власти» ужиться не могли. Победил сильнейший, контролирующий силовые структуры и более решительный. Так в России силовым порядком произошло перемещение высшей власти из законодательной ее ветви (окончательно уничтожена 04.10.93) в исполнительную (по упраздненной Указом Ельцина Конституции Президент был главой исполнительной власти). Конечно, определенную роль в трагедии России сыграло личное, неукротимое властолюбие Ельцина (не случайно, по свидетельствам очевидцев, он очень любил, когда в узком кругу его именовали «царем Борисом»). Но все же более значимым для судеб страны было сплачивание, начиная с 1989 года, вокруг него активных людей, преследующих цель изменения самих основ нашей жизни (политического и экономического строя). В причудливом клубке, определившем судьбу страны, сплелись политический инфантилизм, идейная близорукость и личный корыстный интерес членов «команды Ельцина». Нравы, царившие в этом кругу, как нельзя лучше характеризуют откровения одного из ближайших сподвижников Ельцина той поры, первого министра юстиции РФ Н.В. Федорова, поучавшего Президента: «…есть ведь министр внутренних дел, безопасности, есть агентура. Они знают, как ведут себя депутаты. Половину можно запугать. Половину чем-то подкупить. Такова скучная, рутинная работа политика – ремесленника в традиционных условиях…» («Мегаполис-экспресс» № 48 от 08.12.1993 г.). Был ли в таких условиях хоть малейший шанс у формально высшего, но в силу своего представительства более медлительного органа власти (Съезда) удержать ее? Конечно же нет. Такой шанс могла бы дать индивидуальная политическая культура граждан в сочетании с развитой системой общественных организаций, представляющих их интересы. Но наше общество, увы, не располагало ни первым, ни вторым. Так мы не по своей воле оказались в совершенно другой во всех отношениях стране. Множество привлекательных красивых слов о правах человека в предложенном нам проекте ельцинской конституции, в принципе, присутствовало и в тексте ранее действовавшей Конституции. Новым же было пронизавшее всю ее ткань всевластие президента, вплоть до объявления его единственным гарантом конституционного строя. Заметим, не Конституционный суд, не судебная система, не процедура принятия решений, а именно – Президент, его личная воля. Законодательная же власть, в лице Федерального собрания, ставилась в заведомо подчиненное положение.

Что касается процедуры принятия ельцинской конституции, определяющей ее легитимность, то за прошедшие 15 лет опубликована масса обоснований юридической несостоятельности проведенного 12 декабря 1993 г. референдума, это не говоря уже о достаточно серьезных основаниях для утверждений о прямой фальсификации его итогов. Но, как бы то ни было, ельцинская Конституция действует уже 15 лет. Вот только назовем вещи своими именами, - она не является общественным договором, фиксирующим согласие различных слоев общества, а представляет собой Конституцию победителей для побежденных.



Приложение № 1

Приложение № 2

В оглавление


Hosted by uCoz