The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Василий Архипович Шишкин
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

РУСЬ СВЯТАЯ

Шишкин Василий Архипович

ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ РОССИИ

Шишкин Василий Архипович кандидат философских наук, доцент кафедры педагогики Куйбышевского филиала ФГБОУ ВПО "Новосибирский государственный педагогический университет", г. Новосибирск, Россия.

Email: kpkfngpu@yandex.ru

Аннотация

В данной статье рассмотрен вклад преподобного Сергия Радонежского в цивилизационный выбор России, в русскую культуру в XIV веке, а также определяются задачи российской культуры в XXI веке

.

Ключевые слова: Сергий Радонежский; цивилизационный выбор; национальные задачи.

SERGIUS AND CIVILIZATION TASKS RUSSIA

Shishkin Vasily,
Ph.D., Associate Professor of
Pedagogy of the Kuibyshev branch VPO
"Novosibirsk State Pedagogical University",
Novosibirsk, Russia.
Email: kpkfngpu@yandex.ru

Abstract. This article describes the contribution of St. Sergius of Radonezh in civilizational choice of Russia, Russian culture in XIV century, and also defines the tasks of the Russian culture in the twentyfirst century.

.

Keywords: Sergius of Radonezh; civilizational choice; national objectives.

.

* * * * *


В истории России за 1152 года с зарождения государственности прошло много великих правителей, святителей, учёных и писателей, рождалось немало гениев, учителей своего народа и даже человечества. Но среди этого множества есть лишь несколько исторических деятелей, определивших цивилизационный выбор России на многие века вперёд. Перечислим их последовательно: равноапостольный великий князь Владимир, святой благоверный великий князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский и святой благоверный великий князь Дмитрий Донской, купец Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. В истории это соответственно X, XIII, XIV, XVII века. Цивилизационный выбор делается народом и его вождями не раз и навсегда, на исторических развилках он повторяется и уточняется. Таким же временем выбора пути для России станет и век XXI.

Когда мы говорим о цивилизационном выборе страны или народа, то речь идёт об оригинальном, особенном пути развития этого народа, основанном на его коренных ценностях и идеалах, традициях и стереотипах поведения. И этот путь – не что иное, как национальная культура, развивающаяся в согласии с природой и климатом, под воздействием противоречивых отношений с соседними народами. Чем больше будет разнообразие путей развития, национальных культур у человечества, тем больше безопасность его существования как вида на Земле. Об этом в своё время сказал выдающийся учёный Н.Н. Моисеев в книге «Человек и ноосфера» [3].

И тогда встаёт вопрос: сейчас, в XXI веке, перед Россией снова стоит выбор цивилизационного пути развития или всё идёт своим чередом? В современном мире происходит множество событий, отвлекающих нас от вопроса: зачем жить, куда идти, от того, что человека и делает человеком, даёт смысл бытия? Тут и война на Украине, и войны на Ближнем и Среднем Востоке, и мировые цены на нефть и газ, и конкуренция за шельфы океанов. И за всеми такими событиями впереди всех стран оказываются США в роли «демократического» водителя человечества. Между тем американец потребляет в 11 раз больше среднего потребления жителя Земли и собирается потреблять так дальше, не считаясь с тем, что вымрут целые народы и будет уничтожена экосфера планеты Земля. Этот путь развития гибелен для всего человечества, что бы ни говорили об американской демократии и её великих ценностях. Но причём тут преподобный Сергий Радонежский, который жил в XIV веке? Однако между ним и нами, далёкими потомками, осталась многовековая связь русской культуры, в которую он внёс уникальный и выдающийся вклад, и не только как религиозный деятель.

Известно, что цивилизационный путь России на века выбрал великий князь Владимир, приняв православие сам и крестив Русь в 988 году. Но сложная судьба народа и государства, не раз находившихся на грани уничтожения, не раз ставила Русь- Россию перед выбором: оставаться ли в прежней православной вере или в интересах сиюминутной выгоды принять новую? Когда Русь лежала в развалинах после монголо- татарского разорения, Александру Невскому от имени папы Римского предложили помощь против Батыя под условием принятия Русью католичества. Но князь разумно как политик и выдающийся полководец и сердцем как верующий принял для себя и Руси решение: татары веротерпимо относятся к православию, Рим всей душой желает уничтожить нашу веру, к тому же военное искусство татар на голову выше всех европейских государств и вряд ли Европа поможет изгнать завоевателей с Русской земли. Лучше платить дань, чем потерять свою веру! И в веках он остался правым перед народом и церковью.

Точно такой же выбор стоял перед великим князем Московским Дмитрием Ивановичем спустя 130 лет, но он не был таким же стойким духовно, сомневался в том, что русские княжества поддержат его в будущей Куликовской битве. Игумен Маковецкого монастыря на Радонеже Сергий к тому времени был прославлен в Руси как смиренный трудолюбивый монах, добывающий тяжелым трудом хлеб насущный, как духовный учитель народа и князей, как пророк и чудотворец, как заступник за крестьян перед князьями и боярами, как основатель многих монастырей, миссионер и распространитель христианства на Руси, а вслед за монастырями грамоты, архитектуры, технологий строительства, иконописного художества и духовной музыки по русским землям. Он лично многократно выполнял дипломатические миссии, уговаривая князей объединяться под рукой великого князя Московского, не сеять междоусобных раздоров и войн. Вот почему в тяжёлых сомнениях великий князь Дмитрий Иванович обратился за благословением к игумену Сергию, и тот благословил войско на битву и предсказал, что победа будет за русскими. Надо сказать, что сам Сергий не был сторонником войны и поначалу уговаривал откупаться от татар, как это делал князь Московский Иван Калита.

Но когда встал выбор для него самого, как судьбоносный выбор и для Руси, он указал на путь ратного подвига и даже благословил двух своих монахов, знаменитых воинов Пересвета и Ослябю, идти вместе с князем на битву [1]. И вот теперь перед нашими государственными деятелями и церковными иерархами, перед российским народом в очередной раз стоит вопрос: оставаться ли верными памяти предков, склониться ли перед давлением всей Европы и США и превратиться в их сырьевую колонию? Выбор стоит и перед всей нашей культурой: способна ли она отстоять страну перед внешней экспансией, дать технологические и научные прорывы, отстоять духовную и социальную идентичность народа? Когда-то Преподобный Сергий послужил духовной опорой для выбора пути Козьме Минину, дважды являясь во сне к нему с призывом освободить Родину от захватчиков-поляков. Но спустя 400 лет, в сегодняшнем цивилизационном выборе России, Сергий Радонежский снова является для нас опорой и маяком, указывающим дорогу в будущее. Устоит наша культура как независимая целостность и ценность, как защитник слабых и пример для других культур не военного, не хищнического развития – и не иссякнет Божья правда в человечестве, а значит, не умрут более слабые культуры и народы, не истощится человеческая цивилизация! Вот в этом и есть русская идея на грядущий XXI век: с вдохновением и мужеством творить свою культуру и защищать культуру от одичания.

В этом году патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая перед иерархами церкви и государственными деятелями на празднике в честь 700-летия Преподобного Сергия, назвал его олицетворением идеала святой Руси(святой Руси как метареальности, не имеющей земного воплощения), воплощением идеала святости, и все, кто его воплощал, были героями духа. И среди всех этих героев на первом месте назвал Сергия Радонежского [4]. Присоединяясь к этим словам святейшего патриарха, скажу, что это воздаяние духовному подвигу святого есть не полное понимание значения личности Сергия в истории общества и русской культуре.

Сергий Радонежский

С.Н. Ефошкин "Преподобный Сергий Радонежский. По Руси".

На протяжении ряда лет я занимаюсь исследованиями, что же является устойчивым ядром и законом развития русской культуры, и пришёл к выводу: такое ядро и закон развития существуют и это не что иное, как национальный идеал. Он представляет собой сложное единство политического, духовного и социального идеалов, является источником глубинных противоречий культуры – и потому общим законом её развития. Из анализа языковедческих, религиозных, богословских, исторических, философских и литературных источников следует, что для русского самосознания идеалами являются: в политической сфере – единство народа, в духовно-религиозной – братство (соборность) и в социальной сфере – правда. Закон развития русской культуры и общества звучит следующим образом: политическое единство и духовное братство на социальной основе правды. В европейских странах этот идеал прозвучит таким: политическое единство и экономическая конкуренция на социальной основе закона. Именно в разнице национальных идеалов и скрыто различие цивилизационного кода Европы и России, глубинная тайна их многовековых войн и соперничества, но и сотрудничества перед лицом попыток порабощения человечества.

Именно в кризисные, переломные эпохи национальный идеал из глубин менталитета народа выходит на поверхность национального самосознания и бытия. Через специфически русские ценности, активизирующиеся в сознании, национальный идеал запускает внутренний механизм динамического равновесия и возвращает культуру в историческое русло, проявляя себя в виде закона-тенденции. Такова общая причина и картина всех смутных эпох в истории России. И наоборот, успешные исторические периоды, ускоренное развитие культуры и общества России является результатом одновременного гармонического развития всех идеалов сфер культуры, входящих в структуру национального идеала.

Такие эпохи ускоренного развития в российской истории существовали несколько раз: при равноапостольном великом князе Владимире, при царе Иване III Великом, при императоре Александре II и в советское время. Рекламируемые в истории как великие, реформы Петра I во многом не достигли цели, поскольку духовный и социальный идеалы были отброшены на задворки модернизации в ходе имперского строительства, народ принесли в жертву империи. Церковь была превращена в прямой придаток государственного аппарата в виде Священного Синода и утратила свою автономность. Ещё хуже, что Петром был вбит культурный клин между сословиями при помощи введения иностранных языков в повседневность придворного общения. В результате появившегося культурного отчуждения высшего сословия от податных сословий духовные и социальные чаяния крестьян были вообще забыты на полтора века вперёд, вплоть до отмены крепостного права. И это отчуждение привело к трём революциям начала XX века, а самое печальное – Россия до сих пор не вышла из круга революций. В служении церкви и России преподобного Сергия Радонежского мы видим как раз такую симфонию духовного, политического и социального идеалов. Он был поборником христианского идеала любви к ближнему и братства, активным сторонником и проводником объединительной политики в государстве, защитником обиженных и слабых перед сильными мира. Довольно распространён взгляд, что в немалой степени собирание русской земли, то есть крупные политические преобразования на Руси великого князя Московского Дмитрия Ивановича Донского удались благодаря величайшему авторитету Сергия в глазах всего русского народа, его славе чудотворца и религиозного подвижника [2, с.151].

В Пермской земле прославлено имя младшего современника преподобного Сергия святого Стефана Пермского, крестителя и просветителя зырян, нынешних коми. Хорошо известен удивительный факт, когда идя по разным дорогам и не видя друг друга, Сергий и Стефан одновременно поклонились друг другу, что осталось на века в обрядности Троице-Сергиевой лавры. Епископ Стефан не только изучил язык зырян, но и составил с учётом особенностей местного языка алфавит и азбуку. В те далёкие времена устроители монастырей были не только духовными, но и государственными деятелями по самим своим делам, независимо от своих желаний и отношения к ним. Средневековые святители часто были первопроходцами земель и через крещение местных народов приводили их в подданство России. А это значит, что они присоединяли к ней новые территории не насильственным путём, укрепляли её могущество убеждением и личным примером, а не огнём и мечом, как это делали крестоносцы в Европе и на Ближнем Востоке, а затем католические миссионеры в Югославии, на Украине, в Южной Америке.

Каковы же главные задачи для современной российской культуры на основе духовного и цивилизационного наследия преподобного Сергия Радонежского?

Во-первых, задача духовного и культурного подъёма и просвещения молодёжи и прочих слоёв населения, чтобы они принимали нашу культуру как свою кровную и комфортную для жизни сейчас и на будущее. Прежде всего молодёжь должна поверить в будущее своей земли, а не искать счастья и комфорта в других странах, что сделали миллионы трудолюбивых и энергичных, образованных и талантливых наших соотечественников в 1990-е годы.

Исходя из примера самого Сергия Радонежского, Русской православной церкви и другим конфессиям необходимо трудиться на ниве воспитания у прихожан миролюбия и добролюбия в отношении к людям и к обществу, бороться с брожением в умах и душах, воспитывать уважение к труду и семейным ценностям.

Из его же примера следует и принцип: сберегая национальную культуру в главном, не надо бояться отступать от мёртвой буквы в малом, смело идти на изменения и реформы ради сохранения этого главного.

Во-вторых, задача ненасильственного объединения народов и стран в целях их процветания, мирного развития и противостояния агрессивным блокам и цивилизационному поглощению. Политико-экономический проект Евразийского экономического союза и проекты развития Северного морского пути, а также Трансконтинентальной железной дороги для ускорения мировых грузопотоков как раз принадлежит к таким направлениям, но это должно стать только началом долгого пути. Россия не должна бояться ноши культурного лидерства в Евразии, но должна и соответствовать такой ноше!

В-третьих, это задача геополитического государственного мышления и защиты православия, также и других укоренённых в России конфессий одновременно, как духовной основы культуры, особой российской цивилизации. Такая задача стояла ещё у Святого благоверного Александра Невского за 130 лет до Сергия Радонежского. В 1380 году него в войске хана Мамая шли на Русь не одни татары, но и генуэзские наёмники. Оснащено это войско было на деньги купцов Генуи, богатейшего торгового центра Европы на тот момент. В этом войске шли католические проповедники, огнём и мечом собиравшиеся утвердить на Руси католичество. Перед русским народом стояла грозная опасность потерять свою веру и национальную идентичность, самоопределение собственного пути в мире. Авторитет преподобного Сергия сыграл выдающуюся роль в сплочении русских княжеств для отражения этой угрозы.

Есть ли подобная опасность в настоящую эпоху, для теперешних и будущих поколений? Да, опасность для национальной идентичности существует со стороны идеологии бездуховного потребительства, идущей с Запада, а также со стороны исламского фундаментализма, мечтающего о создании исламского халифата от Северного Кавказа через Дон и Поволжье до самого Урала. Такая опасность исходит в том числе от различных сект, расплодившихся на российских просторах, от пронацистских организаций и экстремистских формирований различного толка. Всё ли делает Русская православная церковь и её иерархи теперь для предотвращения угрозы национальному единству и будущему, остаётся вопросом, на который невозможно ответить однозначно утвердительно.

В-четвёртых, задача творческого развития экономики и культуры и как условие их развития – военной, информационной и идеологической защиты духовного, политического, социального и экономического достояния России. В современной философии распространяется ложное утверждение, запущенное самым известным на Западе русским философом Н.А. Бердяевым, будто бы русское самосознание зародилось в трудах славянофилов в 1830-х годах. Это искусственное омоложение национального самосознания на 1000 лет далеко не так безобидно, ибо в идеологических спорах о культуре России и её влиянии в мире не последним доводом оказывается древность самой культуры. Если американскому самосознанию не более 240 лет, тогда как оно может быть более зрелым, более ценным, чем русское национальное самосознание, которому 1150 лет?

Должна ли американская культура указывать нашему народу на нашей земле, или мы обойдёмся наследием предков, создавших и сохранивших государство и культуру для нас в самых тяжёлых климатических условиях и самых кровопролитных войнах? Возраст культуры, почти в пять раз более старшей, – это как раз доказательство её стойкости и созидательности. И здесь государственная, общественная и религиозная деятельность преподобного Сергия есть ярчайший образец национального самосознания, гармоничное воплощение русского национального идеала.

Для нас, живущих в XXI веке, этот пример должен оставаться живым, мы должны творчески применять его в изменившихся условиях. Нация и её живая вера, её душа, переставшие творить, как Сергий, не имеют будущего. Среди важнейших задач Русской православной церкви одна из важнейших теперь – это укрепление веры в народе, чтобы православная вера и культура не была безвольным объектом атак других религий и культур; чтобы русский парень или девушка не становились террористами во имя Аллаха, потеряв смыслы и ориентиры в своей родной культуре.

В-пятых, задача гармонизации духовной, политической и социальной жизни, устранения из неё глубоких диссонансов, неуверенности в завтрашнем дне низов и нигилизма верхов. Выше отмечено, что в самой личности и деятельности преподобного Сергия гармонично сочетались духовный, политический и социальный идеалы, в результате чего он оказал выдающееся воздействие на развитие православия, государства, социальной справедливости и культуры в XIV веке на русской земле, ибо эти идеалы распространялись его учениками и сподвижниками во власти и церкви, в народе как руководящие принципы жизнедеятельности страны.

Уверен, более последовательные, осмысленные и отвечающие современным запросам общества действия политиков и иерархов церкви в этом направлении приведут к могуществу и процветанию, росту влияния России и её культуры в мире. Если сам преподобный Сергий Радонежский воплощал собой национальный идеал, то его примеру должны следовать истинные лидеры нации и в нашу эпоху.

В-шестых, задача возвращения в повседневную жизнь социального идеала праведности, правды. Сергий был воплощением праведности для русского народа, что послужило делу единства государственной власти и податных сословий в трудные времена испытаний на само существование. Сейчас между властью и крупным бизнесом, с одной стороны, и десятками миллионов людей, с другой, вырыта пропасть глубокой социальной несправедливости, опасной для будущего государства и народа, эту пропасть надо зарывать с обеих сторон: и государству, и обществу.

Современная государственная власть в лице Президента РФ В.В. Путина и правительства России в определённой мере следует этим идеалам Сергия Радонежского, реализуя в социальной политике записанную в российской Конституции статью о социальном государстве. Не всегда последовательно и достаточно, но она это делает даже в не слишком благоприятной ситуации, в глобальный финансовый кризис 2008 – 2010 года, и сейчас в условиях давления санкций Европейского Союза и США из-за кризиса на Украине.

В-седьмых, задача предотвращения расхождения старших и младших поколений по ценностным установкам в результате агрессивной пропаганды западных ценностей через кинопродукцию Голливуда, песни и т.п. и поношения отечественных ценностей. К чему это приводит, хорошо видно по телепередачам с Украины, где 7 – 12 – летние дети выкрикивают нацистские лозунги и топчут российские флаги, а ведь 25 лет назад всё начиналось с лозунгов украинской интеллигенции «Русские нас обжирают!». Если мы допустим конфликт между поколениями у себя в стране, мы потеряем национальную культуру и страну.

В-восьмых, задача неустанной борьбы с внутренним разладом, религиозным и идеологическим экстремизмом. Сюда входит не только идеологическая борьба с мусульманским экстремизмом в мусульманских и немусульманских регионах. Ведь в классическом исламе нет изначально ненависти к иноверцам и даже обычное приветствие звучит как «Мир вам!» Важное место имеет борьба с таким проявлением западной цивилизации, как радикальный либерализм части представителей властных структур, крупного бизнеса и творческой интеллигенции. Он отличается своей нетерпимостью к истокам российской культуры, большевистской беспощадностью к людям, не желает считаться ни с чем.

Нобелевский лауреат по экономике Джозеф Стиглиц охарактеризовал либеральные реформы 1990-х годов в России как полный провал. При этом размеры ВВП сократились на 54%, а промышленного производства и вовсе на 60%, в 20 раз увеличилась доля бедных по сравнению с СССР в 1989 году, причём резко увеличилось расслоение по доходам при сокращении общих доходов страны [5,с.14]. Деиндустриализация особенно ударила по деревне и малым городам, что имеет далеко идущие негативные последствия для проблемы сохранения российской идентичности.

Если принять темпы прироста населения в Российской Федерации равными 0,7% в год, какими они были в 1979 – 1989 годах, по расчётам следует, что население России в конце 2001 года должно было составить 160,25 миллиона человек. Но фактически оно составило 145,65 миллиона, включая въехавших в страну на жительство 4,79 миллиона человек. Итого за 10 лет либеральных реформ Россия потеряла 19,4 миллиона человек в мирное время, включая выезд из страны на ПМЖ 1,05 миллиона специалистов с высшим образованием, из которых до 300 тысяч учёных и IT-специалистов. Эти потери сопоставимы с разрухой и потерями России после 8 лет Первой мировой и Гражданской войны 1914 – 1922 годов. И экстремисты, и радикальные либералы объективно толкают страну к новой гражданской войне. С теми и другими России не по пути в историческое будущее.


СПИСОК ЛИТЕРАТРЫ

1.  Борисов, Н.С. Сергий Радонежский [Текст] / Н.С. Борисов. – М.: Молодая Гвардия, 2003 – 328 с.

2.  Кучкин, В.А. Дмитрий Донской [Текст] / В. А. Кучкин // Вопросы истории. – 1995 – №5 – 6 – С. 62 – 83

3.  Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера [Текст] / Н.Н. Моисеев. – М.: Мол. Гвардия, 1990 – 351 [1]с.: ил.

4.  Патриарх Кирилл. Преподобный Сергий – олицетворение Святой Руси / Проповедь на Соборной площади Троице-Сергиевой лавры 18 июля 2014 года на празднике обретения святых мощей в честь 700-летия Сергия Радонежского. [Электронный ресурс] / Патриарх Кирилл. – Режим доступа:– Режим доступа:http://www.pravmir.ru/patriarch-kirill-prepodobnyiy-sergiyolitsetvorenie-svyatoy-rusi/#ixzz3JZwHjQne.

5.  Стиглиц, Дж. Кто потерял Россию? [Текст] / Дж. Стиглиц // Эковест. – 2004 – Вып. 4 – №1, – С. 4 – 37

P.S.   Эта статья написана в ноябре 2014 года к 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского и опубликована в сборнике: Культурно-историческое наследие как фактор устойчивого развития территории. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермский государственный национальный исследовательский университет, Соликамский государственный педагогический институт (филиал); Составители: Г.А. Лебедева, В.В. Дементьева. 2015. С. 52-58.




В оглавление