The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Борис Славин, СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Актуально!


Борис Славин, СДПР

"Правое" и "левое" в России и социал-демократии

Борис Славин, секретарь СДПР по идеологии



Как известно, исторически социал-демократия зародилась под влиянием марксизма. И сегодня большинство сознательных социал-демократов разделяет социальный идеал Маркса. Он достаточно прост, но ничего более глубокого и гуманного человеческая мысль не выработала. Суть его состоит в том, что человечество с необходимостью движется к такому общественному состоянию, в котором исчезает социальное отчуждение, и возникают условия для свободного развития всех людей. То есть в истории рано или поздно должна осуществиться эмансипация индивида, которая означает, по мнению Маркса, "возвращение человека к самому себе как человеку общественному". Напомню, что для Маркса differencia specifica человека заключается в том, что он по природе своей является существом социальным и деятельным. В данном качестве он выступает как социальный микрокосм, как своеобразная микромодель общества.

В обществе, где отсутствует социальное отчуждение, люди дополняют и взаимно творят друг друга. Прообразом такого общества может служить любое свободное и лишенное какой либо корысти научное или дружеское общение людей. Маркс называл такой социальный идеал "человеческим обществом" в противоположность "нечеловеческому" буржуазному обществу, где господствует всеобщее отчуждение, где люди противостоят друг другу как частные лица или классовые типы. Маркс называл такое общество "реальным гуманизмом", позднее его стали называть коммунизмом, хотя это слово, говорящее, прежде всего, об общности имущества, камуфлирует, на мой взгляд, подлинно гуманистическую суть социального идеала Маркса.

Социал-демократы в ХХ веке раскололись на два течения (радикальное и умеренное, большевиков и меньшевиков, коммунистов и собственно социал-демократов) не потому, что одни отказались от социального идеала Маркса и ценностей социализма, а другие нет, а потому, что видели разные пути их осуществления - революционный или реформистский, диктаторский или демократический. Эти два течения по-разному относились и к оценке капиталистического общества: одни считали его нереформируемым, другие реформируемым.

Отношение к реформе и революции, как методам социального прогресса, во многом определяет "левизну" и "правизну" прошлой и современной социал-демократии. Относится это и к современной российской социал-демократии. В России, например, есть социал-демократы, стоящие на левом фланге социал-демократии и доказывающие вслед за Марксом и Лениным, что революцию нельзя отменять или запрещать, как это делают, например, В. Путин или Г. Зюганов, и есть последователи Александра Яковлева, считающие революцию антиправовым явлением, напрямую связанным с экстремизмом большевиков и марксистского учения в целом.

Различение правых и левых тенденций в обществе и социал-демократии связано также с вопросом о мере соотношения индивидуальной свободы и блага всех, личного и общественного начал. Над этим вопросом ломали голову и ломают до сих пор политики как либерального, так и социалистического направления мысли.

Еще в начале ХIХ века ученик Сен-Симона и автор слова "социализм", Пьер Леру предупреждал от чрезмерного преувеличения в политике индивидуального и общественного, индивидуализма и социализма. Преувеличение общественного начала в ущерб свободе личности Леру называл "папством" или "абсолютным социализмом", преувеличение личного начала он называл эгоизмом, или "абсолютным индивидуализмом". Тем самым он предвосхитил современность с ее крайностями тоталитаризма и неолиберального фундаментализма, уничтожающими, с одной стороны, свободу человеческой личности, с другой, права ассоциации.

Пьер Леру был последовательным противником противопоставления общества и личности, как двух якобы несвязанных друг с другом сторон общественной жизни. Он считал, что личность как целое во многом тождественна обществу. Она подобна семени, из которого вырастает будущее дерево. Как дерево воспроизводится в своих плодах, так общество воспроизводит себя в отдельных людях. Общество - не просто механическая совокупность личностей, оно есть результат их взаимосвязи и взаимовлияния. Я думаю, что известная формула социального идеала будущего общества - свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех - возникла у Маркса и Энгельса под влиянием работ Пьера Леру.

Как показывает историческая практика, вопрос о гармоничном соединении индивидуального и общественного начал не удалось решить ни реальному социализму, ни радикальному либерализму. Как известно, над этой проблемой бился Ленин, пытавшийся незадолго до своей смерти решить ее с помощью идеи кооперации. К сожалению, позднее эта идея была извращена в практике сталинской насильственной коллективизации сельского хозяйства.

Не удалось ее решить и "неолибералам" Ельцину и Гайдару, разрушившим коллективные хозяйства и давшим свободу не производительному капиталу, а спекулянтам и криминалу. Что касается знаменитой фразы "отца русской демократии", обращенной к субъектам Федерации: "берите свободы сколько можете проглотить", то, как известно, она породила в них такие центробежные и сепаратистские силы, такой местный эгоизм и национализм, с которыми центральная власть не может сладить до сих пор.

Где же следует искать ту оптимальную меру соединения личной свободы и общественного блага, которая могла бы спасти Россию от распада, обнищания и разорения? Думаю, ее можно найти на так называемом "третьем пути", противоположном как "казарменному социализму" прошлого, так и "либеральному фундаментализму" настоящего. Это путь передачи собственности тем, кто ее создает, то есть путь самоуправленческого социализма, элементы которого пробивают себе дорогу во многих современных странах, реализующих программу создания предприятий с собственностью работников.

Здесь уместно напомнить, что демократы первой волны в России, приступив к приватизации, провозгласили сначала лозунг "демократизации собственности", то есть передачи собственности всем гражданам России. Что в итоге получилось с этой целью благодаря так называемой "ваучерной приватизации по Чубайсу", знают все. В итоге в стране не только не сложился мощный средний класс собственников, как конечная цель радикальных реформ, но, напротив, абсолютное большинство среднего класса, существовавшего в российском обществе, было ограблено и доведено до всеобщего состояния бедности и нищеты.

Уверен, что не противопоставление, а разумно понятая интеграция ценностей либерализма и социализма, основанная на них политика в интересах большинства, проводимая демократически настроенными левыми силами, может открыть дорогу в достойное будущее России. Именно таким путем шли и идут современные европейские социал-демократы, под руководством которых был обеспечен один из самых высоких уровней жизни людей.

Кто-то скажет, что многие социал-демократические партии в Западной Европе сегодня проигрывают парламентские выборы, и это правда. Но весь вопрос: почему? Дело в том, что, провозгласив идею "третьего пути" (знаменитая декларация Блэра-Шредера), они не сумели на практике в должной мере гармонизировать ценности либерализма и социализма, интересы индивида и коллектива, личности и общества. Руководство отдельных социал-демократических партий Европы, стоявших у власти, за последние годы сделало явный крен в сторону осуществления на практике либеральной политики, которая нарушила идентичность социал-демократии. Это, на наш взгляд, и привело на последних выборах к потере голосов традиционного социал-демократического электората, например, во Франции и Германии. Не сумели социал-демократы этих стран своевременно учесть и новые вызовы (в частности, негативные последствия глобализации, положение в обществе эмигрантов и нацменьшинств, проблему "новых бедных" и т.д.).

Таким образом, одним из важнейших вопросов современной социал-демократии является вопрос о сохранении ее политической идентичности. Идя на выборы, массы хотят видеть принципиальное отличие социал-демократической политики от политики неолибералов. Если это различие стирается, и левые социал-демократические партии полностью переходят на правые неолиберальные позиции, то спрашивается, зачем тогда, вообще, нужны социал-демократы? Не лучше ли отдать свой голос прямо партиям либеральной направленности? Именно подобное явление можно было наблюдать на недавних выборах в Польше.

Характерные, но прямо противоположные процессы происходили на российских парламентских выборах 2003 года. Как известно, тогда произошел полный провал партий правой ориентации, отстаивающих интересы компрадорского и крупного олигархического капитала. По выражению известного экономиста и социал-демократа Г.Х. Попова в России потерпела поражение не демократия, а, прежде всего, "примитивная американофильская модель" устройства России в экономике и политике. Если в 1998 году обнаружила свое банкротство экономическая политика "шоковой терапии", то в 2003 году рухнула политика, ориентирующаяся на бездумное копирование американских ценностей неолиберального фундаментализма (приоритет права сильного и богатого, абсолютизация роли рынка, апология социального неравенства, воинствующий индивидуализм и антисоциализм и др.). Абсолютное большинство россиян отвергли эти ценности, как противоречащие их коренным интересам. В итоге произошел сдвиг влево в политическом спектре страны, не смотря на электоральное падение коммунистов из КПРФ.

На мой взгляд, и В. Жириновский, и С. Глазьев с Д. Рогозиным, и "Единая Россия" сыграли на поле КПРФ, выдвинув на первый план проблему бедности и антиолигархизма. С какими же лозунгами они шли на выборы? Жириновский говорил о том, что выступает "за русских и бедных", которые особенно плохо живут в российской глубинке, на Урале, в Сибири и т. д., Глазьев требовал наиболее справедливого характера распределения природной ренты: направление ее на нужды государства и через него на "благо всех". Вслед за президентом страны лидеры "Единой России" также заявляли о необходимости скорейшего решения проблемы бедности, большей социальной защищенности граждан, ликвидации негативных последствий распада СССР и т.д.

Если абстрагироваться от националистического элемента в публичных выступлениях Жириновского, державной риторики "партии власти", то без преувеличения можно сказать, что население страны во многом проголосовало за социал-демократические идеи и ценности, подтвердив известную характеристику президента о том, что "Россия, по сути дела, страна социал-демократическая".

В свою очередь, КПРФ не сумела извлечь выгоду из популярной левой идеи. Мало того, она была обесценена практикой включения в партийный список некоторых представителей олигархического капитала, общением лидеров НПСР с Березовским, отсутствием последовательно левой и интернационалистской программы на выборах. Учитывая эти соображения, плюс открыто враждебное отношение к партии кремлевской администрации, контролирующей основные СМИ, поражение КПРФ стало закономерным. Если КПРФ в дальнейшем не изменит свою псевдолевую державническую идеологию, не устранит ее носителей в руководстве партии, ее окончательный крах будет неизбежен. Тогда ее место займут другие политические силы левой ориентации. Как говорится, свято место пустым не бывает. Я не исключаю, что ее место может занять левая партия социал-демократической или социалистической ориентации.

Несмотря на то, что во многих зарубежных и российских СМИ шел своеобразный вселенский плач в связи с провалом правых сил, поражение их было также вполне закономерно. Правые поплатились за свое высокомерие по отношению к населению страны, как в идейной сфере, так и в практической политике. Они думали, а некоторые думают до сих пор, что простой народ - "быдло" и ничего не понимает в жизни и политике. На самом деле, российский народ оказался гораздо мудрее, чем думали о нем правые. Он сказал "нет" чубайсовской практике веерных отключений электричества и росту тарифов на энергоресурсы, он не принял популистскую идею Немцова о возможности эффективной полугодовалой службы в армии, он отверг мнение прежней Хакамады о том, что поляризация общества на богатых и бедных - это высшее достижение демократии, наконец, он показал всем правым, что нельзя считать рынок панацеей (спасением) от всех проблем в области ЖКХ, науки, образования и культуры.

Результат голосования на парламентских выборах в декабре 2003 г. - это общий итог той политики правых, которая проводилась ими за прошедшие 12 лет, результат той социальной дифференциации, которая фактически ликвидировала у нас средний класс (квалифицированные рабочие, техники, инженеры, учителя, врачи, ученые), составляющий основу любого цивилизованного и демократического общества. Представители именно этого класса во многом оказались в маргинальной нише общества. Отсюда тот высокий процент, который получила партия Жириновского. Что касается партии "Яблока", претендующей на выражение интересов российской интеллигенции, то она не сумела преодолеть пятипроцентный барьер потому, что слишком поздно стала дистанцироваться от правых.

Как известно, социал-демократы всегда выступали за равенство прав и свобод человека, они всегда были против чрезмерной социальной дифференциации общества, где есть, например, сверхбогатые "новые русские", и сверхбедные рабочие, крестьяне, учителя и врачи, где для одних жизнь является "полем чудес", а для других "морем слез". С этих же позиций фактически выступило большинство людей, которые пришли на выборы и проголосовали против правых. К ним близки были и те 50 с лишним миллионов человек, которые вообще не пришли голосовать или проголосовали "против всех". Я думаю, что явление униженности, оскорбленности и бедности миллионов людей, которое существует в современной России, не было объективно учтено ни левыми, ни правым партиями, ни КПРФ, ни "Яблоком", ни СПС, за что они и поплатились.

Что касается партии "Яблоко", наиболее близкой к социал-демократии, то я помню, как на одном из съездов этой партии, где был и Михаил Сергеевич Горбачев, Григорий Явлинский заявил с трибуны, что он в своей деятельности будет нажимать на две педали - правую и левую. Но потом почему-то стал больше нажимать на правую педаль, отвергая союз с СДПР и поддерживая СПС по многим вопросам. Только перед самым началом выборов он стал активно нажимать на левую педаль, но это уже было поздно. Конечно, плохо, что демократическая партия "Яблоко" с ее реальной экологической программой, идеями социальной защиты населения, достаточно разумной позицией по ЖКХ и реформе армии, сегодня не представлена в Думе. В тоже время левая или розовая сторона "Яблока", за которую, на мой взгляд, проголосовало свыше трех миллионов человек, подтверждает то, что в России есть значительная социальная база социал-демократии.

Сразу после окончания выборов о возможном проведении социал-демократической политики в Думе начал говорить и один из лидеров блока "Родина" Дмитрий Рогозин. Правда, он не уточнил, как он будет соединять интернациональные ценности социал-демократии с некоторыми националистическими утверждениями, которые он неоднократно отстаивал как лидер "Конгресса русских общин". В период подготовки к парламентским выборам о своей социал-демократической позиции часто заявлял и Сергей Глазьев, в частности, когда он вел переговоры с руководством СДПР. Это позднее, исходя из популистских целей, он переключился на генералов Варенникова, Леонова и других "патриотов". Впрочем, как показала практика, политические расхождения между этими двумя лидерами блока "Родина" носят не случайный характер.

Теперь о том, почему представители Социал-демократической партии России не попали в Думу в 2003 году. Я думаю, говоря современным языком, их просто "кинули". Как известно, СДПР отказалась идти на выборы как самостоятельная партия. Рассчитывая на союз и поддержку "Единой России", она решила выставить своих кандидатов только в одномандатных округах. Реализуя эту тактику, она подписала соответствующее соглашение с партией "Единая Россия", в котором обе партии обязались сотрудничать на выборах в одномандатных округах. Однако это соглашение оказалось своеобразной бюрократической шуткой: никакого существенного сотрудничества (ни политического, ни организационного) не было. Мало того, кандидаты от той и другой партии оказались политическими конкурентами. Думаю, это хороший политический урок, из которого СДПР сделала соответствующие политические выводы. Они сегодня реализуются в отдельных регионах (например, в Вологде), где социал-демократы, участвуя в выборных кампаниях, с успехом провели своих представителей в местные органы власти.

Я считаю, что у российской социал-демократии имеются хорошие перспективы. Не сразу дело делается: СДПР - партия молодая, у нее все впереди. У этой партии, в отличие от многих других партий, есть своя идеология и строго определенная политическая ниша. Данная ниша рано или поздно будет заполнена полноценной массовой партией. В пользу этого говорит объективный ход исторического развития России. Она в свое время вышла из тупика "государственно-бюрократического социализма", а сегодня пытается выйти из другого тупика, так называемого "дикого" или "бандитского капитализма". Напомню: в 1991-ом году ни один трудовой коллектив не поднялся на защиту коммунистической власти, чем и было обусловлено ее крушение.В 2003 году мы стали свидетелями крушения партии, ориентирующейся на узкие олигархические интересы и соответствующие перспективы России. Из сказанного следует, что перед Россией есть один реальный выход: принять и реализовать социал-демократический проект развития России.

Как уже отмечалось, нынешний президент В.В.Путин неоднократно называл Россию социал-демократической страной. Спрашивается, что же ему мешает двигаться в направлении реализации этой формулы? Думаю, что это достаточно мощные силы, которые в народе называют "семьей", "олигархическими кланами" и т. п. Отсюда, я думаю, его известные колебания в политике. Например, с одной стороны, увеличение пенсий и зарплаты бюджетникам, с другой, снятие прогрессивного налога с капитала; с одной стороны, провозглашение права на бесплатное образование, с другой, допущение школьной реформы, зависящей от требований рынка и частного интереса. Эти постоянные колебания влево и вправо делают его политику явно непоследовательной. Тем не менее, до сих пор это не сказывается на его относительно высоком рейтинге у населения, продолжающего связывать с президентом В. Путиным свои надежды на лучшее будущее. Большинство россиян продолжает надеяться, что в оставшиеся два года своего правления президент окончательно отойдет от политики своего исторического предшественника, ориентирующегося на узкие интересы различных кланов, и будет, в конце концов, последовательно выражать интересы большинства.

Эти надежды питаются такими позитивными акциями президента, как ограничение влияния отдельных олигархов в политике, его неоднократные заявления о необходимости борьбы с бедностью, обещания об укреплении отечественной науки и развитии реального сектора экономики, инициативы, связанные с выделением таких социальных приоритетов, как здравоохранение, образование и ЖКХ. Следует отметить, что эти социальные приоритеты сближают политику президента с программными требованиями российской социал-демократии. Остается немного: осуществить их на практике.

Не только в обществе, но и в современной Социал-демократической партии России проявляются правая и левая тенденции. Уже в самом начале ее становления, при составлении программы партии, развернулась дискуссия, в которой одни члены партии настаивали на исключении понятия "социализм" из идеологии партии, а другие считали, что, говоря словами Брандта, не может быть социал-демократом тот, кто не выговаривает слово "социализм", кто не связывает с идеей "демократического социализма" будущее партии. Возникла дискуссия и о самом понятии "социал-демократия", лежащей в названии партии. Одни считали, что слово "социал-демократия" по своему происхождению восходит к понятиям "социализм" и "демократия", а другие - к понятию "социальная демократия". На самом деле, слово "социализм", введенное в научный оборот Пьером Леру, как уже отмечалось, означало социальное начало жизни в противоположность частному началу, проявляющемуся в воинствующем индивидуализме или эгоизме.

Различие правых и левых тенденций проявилось и в ходе учредительного съезда СДПР, где одни члены партии пытались доказать, будто доминирующей идеологией СДПР должна стать идеология "социального либерализма", в то время, как другие рассматривали социальный либерализм лишь в качестве одного из многих "направлений" практической деятельности партии. По мнению последних, идеология Социал-демократической партии России должна органически включать в себя и социалистические, и либеральные ценности, достижения марксистской и немарксистской общественной мысли.

Вспоминаю, как несколько лет назад вместе с моими коллегами писал программу СДПР. В ходе этой работы встал вопрос о собственности. Большинство членов программной комиссии выступили за многообразие форм собственности и их свободную конкуренцию. Меньшинство высказалось за доминирование в экономике частной собственности. Несколько раз менялась редакция данной программы, пока лидер партии собственноручно не поставил в этом вопросе точку, поддержав позицию большинства членов комиссии. Принципиальные расхождения были и по другим вопросам, в частности, по проблеме самоуправления в трудовых коллективах. В итоге Учредительный съезд, к сожалению, снял данную проблему из текста программы партии вообще.

Похожие процессы идут и в западной социал-демократии. Достаточно сослаться на дискуссию английских лейбористов по поводу IV пункта Устава партии, в котором до недавнего времени говорилось о том, что "общая собственность на средства производства" дает наибольшую справедливость в "перераспределении результатов труда". Сегодня это положение исключено из Устава данной партии. Как известно, у западных социал-демократов есть свои "традиционалисты", считающие, что нужно сохранять решающую роль социального государства в обществе, и свои "прагматики", полагающие, что либеральные идеи могут резко повысить эффективность экономической и социальной политики, увеличить свободу человека. Первые подчеркивают, что их сердце продолжает "биться слева", а вторые заявляют, что нельзя быть современным политиком, не обращаясь к позитивному опыту либералов.

Несмотря на имеющиеся разногласия, "правые", и "левые" в современном социал-демократическом движении исповедуют одни и те же мировоззренческие принципы и ценности, определяющие его идентичность. И те, и другие исходят из того, что лучшее будущее возможно; что каждый человек имеет равные права с другими, независимо от цвета кожи, этнического происхождения и исповедуемой религии; что социальная справедливость не должна допускать высокую поляризацию общества на богатых и бедных, что нужна общая солидарность людей во имя свободы, справедливости, прав человека и демократии.

Один из российских специалистов по западной социал-демократии (профессор А. Галкин) писал о том, что три основных фактора позволяют социал-демократам с оптимизмом смотреть в будущее:

  • это стремление к созданию такого устройства общества, которое бы отвечало интересам и потребностям каждой отдельной личности. Отсюда гуманизм, органически присущий социал-демократам;
  • это стремление к социальному равенству. Не в том смысле, как говорит один из лидеров СПС Б. Немцов, что левые хотят всех сделать равными или одинаковыми. На самом деле, никто из разумных социал-демократов этого никогда не хотел: естественно, люди от природы неравны. Здесь речь идет о равенстве возможностей, о равенстве доступа к социальным благам, о равенстве стартовых возможностей. Вот о чем говорят и что хотят социал-демократы;
  • наконец, это стремление воплотить в жизнь свои альтернативные проекты, связанные с осуществлением основных ценностей социал-демократии: свобода, справедливость, солидарность, демократия.

Как известно, эти ценности разделяет вся международная социал-демократия. Однако конкретное их наполнение может быть разным у разных партий или у одних и тех же партий в разное время. Так если раньше под справедливостью многие социал-демократы понимали патерналистскую политику государства в социальной сфере, то теперь они говорят о принципах "субсидиарности" и "адресности" в социальной политике государства, то есть используют слова, заимствованные из лексикона либеральных партий. Новую форму приобретают и старые лозунги, связанные с проблемой занятости. Так английские лейбористы, рассматривая проблему социальной справедливости применительно к трудовым отношениям, выдвинули формулу "благосостояния за труд", предполагающую возможность хорошо жить любому человеку, желающему получить работу и необходимую квалификацию.

Может существовать разное понимание социальной политики и внутри каждой социал-демократической партии, в частности, между ее различными фракциями. Например, немецкие социал-демократы, прагматики, все чаще выступают не просто за социальную защищенность трудящихся, а говорят о "трудом добытой защищенности". То есть здесь речь идет не о нашем бывшем "собесе", а о такой социальной помощи, которая обусловлена количеством и качеством труда каждого. В Германии сегодня можно наблюдать сугубо формальное отношение многих немцев к своему труду: 6-8 часов отработал и убежал домой. Как и у нас в советские времена, не смотря на разное отношение людей к труду, все знают, что зарплата и пенсия будут примерно одинаковая у всех. Кстати, у немцев, французов и англичан уровень пособия по безработице таков, что можно хорошо жить долгое время, не работая. Против подобного "собеса" и выступают современные прагматики в известном манифесте Шредера-Блэра. В свою очередь, "традиционалисты" выходят на первый план тогда, когда сокращаются заработки и пенсии, когда людям становится хуже жить. Тогда сердце социал-демократов начинает "биться слева", и они требуют смены руководства, изменения политики партии и т. д. Именно такие процессы сегодня идут в немецкой социал-демократии после последних парламентских выборов.

Наиболее характерное противостояние "правых" и "левых" в социал-демократических партиях Западной Европы произошло в связи с военным нападением США на Ирак. В России тоже некоторые "правые" социал-демократы стали оправдывать агрессивную политику Буша высокими словами о "защите" демократических ценностей в Ираке. Как известно, под влиянием "левых" настроений в СДПГ Шредер выступил против агрессивной политики Буша в Ираке. Лидер английских лейбористов Блэр, напротив, выступил на стороне американцев, за что навлек на себя острейшую критику "слева" внутри партии и во вне ее со стороны английской общественности, которая организовала соответствующие миллионные антивоенные демонстрации в Лондоне и других городах Англии. Таким образом, в постоянной борьбе и дискуссиях "левых" и "правых" фракций в партиях западной социал-демократии происходит изменение и развитие их политики.

Дискуссии между "левыми" и "правыми" социал-демократами всегда имели место и в политической истории России. Начиная со второго съезда РСДРП, дискутировали и боролись не только "большевики" с "меньшевиками", не менее острая борьба шла и внутри этих фракций и партий. Так, "правые" и "левые" меньшевики разошлись по вопросу признания и непризнания Октябрьской революции и советской власти. В годы НЭПа часть большевиков назвали Ленина "правым" за то, что он отстаивал идею допущения частного капитала в советскую экономику. Характерно, что Сталин обвинил Ленина в "национальном либерализме", когда тот отверг его план создания СССР на основе "автономизации".

По сути дела, все последние работы Ленина посвящены вопросу о том, как в ходе строительства социалистического общества следует соединять частный интерес с общественным благом, как нужно использовать частный интерес и умение торговать для подъема жизненного уровня народа. Его обращение к идее кооперации, малоизвестные мысли о возможности многопартийности в условиях НЭПа, фраза о коренном пересмотре "нашей точки зрения на социализм" связаны именно с этой актуальной и сегодня проблемой. Реализация НЭПа - это фактически первая попытка в истории осуществить на базе советского опыта конвергенцию социалистического и капиталистического уклада. Не менее интересна ленинская мысль о широком привлечении рабочих и крестьян к государственному управлению. Нечто похожее сегодня находим у лейбористов, которые стремятся реализовать в Англии идею "коммунитаризма", то есть соучастия граждан в управлении различными объектами и сферами общества, начиная с производственных предприятий и местных общин и кончая партиями и государством. В качестве своей конечной цели "новые лейбористы" пропагандируют идею создания "общества соучастия", куда органически входят различные акционерные компании, местные общины и многочисленные организации гражданского общества.

Острые дискуссии по историческим проблемам сегодня идут и в современной Социал-демократической партии России.

Прежде всего, дискутируется отношение социал-демократов к Октябрьской революции и ее вождю. Одни, вслед за отечественными либералами, считают эту революцию авантюристическим большевистским переворотом, ввергшим страну в пропасть и беззаконие. Некоторые ее называют даже "контрреволюционным переворотом" по сравнению с Февральской демократической революцией. Другие считают эту революцию "великой", открывшей целую историческую эпоху перехода общества от господства капитала к господству труда. Полярность этих оценок вновь прозвучала на научной конференции, посвященной 100-летию 2-го съезда РСДРП. Противоположны мнения российских социал-демократов и в оценке личности и роли Ленина в истории. Выступая с крайне правых позиций, одни социал-демократы считают Ленина "заговорщиком" и "экстремистом" типа Нечаева, инициатором "красного террора", "воинствующим безбожником" и т. д. Другие - "незаурядной личностью", принявшей вызовы времени, "великим революционером", возглавившим подлинно народную революцию, давшую мир народам, землю крестьянам, фабрики рабочим.

Если раньше в оценках Ленина преобладали совершенно некритические и восторженные суждения, то сегодня мы сталкиваемся с оценками прямо противоположного характера. Так, известный всем историк Волкогонов, основываясь на фактах "странной болезни" Ленина, договорился до того, что вождь Октября был малограмотным человеком, не знающим даже таблицу умножения. И это говорилось о личности, с отличием закончившей гимназию и университет.

В негативных оценках Октябрьской революции и Ленина, на мой взгляд, просвечивают три характерные особенности: социальная ангажированность, политическая коньюктурность и антиисторизм авторов. Остановлюсь более подробно на последней особенности. Наиболее полно она проявляется в отождествлении Ленина и Сталина.

На прошедшей в 2003 году научной конференции, посвященной проблеме международной социал-демократии, один уважаемый историк высказал суждение о, якобы, "генетическом" тождестве Сталина и Ленина. Я принципиально не согласен с такой позицией: она, на мой взгляд, насквозь антиисторична. Биологическая теория генов, вообще, здесь не причем. Политические процессы подчиняются совершенно иной, социальной логике развития. Конечно, Ленин и Сталин формально были в одной социал-демократической партии, но их политические позиции были принципиально различны и во время апрельских тезисов, и в дни Октября, и в последний период жизни Ленина, когда он принял решение о смещении нелояльного Сталина с поста генсека партии. Как известно, Ленин готовился "взорвать" эту "бомбу" на ХII съезде партии, но новый приступ болезни помешал осуществлению этого плана.

Ленина и Сталина разделяло не только грубость последнего, как это утверждалось в официальной истории КПСС советских времен. Их разделяло принципиально различное понимание стратегии и тактики партии в годы революции и после нее. Сталин во многом оставался человеком периода политики "военного коммунизма" и гражданской войны с их логикой конфронтации и насилия по отношению к человеку. Характерно, что Ленин потребовал принципиального отказа от этой логики с окончанием войны и переходом к НЭПу. Ленин хотел и добивался преобразований советского государственного аппарата, в первую очередь, Рабкрина. Сталин, будучи руководителем этого ведомства, всячески сопротивлялся этому. Ленин стремился создать СССР на началах равноправия входящих в него республик, Сталин отстаивал иерархический принцип его построения, Сталин был по своей идеологии державником, Ленин - интернационалистом. Наконец, Сталин в период болезни Ленина сделал все, чтобы его изолировать от партии и общества, Ленин всячески боролся против этой изоляции, считая свою личную несвободу делом рук Сталина. В последнее время появляется все больше фактов, свидетельствующих о том, что Сталин во многом "помог" умереть Ленину и в моральном, и в физическом смысле слова. Академик РАН Воробьев вспоминает, что в тридцатые годы еще жили свидетели, слышавшие фразу Сталина, относящуюся к поправляющемуся от своей болезни Ленину: "С этим трупом пора кончать". Если эти слова сопоставить с тем, что Сталин говорил о яде, который у него просил Ленин, вывод напрашивается сам собой: Сталин был не учеником, а палачом Ленина. Отождествление этих политиков совершенно некорректно с научной и политической точек зрения. Кто такое отождествление проводит, реализует, на мой взгляд, старую сталинскую установку: доказывать всюду, что "Ленин - это Сталин вчера, а Сталин - это Ленин сегодня".

На самом деле, Ленин был разный в разные периоды истории. Если хотите, Лениных оказалось несколько. Одно дело Ленин до 1917-го года со своей идеей надвигающейся демократической революции. Ленин от Февраля к Октябрю с идеей превращения буржуазно-демократической революции в социалистическую. Ленин времен военного коммунизма и гражданской войны, сумевший заполучить Брестский мир и сохранить страну от распада. Ленин времен НЭПа и написания своих последних работ, в которых он намечал контуры будущего общества, совершенно противоположного тому, что осуществил Сталин в 30 е годы, создав тоталитарный режим власти. Отголоски его мы ощущаем и по сей день. Истина конкретна. И мы должны каждому политическому деятелю той поры воздавать по заслугам.

Между прочим, у Ленина были незаконченные "Заметки публициста", где он ставил вопрос о возможной "легализации меньшевиков" и их использовании в руководстве страной. (См.: Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 44. С. 502-515) Его логика рассуждений на Х съезде партии примерно такова: если мы идем к НЭПу, допуская в определенных рамках развитие частного капитала и мелкой буржуазии, мы должны "давать ход" соответствующим мелкобуржуазным партиям. (См.: Там же. Т. 43. С. 75). В этом же русле следует рассматривать и его отношение к кавказским народам, в частности к Грузии, выраженное в соответствующих письмах, где он предупреждает грузинских коммунистов от левацких перегибов по отношению к народным массам, труженикам села и т. д. (См.: Там же. Т. 42. С. 367; Т. 43. С. 198-199). В этих письмах мы видим Ленина времен НЭПа, Ленина, понявшего: одной красногвардейской атакой на капитал ничего нельзя сделать. По его мнению, реальный, а невыдуманный социализм должен вобрать в себя все лучшее, что создано и оправдано опытом человечества.

В этой связи, надо отметить вклад современного Китая в социалистическую теорию. Фактически, руководство Китая своей экономической политикой повторило опыт российского НЭПа. Только это повторение сделано с учетом китайской специфики и было проведено более последовательно, чем в России. Если в России при НЭПе крестьянин треть урожая отдавал государству, треть вывозил на рынок, а треть оставлял себе, то в Китае (если я правильно информирован) десять процентов урожая отдавалось государству, а остальным крестьянин распоряжался сам. Конечно, здесь тоже не было идиллии (китайцы мне говорили, что какую-то часть урожая местная бюрократия "прихватывала" себе). Тем не менее, китайцы сумели накормить полтора миллиарда человек, а это, как говорится, "не фунт изюма". Да, там живут небогато. Да, у них много проблем и с бюрократией, и с качеством продукции, и с безработицей, но они идут вперед. Они завалили весь мир своими товарами. Они много строят. Они послали своего человека в космос. Они развивают науку и технику. Их темпы экономического развития заставляют беспокоиться самые развитые страны мира, включая Японию и США. Начав свои экономические реформы, они учились у нас. К сожалению, мы не хотим учиться у них и продолжаем весело проедать свои богатые природные запасы.

Итак, подводя итоги сказанному, следует отметить, что наличие "левого" и "правого" крыла в социал-демократическом движении, вообще, и Социал-демократической партии России, в частности, - вещь хорошая. Она более полно выражает различные социальные тенденции в обществе, придает партии необходимую подвижную устойчивость, препятствует догматизации теоретических взглядов, заставляет партийное руководство постоянно прислушиваться к мнению рядовых членов партии. В целом для партии это полезно. Развиваясь в дискуссиях и борьбе мнений, партия идет вперед. Но самое главное: эта борьба дает ей возможность выработать наиболее приемлемый и рациональный для страны политический курс. Я уверен, если нынешний президент возьмет у социал-демократов левоцентристский курс модернизации и развития России, ориентированный на интересы большинства, тогда прогресс нашего общества будет обеспечен. В противном случае будет продолжаться "правая" стратегия, идущая из прошлого "потерянного десятилетия", против которой солидарно проголосовал народ на прошлых парламентских выборах. В таком случае страна будет продолжать стагнировать и разрушаться. Будет еще хуже, если нынешняя власть, упоенная своими победами на выборах, свалится в авторитаризм, национализм или державность. В этом случае стране не избежать потрясений и социальных конфликтов. Заканчивая статью, еще раз повторю:наша страна обречена на социал-демократию. И чем раньше это поймут ведущие политики страны, тем быстрее начнет выздоравливать наше, во многом еще больное, общество.

С сайта СДПР (Кишенин В.Н.)

В оглавление


Hosted by uCoz