The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Оболенский А.М., СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Полемическая трибуна

Большевики и меньшевики
(отзыв на одноименную статью В.П. Дудченко в «Эсдеке Заполярья № 1-37)

Оболенский Александр Митрофанович, председатель Президиума Правления СДПР (старой), председатель Правления МОО СоДействие


В номере 1 информационно-аналитического бюллетеня Мурманских организаций СДПР и СоДействие «Эсдек Заполярья» опубликована пространная статья Виктора Петровича Дудченко с многозначительным названием «Большевики и меньшевики». Около 80% статьи посвящено рассказу автора о 76 пленуме Правления СДПР. Эту часть статьи можно оценить известной пословицей: «Каждый мыслит в меру своей испорченности». В ней нет ничего обидного, т.к., действительно, людям свойственно домысливать поступки и побуждения других исходя из собственного представления о нравственности и этике. Спорить не буду. Так пленум и его результаты видятся глазами В.П. Дудченко. В тех же местах, где он, видимо, увлекся, пытаясь выдать желаемое за действительное, и откровенно погрешил против правды, надеюсь, его поправит КРК СДПР, заявление в которую уже направлено.

Взяться за перо, в данном случае, побудил исторический экскурс автора к истокам большевизма и меньшевизма.

Дочитав статью Виктора Петровича до конца, так и не понял, какое отношение к 76 пленуму Правления СДПР имеет попытка апелляций к историческому расколу РСДРП, если верить официальной версии, на 2-м Съезде этой партии. Единственное объяснение вижу в применении своеобразного литературного приема, когда обращение в начале повествования к заведомо популярной в среде потенциальных читателей теме предполагает создание психологического контакта с читателем с целью повышения степени убедительности всего излагаемого в последующем. А в среде потенциальных читателей "Эсдека" логично предполагать больше симпатий к меньшевикам начала 20 века, с которыми явно ассоциирует себя и автор. При этом ряд его тезисов заслуживает детального анализа.

Начнем с вывода автора, подводящего итог вводной части: «Теперь вопрос о том, что важнее, существеннее для успеха, оргструктуры или воля людей в них, встал перед нами, обозначилась практическая несовместимость одного с другим.» Поскольку этим выводом Виктор Петрович подытоживает предыдущие рассуждения о большевиках и меньшевиках начала 20 века, логично предположить, что в этом он видит главное принципиальное расхождение между этими ветвями российской социал-демократии. Кроме этого, из этой и ряда других публикаций и выступлений данного автора можно сделать вывод, что лично для него этот вопрос является определяющим.

Для начала попытаемся проанализировать на жизненных примерах правомочность предложенного утверждения - противопоставления.

Более жесткой оргструктуры, чем армия трудно представить. Подразделение ведет бой с противником. Цель, естественно, его выиграть. Командир имеет право расстрелять любого, кто откажется стрелять в противника. Казалось бы, воля солдат не имеет никакого значения. Однако командир не может заставить стрелять на поражение, а не мимо цели. В итоге, если солдаты не хотят убить противника или хотя бы вывести его из строя – бой проигран. В данном примере цель достижима лишь при объединении воли исполнителей и возможностей оргструктуры (от командира зависит правильный выбор позиции и масса других вещей, включая обеспечение достаточным количеством оружия и боеприпасов).

Возьмем другой случай. Десяток конвоиров гонит тысячную колонну военнопленных. Можно гарантировать, что у подавляющего большинства из них наличествует воля разбежаться и обрести свободу. Однако, они покорно подчиняют свою волю чуждой оргструктуре, пока не появится лидер, способный создать свою систему управления (оргструктуру), которая спланирует восстание и скоординирует волю исполнителей на достижение общей цели.

Вывод напрашивается сам собой. Для достижения общей цели равно важны и воля людей, желающих ее достигнуть ее достигнуть, и организация (оргструктура), обеспечивающая эффективную реализацию данной воли. Противопоставление здесь неуместно. И примеров из жизни человеческого сообщества можно найти бесконечное множество.

Отдельного внимания заслуживает вопрос присутствия в оргструктуре для достижения некоей цели людей, обладающих противоположной волей (это могут быть и специальные агенты, и попутчики из корыстных мотивов и искренне заблуждающиеся). Та же практика жизни даст массу примеров, что при определенном количестве в оргструктуре носителей чуждой для ее формальной цели воли ее возможности по организации движения к цели нейтрализуются. В этих случаях воля людей может приобрести решающее значение. Ярким известным всем нам примером развития событий по такому сценарию является судьба СССР и КПСС. Мощнейшая структура, созданная для организационного обеспечения существования и развития социалистической модели государства (а при всех издержках того процесса приходится признать, что общественная система времен СССР была более человечной и справедливой, чем созданная ныне), оказалась бессильной перед людьми, ведомыми иной волей, как только количество их в звеньях структуры превысило предел прочности всего проекта.

Применительно к нашей партии можно сказать, что целью, достижение которой она видит, смыслом своего существования, является не власть, как таковая, а справедливое обустройство общественной жизни, видение которого в понимании нами на данный момент закреплено в программных документах партии. Уставом же определены условия взаимодействия членов партии между собой в процессе объединения усилий (воли) в движении к общей цели.

В свете вышеизложенного, странным выглядит явно вызывающий симпатию автора пассаж: «Возможно, из-за отсутствия исторического опыта ограничивались лишь очевидным уже тогда суждением о необходимости уничтожения государства в человеческом обществе, достойном такого имени.» Странным не потому, что личным идеалом Виктора Петровича, судя по всему, является некая территория с населением, не имеющим государственного обустройства своих интересов, а потому, что данная позиция прямо противоречит программе СДПР, членом которой В.П. Дудченко является со дня ее основания. Странным также и потому, что жизнь вынудила социал-демократов России начала 20 века, после того как они на практике столкнулись с необходимостью решать множество вопросов организации жизни населения на больших территориях, немедленно отказаться от красивого на бумаге, но не реализуемого в жизни на современном уровне развития человеческих отношений тезиса об упразднении структур государства. И побудила их, как пишет Виктор Петрович, «с началом гражданской войны организованной сплоченной группой вставших у руля… нет, не страны, опять государства, державы…» скорее не жажда личной власти, а как раз воля большинства населения, не желавшего кормить чужую армию при отсутствии своей. Ведь, по существу, оккупация немецкими войсками Украины и Прибалтики явилась следствием попытки выполнения на переговорах Троцким одного из условий программы большевиков – упразднения армии, как одной из ключевых структур государства.

Ну и, наконец, в заключение, несколько слов о, собственно, большевиках и меньшевиках. Раскол РСДРП в 1903 году на две ветви, произошел, на мой взгляд, по гораздо более фундаментальному признаку, чем предлагаемая В.П. Дудченко версия. Людей, ставящих близкую цель, развело настолько серьезно, что порой оказывались они , образно говоря, по разную сторону баррикад, разное понимание нравственности. "Цель оправдывает любые средства" – кредо большевиков. "Средства не должны противоречить нравственному содержанию цели" – позиция меньшевиков. Отсюда и разный подход к степени допустимости насилия (революция и эволюция) в достижении цели, и разное отношение к согражданам. И многое другое.

Виктор Петрович справедливо отмечает, что до революции большевиков было меньше, чем меньшевиков. Присвоенное ими себе, по случайному голосованию на 2-м съезде РСДРП и не соответствующее действительному соотношению сил, определение, можно считать одной из первых пиаровских, в современной терминологии, находок. Оно давало психологическое преимущество в агитации. Не следует, думаю, прибегать к фундаментальным параллелям и по итогам голосования на нашем последнем пленуме.

И еще одно наблюдение. Многовековой опыт истории человечества убедительно доказывает, что безнравственное меньшинство всегда имеет преимущество за счет неразборчивости в средствах. Противостоять ему нравственное большинство может лишь за счет солидарности и четкой организации (оргструктуры), представляющей и защищающей его жизненные интересы. В современной России, к сожалению, пока наблюдается явный дефицит первого и практическое отсутствие второго, что и обеспечивает последовательное ухудшение общей ситуации.

г. Орел, 8 марта 2006 г.

В оглавление


Hosted by uCoz