The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Мальцев А.А., СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Чертова дюжина вопросов к современному марксизму

Андрей А. Мальцев, член СДПР

Часть первая

Часть вторая

3

Начиная с 70-х годов прошлого века, я разрабатывал концепцию, основой которой была простая идея: как промышленная революция из прослойки подмастерьев и ремесленников порождает рабочий класс, так и НТР из прослойки интеллигенции порождает класс инженерно-технических работников - пролетарский класс современного общества [Мальцев А. Ноосферная революция].

Долгое время я пытался найти ответ - где точка отсчета НТР. Как ни странно ответ есть в хорошо известной работе. У Ленина - в 1 разделе "Империализма, как высшей стадии...". Там хорошо описано как американские и германские тресты создавали отделы для скупки патентов и дальнейшей их доработки до состояния внедрения. Указывается, что время окончательной смены старого капитализма новым, это именно начало ХХ века. То есть инженеров собрали вместе (создали ведомственный НИИ - научно-исследовательский институт) и за счет разделения труда получили увеличение производительности. Типичная мануфактура. Также в "Империализме..." показывается, что регулярные повторяющиеся кризисы перепроизводства стали причиной монополизации промышленности [Ленин В.И. Империализм, как высшая стадия капитализма. // Ленин В.И. Избранные произведения: в 3-х Т. Т.1 - М.: Политиздат, 1982. - С.646-658.]. А монополии, как видите, создают НИИ - мануфактуру НТР. Фактически еще Ленин описал начало НТР, правда, он давал совершенно неверную трактовку тем явлениям, которые описывал.

Итак, мы видим зарождение следующей формации в рамках буржуазной. Это очень важно, поскольку невозможность эволюционного пути обосновывалась именно невозможностью зарождения в рамках, то есть необходимостью слома старой формации. (Учтите здесь также идеи Кейнса по нереволюционному выходу из кризиса перепроизводства.)

Уточним схему формационного перехода, поскольку и в базисной, и в надстроечной революциях выделяются две фазы. Схема примет вид:

  • кризис текущей формации
  • первая (мануфактурная) фаза революции в базисе
  • первая фаза социальной революции (появление новых социальных классов)
  • вторая (машинная) фаза революции в средствах производства
  • политическая революция (захват власти новыми классами)
  • вторая фаза социальной революции (окончательное установление нового общественного строя).

Проследим эту схему на предыдущих формациях.

Переход к классовому обществу начался в процессе неолитической революции с появлением производящего хозяйства. Это было вызвано достижением предела экстенсивного развития присваивающего хозяйства вследствие совершенствования механизмов охоты, и, вероятно, кризисом - успешная охота и, как следствие, демографический рост привели к дефициту объектов охоты. С развитием земледелия в поймах больших рек, с одной стороны, резко возрос общественный продукт, что вызвало дальнейший демографический рост, с другой - возник развитый класс жрецов, необходимость которого была в наблюдении за звездами, службе точного времени и на основе этого - прогнозе наводнений. Таким образом, мануфактурой является сам процесс посева зерна, а фабрикой - ирригационные сооружения, позволяющие регулировать водный баланс и повысить выход зерна. Антагонизм жреческой формации: Жрец - Раб.

Храмы были совершенно необходимы для точного счета времени и для организации ирригационных работ, но, в то же время, теократии создали тотальный контроль за жизнью граждан, настолько полный, что в Египте, к примеру, совершенно стерлась даже терминологическая юридическая разница между свободным земледельцем-общинником и рабом. А потому основной удар феодальной революции наносился именно по жреческой касте - гиксосы уничтожили Среднее царство Египта, а чуть позднее волна индоевропейцев захлестнула Месопотамию.

Переход к феодализму произошел в результате феодальной революции, основой которой было освоение лошади, открытие металлов, и, особенно, железа. Железный плуг позволил распространить земледелие на широкие пространства, а основой производства стала не ирригационная дамба, а сама земля. Главным стало захватить пахотную землю и удержать ее в своих руках. Медь и бронза соответствуют мануфактурной фазе, а железо - машинной фазе революции в базисе.

Можно предложить такие механизмы эволюции этих формаций: при жреческой формации выход продукции зависит от качества ирригационных сооружений. Эти сооружения довольно трудоемки при изготовлении, то есть требуют большого количества рабов. Для захвата рабов в качестве военнопленных возникает профессиональная армия, а, следовательно, и военная прослойка, выделившаяся из основной массы земледельцев-общинников в средний класс. Этот класс и является основным субъектом феодальной революции, захватывая власть при установлении феодальной (военной) формации. Так власть жрецов (идеологических бандитов) сменяется властью баронов-разбойников (военных бандитов).

Для успешного международного разбоя необходимо иметь армию, что в свою очередь требует развития артиллерии, следовательно, мануфактуры. Это вызывает необходимость перехода к буржуазному строю.

Буржуазная революция происходит в результате изобретения паровой машины и перехода к капитализму. Разбогатевшая верхушка мелкобуржуазного крестьянства вырывается в средний класс, становится основным субъектом буржуазной революции и захватывает власть. Власть военных бандитов сменяется властью экономических бандитов.

Во время кризисов перепроизводства в результате естественного отбора выживают предприятия монополизированные, охватывающие всю производственную цепочку в целом - от добычи сырья до продажи конечного продукта. Монополии впервые в истории достаточно экономически богаты, чтобы создать такое подразделение как ведомственный НИИ - начинается первый, мануфактурный этап НТР. Получившая образование и вырвавшаяся в интеллигенцию верхушка рабочего класса становится основным субъектом социалистической революции и ведет за собой рабочий класс, совершая так называемую "революцию менеджеров". К власти приходят информационные бандиты. Главный антагонизм социализма: Менеджер - Инженер.

С изобретением компьютера НТР вошла в свою машинную фазу. Кризис данной посткапиталистической (постиндустриальной) формации - экологический кризис, послуживший основой создания концепции "золотого миллиарда", - скорее всего и явится причиной следующего формационного перехода. Однако НТР-фабрикой скорее является не сам компьютер как таковой, а глобальные компьютерные сети. Таким образом, переход к социализму происходил лишь в конце прошлого столетия и еще не до конца завершился. Отметим глобальный, всемирный характер данной общественно-экономической формации, как это и полагали Маркс с Энгельсом.

 

Такова концепция, предлагаемая Вашему вниманию. Я попытался разработать (по крайней мере, наметить направления) всех трех необходимых аспектов:

  • философского [Мальцев А. Конфликт Поппер - Маркс в контексте развития науки // Вестник КГТУ им.А.Н.Туполева. - 1998. - №2. - С.54-59.; Мальцев А. Субъективная Вселенная. // Ноосфера (компьютерный журнал). - №3 - 1998г. - депон. на узле FIDO 2:5049/3; Мальцев А. О cубъективности Вселенной; Мальцев А. Нелинейная шкала исторического времени // Ноосфера (компьютерный журнал). - №2 - 1998 г. - депон. на узле FIDO 2:5049/3; Мальцев А. Проблема свободы // Ноосфера (компьютерный журнал). - №3 - 1990 г. - депон. на узле FIDO 2:5049/3],
  • экономического [Мальцев А. О порочности стратегии монетаризма. // Совершенствование гуманитарного образования в высшей школе: Тезисы докладов и выступлений на научно-практической конференции. Казань, 25 июня 1997 года. - Казань: Изд-во Казан. гос. ун-та, 1999. - С.102-104.; Мальцев А. Россия. Экономические парадоксы ; Мальцев А. Карл Маркс - буржуазный экономист ],
  • социологического [Мальцев А. Некоторые аспекты ближайшего формационного перехода. // Становление гражданского общества и демократической политической системы в РФ: Материалы всероссийской научно-практической конференции (октябрь 2002 года Казань). - Казань: Центр информационных технологий, 2004. - С.195-199.; Мальцев А. Ноосферная революция как неомарксизм // Пути общественного развития страны. Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. - Казань: КГТУ, 1996. - С.60-61.; Мальцев А. Маркс-Тойнби-матрица Новикова // Пути общественного развития страны. Тезисы межрегиональной научно-практической конференции. - Казань: КГТУ, 1996. - С.58-60.; Мальцев А. XXI век - эпоха завершения социализма. ; Мальцев А. Ноосферная революция ; Мальцев А. О мультиформационной модели. // Ноосфера (компьютерный журнал) - №5. - 1998 г. - депон. на узле FIDO 2:5049/3; Мальцев А. Формационно-классовая динамика СССР и России. // Ноосфера (компьютерный журнал). - №5 - 1998 г. - депон. на узле FIDO 2:5049/3; Мальцев А. Вертикальный анализ. Попытка построения антитезиса // Ноосфера (компьютерный журнал). - №4 - 1993 г. - депон. на узле FIDO 2:5049/3; Мальцев А. Взгляды Платона на государство // Ноосфера (компьютерный журнал). - №3,4 - 1995г. - депон. на узле FIDO 2:5049/3; Мальцев А. Новый Средний Класс - одна из причин краха российской социал-демократии // Новости социал-демократии. - Июль 2004. - №14п.; Мальцев А. Еще раз о научности теории Маркса // Новости социал-демократии. - Июль 2004. - №14п.; Мальцев А. Конфликт Поппер-Маркс в контексте развития науки // Вестник КГТУ им.А.Н.Туполева. - 1998. - №2. - С.54-59.].

При применении данного подхода, вся критика марксизма, наработанная в XX столетии и пытающаяся доказать его ненаучность либо устарелость, начинает работать на подтверждение марксизма. Такой феномен является нормальным для науки. Ни одна теория не появляется в завершенном виде, всегда есть какие-то недоработки, всплывают незамеченные внутренние логические противоречия. Именно на такие внутренние противоречия и направлен обычно огонь критики. Критика научной теории способствует повышению ее внутренней логической согласованности. Устраняя противоречия, мы создаем новую теорию, вырастающую из старой, включающую ее в себя как частный случай.

Предлагаемая концепция является ортодоксальным марксизмом. Мне удалось заметить логическую нечеткость, логическую дыру в самом концептуальном ядре марксизма - в Манифесте коммунистической партии. Если эту логическую дыру устранить и восстановить логику Исторического Материализма, что и было мной проделано, то могут быть сняты идеологические противоречия между всеми главными течениями, выросшими из марксизма: меньшевиками (включая сюда и европейских эсдеков) и большевиками (то есть ленинцами, троцкистами и сталинистами). Каждое из этих течений когда-то декларировало себя как марксистское и считало марксизм своей главной идеологической основой. Однако отсутствие четкого акцента в классическом марксизме на базисную революцию при формационном переходе позволило большевикам чисто волюнтаристски, бездоказательно, "с потолка" декларировать социалистический характер Октябрьской революции на одном только том основании, что основную роль в революции и последовавшей гражданской войне сыграл рабочий класс. Впоследствии они также без какого-либо логического основания, а опираясь только лишь на силу государственной власти, декларировали марксистский характер вновь возникшего советского государства. Также не в логической (идейной) борьбе, а только лишь опираясь на вооруженную силу государственной власти, большевики смогли разгромить в нашей стране меньшевизм. В качестве реакции на такую политику большевиков, а также в соответствии с общим развитием гуманитарной науки (постмодернизмом в социологии) западные эсдеки отказались от марксизма как своей идеологической основы. Однако постмодернизм должен не отрицать Большую социологическую теорию марксизма, а предполагать ее сосуществование и совместное использование вместе с дополнительными к ней альтернативными социологическими теориями [Мальцев А. Анти-Поппер]. На этой основе возможен возврат европейских эсдеков к марксизму.

С другой стороны, те течения, что выросли из большевизма, уже не могут в настоящий момент использовать вооруженную силу Всероссийской Чрезвычайной Комиссии как решающий аргумент в идеологическом и научном споре. Следовательно, им придется, хотят они того или нет, дать какой-то ответ на те тринадцать вопросов к современному марксизму, что я ставлю в этой статье. В противном случае - на каком же основании они будут продолжать считать себя марксистами? А если они вступят в идеологический диалог, появится основа для их возврата к марксизму.

Таким образом, Раскол может быть преодолен. Сделать это совершенно необходимо в силу того, что Россия находится в системном кризисе, выразившемся в беспрецедентном развале экономики и последовавшей гуманитарной катастрофе - идет депопуляция населения страны со скоростью около миллиона человек в год. Для того, чтобы выйти из кризиса, чтобы подтолкнуть правительство предпринимать какие-то шаги по выводу страны из состояния катастрофы, оппозиция должна представлять из себя хоть какую-то силу, а для этого необходимо объединение.

Экономика страны полностью разгромлена либеральной политикой российского правительства [Мальцев А. Россия. Экономические парадоксы.]. Но, предположим, наше правительство вдруг озаботится собственным будущим и попытается вывести экономику из кризиса. Причем вывести комплексно, со всеми еще недавно имевшимися отраслями производства, а не узколокально - созданием одной-двух престижных конкурентоспособных с Западом отраслей, лукаво называя их "локомотивом" экономики. Для этого понадобится создать либо структуру, подобную Госплану, либо реально проводить кейнсианскую политику - создавать рабочие места и платить пособия по безработице. Но сможет ли кейнсианство справиться с кризисом неплатежей? Ведь на нашем потребительском рынке на отечественные товары довольно жестко давит импорт - тем более, Россия собирается вступать в ВТО. То есть кейнсианская политика в нашей стране, проводимая без одновременного протекционизма, будет бороться с кризисом неплатежей, но не в нашей стране, а в Европе, в США или, еще более вероятно, в Китае.

Следовательно, мы не можем решить проблемы нашей страны, замыкаясь в границах России, а уже сейчас должны рассматривать Россию как часть глобальной цивилизации и строить свою стратегию как стратегию общемировую. Текущее столетие - столетие создания глобального государства, столетие, в котором суверенитет локальных государств будет постепенно становиться все более ничтожным. Идет процесс отмирания государства - его последняя, завершающая фаза, когда государство как таковое развивается до своего абсолютного состояния. Именно в этом смысле надлежит понимать Империю Хардта и Негри [Хардт М., Негри А. Множество: война и демократия в эпоху империи. - М.: Культурная революция, 2006. - 559с.] Вопрос не в том - Наступит или нет общемировое государство? Вопрос в другом - Какой именно характер это общемировое государство будет иметь?

Но ведь и та глобальная формация, в которой существует сегодня Земная цивилизация, уже начинает демонстрировать признаки надвигающегося кризиса, надвигающегося формационного перехода. Неважно, как именно называть текущую формацию - монополизм, империализм, социализм, постиндустриализм, законодательно ограниченный капитализм, народный капитализм, общество потребления, социальное рыночное государство, - все это не более чем синонимы одной и той же формации, установившейся в Глобальной цивилизации на базе Научно-технической революции. И даже если какое-то государство не очень сильно продвинулось по пути научного прогресса, оно все равно является частью мировой экономической системы хотя бы в качестве топливно-сырьевой периферии.

В приближении этого мирового кризиса, а следовательно - мировой революции, возникает необходимость возвращения к неким идейным истокам, из которых мы все вышли, ибо бессмысленно бороться с мировым кризисом в рамках изолированной страны. А потому необходимо преодолеть Раскол когда-то общего движения, уходящего истоками к Первому Интернационалу. Каждая из ветвей этого движения является фактором не только российского социального движения, но участвует в общемировом социальном движении. Как разрозненные русские княжества пали под натиском монгольского нашествия, так и разрозненные социальные движения не справятся с накатывающим на нас мировым катаклизмом, порождаемым кризисом текущей формации. Объединить движение, преодолеть Раскол можно только на базе марксизма - идеологической концепции, из которой все мы когда-то вышли.

Уже сейчас можно видеть, что явится кризисом социализма, как формации. Это топливный, экологический, климатический кризисы. Уже сейчас человечество подвергается атаке со стороны таких болезней, как СПИД. Перенаселенность и демографический взрыв порождают наркоманию и гомосексуализм, которые также можно рассматривать как психические болезни - началось самоочищение биосферы от человека. В повестку дня встает проблема сохранения человечества и человека как такового. Текущее столетие имеет все реальные шансы стать более катастрофичным, чем патриархальный и неспешный ХХ век. Мир может пережить события, сопоставимые с крахом Римской империи, нашествием орд варваров, уничтожением цивилизации и наступлением темных веков. Но на этот раз не в локальном регионе Средиземноморья, а по всей Земле в целом.

Давайте посмотрим внимательнее, что происходит. Некоторые признаки надвигающегося кризиса уже налицо. Но основную остроту кризису придаст демографический рост (более 15 миллиардов в середине столетия) и исчерпание источников нефти, которое также станет актуальным уже к середине столетия. Далее предполагается резкое сокращение численности Человечества в результате перечисленных выше кризисов [Матросов В.М. Задачи построения модели ноосферы и сценариев устойчивого развития. // Международный симпозиум "Проблема устойчивого развития России в свете научного наследия В.И.Вернадского" 9-11 декабря 1996 г. Сборник докладов. - М.: Неправительственный экологический фонд им. В.И.Вернадского, 1997. - С.126-144.].

В этих условиях мировая элита направляет усилия на выживание Золотого миллиарда, предоставив остальные 90% населения Земли их собственной судьбе, то есть вымиранию. Это очевидные признаки кризиса текущей формации - без революции в средствах и способах производства сохранение Земной цивилизации становится проблематичным. Не думаете же Вы, что те 90% населения Земли, которых концепция "Золотого миллиарда" обрекает на вымирание, воспримут эту перспективу спокойно. Примите в расчет следующее: происходит расползание ядерного оружия, которое уже не остановить; полностью деградировал авторитет ООН; суверенитет отдельных государств и границы стали ничтожными в силу действий США. То есть, можно сказать, что произошло отмирание государства как локального, а не глобального объекта. Разговоры о социальном противостоянии Север-Юг идут с прошлого века, но именно сейчас стало реальностью Мировое государство, когда элита сконцентрирована в Европе и США.

Таким образом, то, что произошло в России сто лет назад - социальный взрыв и практическая реализация лозунга "Грабь награбленное!", имеет все шансы повториться, но на этот раз в глобальном масштабе, поскольку локальные государства потеряли всякий смысл. Возникает сомнение, что европейцы полностью понимают происходящее и смогут как-то изменить ситуацию. Посмотрите - какими методами вводилась "демократия" в Югославии и каковы сегодняшние результаты, особенно в Косово? Каковы результаты "демократизации" Ирака? Ведь именно после "Бури в пустыне" Индия произвела испытания ядерной бомбы, то есть именно действия США положили начало расползанию ядерного оружия. Посмотрите на Латинскую Америку. В чем причина происходящих там процессов? А просто стало достаточно очевидно, что если уж СССР (Россия) в результате европейских гуманистических реформ отброшена в состояние нищеты и гуманитарной катастрофы, то чего же в таком случае может ждать Латинская Америка?

Впрочем, я еще могу поверить, что Европа и Америка справятся с Латинской Америкой и Арабским миром и благополучно их уничтожат. Однако что они будут делать с Китаем? Какой именно Золотой миллиард выживет - китайский или европейский? Или погибнут оба миллиарда? В прошлый раз темные века длились несколько столетий, пока цивилизация не начала оживать. Сколько времени потребуется на этот раз? И появится ли вообще, в принципе, возможность Ренессанса?

Где место России в сегодняшней реальности? Попытки сегодняшнего российского правительства встроиться в Европу, стать частью "Золотого миллиарда" довольно рискованны. Оставляя в стороне вопрос о том, что такое встраивание предполагает значительное сокращение населения России, что, собственно, постепенно и осуществляется, зададимся другим вопросом - надвигается глобальный социальный катаклизм. И этот катаклизм имеет все шансы смести существующую глобальную элиту к чертовой матери. Так чью сторону выгоднее принять народу России - сторону глобальных эксплуататоров или сторону глобального пролетариата? Я полагал бы правильным в сегодняшней ситуации устранить Раскол и восстановить единое социальное движение, вышедшее из Первого Интернационала, не только в нашей стране, но и как фактор международной политики. Марксизм - естественная основа такого объединения.

Тойнби как-то отметил, что когда некая цивилизация находится в системном кризисе, как сегодняшняя Россия, то выход лежит на пути создания "зелотской" идеологии, то есть идеологии, с одной стороны, глубоко традиционной для данной цивилизации, с другой, вносящей существенный вклад в философское развитие человечества [Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.]. Марксизм как философская и идеологическая концепция является для России глубоко традиционной системой взглядов как потому, что социализм первоначального христианства есть один из истоков марксизма, так и потому, что весь прошлый ХХ век история России и история марксизма неразрывно связаны. Марксизм, как социологическая и философская концепция, несомненно, лежит на магистральном пути развития гуманитарной науки, поскольку обладает предсказательной силой, сравнимой с предсказательной силой естественнонаучных теорий [Мальцев А. О научности теории Маркса].

У нас есть все предпосылки, чтобы выбраться из кризиса. Все, что надо сделать - это начать двигаться. Только выбираясь из текущего кризиса и упреждая кризис накатывающий, мы сможем сохранить Россию и спасти мировую цивилизацию.

Казань, 2003
Лысая Гора, 2007

В оглавление


Hosted by uCoz