The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Оболенский Александр Митрофанович
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

ЭТО НАША ИСТОРИЯ!



Оболенский А.М.

Взлет и падение парламентаризма в СССР (России) - 1988-1991гг.
(тезисы выступления на пленарном заседании «Таврических чтений»)

Оболенский А.М.

Оболенский Александр Митрофанович (слева), народный депутат СССР, Председатель Комиссии Верховного Совета СССР «По расследованию причин и обстоятельств государственного переворота в СССР" и Бабурин Сергей Николаевич,депутат Государственной думы I, II и IV созывов, учёный-юрист

Оболенский Александр Митрофанович


ТЕКСТ   ДОКЛАДА   ПОДГОТОВЛЕН   ДЛЯ   "ТАВРИЧЕСКИХ   ЧТЕНИЙ"
В   ЦЕНТРЕ   ИСТОРИИ   ПАРЛАМЕНТАРИЗМА   МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ   АССАМБЛЕИ   ГОСУДАРСТВ   СНГ

Парламентари́зм —
государственная система с парламентом во главе


Парламент -
высшее государственное представительное собрание

С.И. Ожегов * Словарь русского языка * 1990 г. * стр.491

По существу, до 1989 года схема управления СССР представляла собой диктатуру коллективного руководства КПСС – Политбюро ЦК КПСС во главе с Генеральным секретарем.

Это было даже законодательно закреплено в статье 6 Конституции СССР: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза»[1, стр.7].

Поэтому, в установку М.С. Горбачева в докладе на XIX Конференции КПСС 28 июня 1988 года: «Сделать все, чтобы миллионы и миллионы трудящихся были включены в управление страной не на словах, а на деле»[2, стр.47]. Не верилось... Неужели всемогущий Генеральный секретарь ЦК КПСС сам всерьез поставил вопрос об ограничении своей власти переходом к открытой парламентской форме управления с участием всего населения?! Ответ на этот вопрос дал сам Горбачев, когда через 2,5 года организовал и возглавил 2-5 сентября 1991 года погром детища собственной политической реформы, высшего органа представительной (парламентской) власти и конституционного носителя всей её полноты в СССР - Съезда Народных депутатов СССР.

Погром, который довершил ликвидацию центральных конституционных органов власти Союза, похоронив начавшийся процесс реформирования СССР в демократическое правовое государство с парламентской формой управления.

Погром, после которого сам Горбачёв в должности "Президента-символа" уже "убитой" им страны, остался заложником своих подельников по разрушению СССР, пока они не принудили его отречься 25 декабря 1991 года и от этой позорной роли.

Несмотря на это, отрекаясь от власти на развалинах СССР, который он, вступая в должность, клялся защищать, он пафосно заявлял: «Я думаю, на мою судьбу выпало великое дело. Главное дело моей жизни свершилось»[3, стр.66].

Ельцин Борис Николаевич

Что это за дело откровенно поведал его продолжатель Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин в откровенном отчете Конгрессу США 17 июня 1992 года: «Мир может вздохнуть спокойно. Коммунистический идол, который сеял повсюду на земле социальную рознь, вражду и беспримерную жестокость, который наводил страх на человеческое сообщество, рухнул. Рухнул навсегда! И я здесь для того, чтобы заверить вас на нашей земле мы не дадим ему воскреснуть!»[4, стр.1].

Но 25 месяцев (с 25 мая 1989 года по 5 сентября 1991 года) СССР жил в классической парламентской системе управления. К сожалению, и народ, в целом, и мы - Народные депутаты и Союза ССР и его республик оказались не способны использовать этот исторический шанс перехода в демократическое правовое государство. М.С. Горбачев как даровал нам в июне 1988 года парламентаризм, как систему государственного управления, так, можно сказать, и забрал его, навязав 5 сентября 1991 года 5-му Съезду НД СССР нелепый закон об органах власти в переходный период. Мы не смогли защитить от него страну!

* * *

Спустя 38 лет, анализ большого массива проговоров (свидетельств) непосредственных участников затеянной в 1985 году М.С. Горбачевым «перестройки» в открытых публикациях их воспоминаний, не оставляет сомнений, что корни его замыслов надо искать в вошедших при нем в моду переговорах один на один (порой даже без русского переводчика) с Президентом США Рональдом Рейганом и сменившем его на посту Джорджем Бушем (старшим). Вся последовавшая цепь событий 6-летней трагедии целенаправленного разрушения СССР, как невиданного ранее социально-экономического эксперимента построения общества на принципах гуманизма и справедливости, логично укладывается во взятие Горбачевым на этих закрытых переговорах обязательства использовать свою неограниченную власть для ликвидации всей социалистической системы, включая полное реформирование СССР, как её ядра:

                        1.   Ликвидацию монополии КПСС на власть с введением многопартийной политической системы;
                        2.  Разделение страны на небольшие государства не способные к самодостаточному развитию;
                        3.  Перевод экономики на частнокапиталистическую систему отношений.

Все перечисленные задачи были объединены амбициозной мечтой войти в мировую историю мессией, избавившим человечество от угрозы ядерного самоистребления и локальных войн сведением всех стран под мудрое общепланетарное управление.

Естественно внутри СССР Горбачеву и его ближайшим соратникам приходилось эти замыслы скрывать. Как признавался позднее он сам: «На моем месте многие из наших героев давно бы бросили все. Меня испытывали и на разрыв, и на разлом. И партия мяла, и военно-промышленный комплекс, и друзья-коллеги по новому Союзу. Все. Я проявлял гибкость, и тем не менее главные идеи перестройки на всех направлениях, включая политическую и экономическую реформы, обновление многонационального государства, - я "протащил", хотя и не без ошибок [3, стр.66].

* * *

А 28 июня 1988 года и коммунисты, и беспартийные были заворожены его красивыми речами о восстановлении власти Советов полномочных Народных депутатов, напрямую избираемых населением в конкурентной борьбе на свободных выборах.

Избирательный закон был составлен таким образом, что его положения с формальных позиций как бы сохраняли контроль партии над избирательным процессом и в то же время давали шанс обществу в округах где общественное сознание созрело для самостоятельного участия в политической жизни выдвинуть и избрать действительно независимого Народного депутата, представляющего интересы избирателей, а не партии.

Как бы то ни было, в январе-мае 1989 года и коммунисты и беспартийные граждане СССР с воодушевлением включились в кампанию первых в истории СССР прямых выборов своих представителей в высший орган представительной (парламентской) государственной власти на конкурентной основе!

Оказалось, что произошедшие за годы перестройки в обществе перемены уже не гарантировали победу представителям партийной номенклатуры даже при условии оставления их в бюллетене для голосования в единственном числе! К примеру, в Ленинграде голосованием «против» больше чем «за» граждане «прокатили» баллотировавшихся без конкурентов 1-го секретаря Обкома КПСС Ю.Ф. Соловьева и первого зама Ленгорисполкома А.А. Большакова. А в целом из 458 человек, входивших в руководство КПСС, депутатские мандаты получили только 134 (29 процентов). Среди потерпевших на выборах поражение оказалось 35 секретарей обкомов КПСС»[5, стр. 436].

Общие итоги выборов внешне свидетельствовали, что партия сохранила полный контроль над высшим органом власти в стране, т.к. 87% депутатов были членами и кандидатами в члены КПСС. Однако, уже первые часы работы первого Съезда показали, что эра чинных заседаний верховных органов государственной власти исправно, единогласно голосующих за предварительно разработанные в структурах ЦК КПСС проекты законов безвозвратно ушла в прошлое.

Оболенский А.М.

В самом начале съезда независимый беспартийный депутат, выдвинув себя кандидатом на должность Председателя Верховного Совета СССР, поломал заготовленный аппаратный сценарий безальтернативного избрания на этот пост М.С. Горбачева. Президиум Съезда был вынужден идти демократическим путем заслушивания программ всех кандидатов, обсуждения кандидатур и лишь затем голосования. Итоги затеянного ведущими прямо нарушающего Регламент, открытого голосования о включении в бюллетень для тайного голосования: 689 голосов - «ЗА»; 1415 - «ПРОТИВ» и 33 - «ВОЗДЕРЖАЛИСЬ» [6, стр.100]. Они сразу стали демонстрацией степени готовности Съезда самостоятельно, с соблюдением демократических стандартов выполнять функции нового органа верховной власти СССР. Это соотношение приблизительно в 1/3 депутатов нацеленных на парламентаризм так и оставалось до самого конца существования СССР оплотом становления в нем зачатков верховенства подлинно представительной власти народа.

Показательно, что практически с тем же соотношением (1329 - «ЗА» из 2000 участвовавших в 3-м Съезде НД СССР) Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев на безальтернативных выборах 15 марта 1990 г. был избран Президентом СССР. Итак, несмотря на избрание на Съезд части независимых депутатов, в целом орган представительной власти СССР продолжал оставаться под контролем руководства КПСС. Так, отмена в статье 6 Конституции СССР положения о руководящей роли КПСС 3-м Съездом НД СССР произошла лишь тогда, когда соответствующее «руководящее указание» партийному большинству поступило из ЦК КПСС.

Вполне естественно, часть независимых народных избранников искала пути координации своей депутатской деятельности. 29-30 июля 1989 года состоялось организационное собрание Межрегиональной депутатской группы (МДГ). Из проведенного среди её членов анкетного опроса следовало, что 97% присоединившихся к МДГ Народных депутатов видели в ней лишь структуру координации своих независимых действий, площадку обсуждения и сверки с единомышленниками личной позиции по проводимым в стране реформам, а не прото-партию, соперника КПСС. Иными словами, МДГ рассматривалась ими как зародыш независимой представительной власти для будущего управления страной на началах парламентаризма.

Спустя 34 года, анализ большого массива свидетельств непосредственных участников в открытых публикациях их воспоминаний, не оставляет сомнений в том, что процесс самоорганизации независимых депутатов аккуратно согласовывался их лидерами с ближайшим окружением М.С. Горбачева и им самим. Поэтому Межрегиональную депутатскую группу (МДГ), по крайней мере, на первом этапе её деятельности, можно считать политическим проектом М.С. Горбачева по созданию в высшем органе Советской власти политической опоры своим стратегическим замыслам. Соответственно, нет никаких оснований считать её официальной оппозицией. Однако, и считать МДГ инструментом полностью послушным воле М.С. Горбачева также оснований нет. Хотя 82,7% членов МДГ и состояли в КПСС [7], по своему властному статусу они являлись независимыми Народными депутатами, как правило, победившими в альтернативной борьбе. Это обстоятельство, оценивая персональный состав МДГ, отмечал позднее известный Народный депутат СССР Юрий Юрьевич Болдырев: «МДГ никогда не была антикоммунистической группой. Это были не антикоммунисты, это были очень разные люди с очень разным мировоззрением. Их объединяло только одно, что это были сильные, самостоятельные, настоящие люди, осознающие свою ответственность перед теми, кто их послал, и не желавшие танцевать в кордебалете. Вот и всё! А среди них были люди и левых, и правых, и русско-шовинистических, любых взглядов. Но это достойная команда»[8, стр.8].

* * *

На первый взгляд, МДГ не имела шансов влиять на процесс реформирования СССР. Ведь её численность (по максимуму перед открытием 2-го Съезда НД СССР) составляла 388 человек (17% всего депутатского корпуса).

Однако, политически активные Народные депутаты СССР, входившие в МДГ, нашли процедурную возможность оказывать влияние на законотворческий процесс через активное самовыдвижение в процессе формирования и утверждения персонального состава Комитетов и Комиссий ВС СССР. Так, если непосредственно в ВС СССР было избрано 85 Народных депутатов СССР, вошедших затем в МДГ, то с учетом общего состава Комиссий и Комитетов к законотворческой работе был привлечен 201 её член или примерно 56% общего состава[7, 3-3.2-20-1-1-0468 ]. Таким образом, большинство членов МДГ без лишнего шума, формально составляя заведомое меньшинство в органе законодательной власти СССР, своей активностью вносили весомый, если не решающий, вклад в разработку принципиально новых основ законодательства демократического правового государства. Параллельно нарабатывались и закреплялись процедурные нормы и практические навыки принятия законов с максимальным учетом точки зрения депутатов. В практике работы Верховного Совета появились совершенно немыслимые в прошлом: процедура постатейного принятия законов с голосованием по всем вносимым депутатами, причем не только членами ВС, поправкам; решения о возврате отдельных положений и даже проектов законов на доработку в Комитеты и Комиссии; решения об отказе согласования отдельных кандидатур Министров. Впервые в истории СССР разработкой проектов законов занимались непосредственно законные представители населения в постоянно действующем верховном органе власти, а не соответствующие отделы ЦК КПСС. Закладывались правовые основы для проведения экономических и политических реформ. А страна и её граждане учились жить в режиме демократического, правового государства. Одним словом, с первого дня своей работы орган верховной по Конституции власти в СССР все более проявлял признаки самостоятельности в отношении опеки ранее исходившей из аппарата ЦК КПСС.

* * *

По итогам 2-го Съезда НД СССР стало ясно, что в составе МДГ действовало две неформальные фракции. Одна (большинство) сосредоточила свои усилия на повседневной работе в Верховном Совете, стремясь способствовать укреплению представительной власти и эволюционному реформированию страны. Вторая (меньшинство) с опорой на поддержку Горбачева и США требовала радикальных преобразований и революционного пересмотра самих основ конституционного национально-государственного устройства СССР. Чего стоит, к примеру, вот такой пассаж раздела «Реформа национально-государственного устройства СССР» проекта тезисов к платформе МДГ, предложенных на рассмотрение участникам Общего собрания 09 декабря 1989 года: «Россия выделяется из Российской Федерации и становится республикой, равной другим по правам» [7, 3-3.2-20-1-1-0461]. После бурного обсуждения выработать платформу приемлемую для большинства членов МДГ так и не удалось. В руководстве МДГ (и, вероятно, у Горбачева) начало формироваться понимание, что создать на её базе организацию революционеров, с опорой на которую, по рецепту В.И. Ленина, удастся перевернуть СССР не получится.

К весне 1990 года неформальные фракции МДГ окончательно расходятся в своих целях. Реформаторское большинство продолжает упорно работать в Комитетах и Комиссиях Верховного Совета над эволюционным правовым реформированием экономики и общественно-политической системы СССР. За вторую половину 1989 и 1990 годы во многом с их участием разработано и введено в действие более 30 основополагающих Законов СССР.

Старовойтова Г.В.

Радикальное меньшинство МДГ после неудачи с подключением к реализации своих идей всего состава группы сразу после 2-го съезда НД СССР сосредотачивается на борьбе за укрепление позиций своих сторонников через участие в выборах депутатов в местные и республиканские органы власти в марте 1990 года. С этой целью её представители активно участвуют в учреждении в январе 1990 года избирательного блока «Демократическая Россия», - по сути, широкого народного фронта против монополии на власть одной партии (КПСС). В рамках этого процесса идет активное продвижение в общественное сознание идеи Сахарова - Старовойтовой о необходимости радикального изменения национально-государственного устройства страны как панацеи от всех нарастающих проблем СССР.

Со своей стороны М.С. Горбачев с января 1990 года начинает все более откровенно использовать свои полномочия для легализации идей Сахарова – Старовойтовой на уровне органов государственной власти. Едва укрепив свою власть «избранием» на должность Президента 15 марта 1990 года, в своем первом выступлении в новом статусе М.С. Горбачев уже говорит не об обновлении «договорных основ Союза», а о разработке нового союзного договора: «…Считаю безотлагательной разработку нового Союзного договора, который отвечал бы нынешним реальностям и потребностям развития нашей федерации, каждого народа. При этом следует предусмотреть дифференциацию федеративных связей с учетом своеобразия условий и возможностей каждой республики…»[9, стр.4]. В устах юриста с высшим образованием подобная постановка вопроса однозначно предполагала обнуление всех прежних обязательств между субъектами Союза. Вполне естественно, с этого момента неформальная фракция большинства МДГ, члены которой упорно работали над правовым реформированием СССР стала непримиримым противником его Президента, по сути объявившего об его роспуске и намерении собрать вновь, но на новых условиях. Последний, впрочем, предусмотрел создание более надежной опоры своим планам, проведя на 3-м съезде НД СССР одним Законом с введением поста Президента учреждение под его руководством и нового органа союзной власти – Совета Федерации в составе, по должности, руководителей союзных республик. Именно с этим новым органом власти Горбачев и приступил к выработке договора о новом Союзе.



После отказа 12 июля 1991 года Верховного Совета СССР одобрить текст этого прожекта у М.С. Горбачева оставался только не правовой путь выполнения тайных личных обязательств перед заокеанскими «партнерами», на который он и вступил 30 июля 1991 года путем сговора (заговора) «на троих» с Президентами Б.Н. Ельциным и Н.А. Назарбаевым. (миф о ГКЧП расследован в докладе на «Таврических чтениях» 05 декабря 2022 года).


Оболенский Александр Митрофанович

Выступление Оболенского А.М. в Центре истории парламентаризма Межпарламентской ассамблеи государств СНГ ("Таврические чтения")


Справка об авторе

Оболенский Александр Митрофанович – родился в 1943 году в г. Орле. В 1971 году окончил Ленинградский горный институт. Трудовая биография почти целиком связана с Кольским научным центром Академии наук СССР. С 1987 года активный участник неформального политического движения. В 1989 году в сложнейшей борьбе избран народным депутатом СССР от Ленинградского сельского национально-территориального округа № 20 (Мурманская, Ленинградская, Калининградская области и Карельская республика) . В числе побежденных на выборах соперников такие известные в то время люди, как командующий Ленинградским военным округом ген. - полк. Ермаков и редактор журнала «Коммунист» Отто Лацис. В политике стал широко известен благодаря самовыдвижению на первом Съезде Нар. деп. СССР в альтернативу Горбачеву при выборах Председателя ВС СССР. До 1990 года беспартийный. В январе 1990 года вошел в состав оргкомитета по подготовке учредительного съезда социал-демократической партии Российской Федерации и с мая 1990 года регулярно избирался в руководящие органы этой партии. С 2008 года, придя к выводу, что политические партии играют в жизни страны роль своего рода организованных преступных групп, вновь беспартийный.

Резко отрицательно оценил сменивший М.С.Горбачева политический режим и с тех пор ищет пути восстановления в России легитимной демократической власти.

Для соратников и единомышленников:   orlovskiji@mail.ru

Ссылки на источники

1.  «Конституция СССР» - Издательство «Известия Советов народных депутатов СССР»-1988 г.

2.  Стенографический отчет XIX Всесоюзной Конференции КПСС - http://uaio.ru/5/455/soxix101.htm

3.  «Декабрь-91. Моя позиция.» - Михаил Сергеевич Горбачев.

4.  Текст выступления Б.Н. Ельцина в Конгрессе США 17 июня 1992 г. (по видеозаписи) – (архив автора).

5. «Глупость или измена» - книга-расследование Александра Владимировича Островского - http://www.k2x2.info/istorija/glupost_ili_izmena_rassledovanie_gibeli_sssr/index.php 6.  Стенографический отчет 1-го съезда Народных депутатов СССР, том 1, Издание Верховного Совета СССР, Москва, 1989 г.

7.  Материалы личного архива Оболенского А.М. (3.2-20-1-1).

8.  Межрегиональная депутатская группа -https://ru.wikipedia.org/wiki/Межрегиональная_депутатаская_группа.

9.  Позиция МИД СССР по разграничению союзной и республиканской компетенций во внешней политике - Ю.М. Батурин = (К истории подготовки нового Союзного договора 1990–1991 гг.) – Москва-2020 (ISBN 978-5-907366-04-6).



г. Санкт-Петербург, Таврический дворец 07.12.2023

В оглавление