The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Водолазов Г.Г.
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Новая книга Григория Григорьевича Водолазова

«Социализм после Октября. Вода живая и мёртвая»

книга Водолазова Г.Г.

«Социалистическая Россия – утопия или реальная возможность?» – это главный вопрос и главная проблема книги. ...демократический социализм для России – это реальная историческая возможность (и необходимость), это ее реальное будущее..."

«Социалистическая Россия – утопия или реальная возможность?» – это главный вопрос и главная проблема книги. Как будто бы – «утопия». Ведь вроде бы не осуществилось то, о чем мечтали и что провозглашали люди, совершавшие Октябрьскую революцию. И все же, как стремится доказать автор, демократический социализм для России – это реальная историческая возможность (и необходимость), это ее реальное будущее, в котором будут преодолены экономические и политические тупики современного олигархического капитализма и построена общественная система социального равенства, гуманизма и народоправства.

О содержании книги можно получить представление по заголовкам основных её разделов:
-  Ленинское наследие: вода живая и мертвая.
-  Мартов и Ленин: революция и нравственность.
-  После Ленина: борьба за власть.
-  «Реальный гуманизм» против «казарменного коммунизма» (альтернатива: Бухарин – Сталин).
-  Последний бой Николая Бухарина. -  Политическое завещание второго вождя Октября (Лев Троцкий подводит итоги).
-  «Сталинизм» и «ленинизм».
-  Маркс продолжается: демократический социализм шестидесятников.
-  Горбачев: номенклатурная утопия.
-  Момент выбора: демократия или бюрократия (или начало конца горбачевской перестройки).
-  После Августа-91.
-  Девяностые годы и после… Власть, собственность, гражданское общество и будущее России.

Мы публикуем вводную главу к книге.

НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АВТОРЕ

А. Х. Бурганов, д. и. н., профессор, академик АН Республики Татарстан.
Я человек двух культур: русской и татарской, причем в первой я смыслю больше (образование, работа – на русском языке). Мне, человеку, разрывающемуся между двумя культурами, больно, когда одна из них – русская культура – опошляется. Со скоростью света… Я безмерно рад появлению на книжном рынке шедевров русского мышления, к примеру, неоднократно мной цитированного почти девятисотстраничного (большого формата) труда Г. Г. Водолазова. Это, как сказал бы я, книга книг, синтезирующая в себе, быть может, все, что достигнуто духовной элитой в осмыслении духовно-нравственного развития человечества от Сократа до трагического русского мыслителя эпохи российского безвременья Эвальда Ильенкова, чистейшей души праведника той эпохи Юрия Буртина, умницы Игоря Дедкова, подвижника Лена Карпинского и некоторых других их соратников – мастеров (по слову автора) плетения «золотой нити» «интеллектуальных исканий»… К сведению всех последующих исследований подобной проблематики: мне представляется, что без ее (книги Водолазова) вовлечения в свой научный оборот – любое исследование окажется историографически ущербным… (Из книги «РОССИЯ – МЕССИЯ?»).

А. С. Черняев, ученый-историк, в 1986–1991 гг. – помощник генерального секретаря ЦК КПСС, затем президента СССР по международным делам.
Григорий Григорьевич! Читаю Вашу книгу («Идеалы и идолы») и уже перечитываю: с конца вперед, с середины до конца и вновь к началу. При первом с ней знакомстве пожалел, что поздно ее получил. Но быстро успокоился: она надолго, она навсегда в интеллектуальной памяти, если таковая сохранится в России вообще. Я «купаюсь» в обилии мыслей, наслаждаюсь манерой письма, точностью терминов, в том числе удачными «новоязами», удивляюсь мастерству смешения жанров, эпох, персонажей, диапазоном рефлексии и знаний, которые не на выставку выложены, а – в кипящем мыслительном котле.
При такой энциклопедичности важен язык. А он у Вас настоящий и красивый, демонстрирующий свою классическую универсальность и «могучесть».
То, что я не согласен по многим конкретным пунктам, не имеет значения. А несогласие происходит не от расхождения в оценках того или другого, а потому, что мы отличаемся в «образе мышления»: у меня оно начисто лишено идеологической закваски. А у Вас идеи, рассуждения, оценки, сами по себе интересные («искусство для искусства»), все-таки «идеологизированные»: они содержат надежду.
Вы правы, Ваша книга – дневник. Но, в отличие от моего, это дневник интеллектуальный, а не событийный. Он – о духовной драме русской интеллигенции в ХХ веке, о ее – как всегда в России невостребованном – мощном умственном потенциале.
Ох, Григорий Григорьевич, если бы наши вожди читали такие книги, у России была бы совсем другая история. Увы! Р. S. Под впечатлением – стал перечитывать Платона. Очень оригинально он у Вас выглядит, интереснее, чем у тех, кого читал о нем – с тех пор, как еще до Войны, в студенчестве, соприкоснулся с «Диалогами». Спасибо.

И. М. Клямкин, д. филос. н., профессор, вице-президент фонда «Либеральная миссия».
Мало с чем могу сравнить впечатление, которое произвела на меня в начале 70-х гг. книга Григория Водолазова «От Чернышевского к Плеханову». И то интеллектуальное воздействие, которое на меня тогда она оказала. В книге шла речь о русских публицистах второй половины XIX века, о движении их мысли от вопроса «что делать?» к ответам на него. Но написано это было так, что их вопрошания и искания воспринимались обращенными непосредственно к нам – людям, живущим столетием позже. Григория Григорьевича я могу назвать своим учителем в самом строгом и точном смысле этого слова. Будучи блистательным педагогом, он ненавязчиво делал то, что можно назвать «постановкой мышления». Григорий Водолазов сформировался в методологической школе Эвальда Васильевича Ильенкова. В эту школу он ввел и меня. Но в водолазовском преломлении она была мне ближе, так как Григорий Григорьевич использовал ее применительно к изучению не столько философской, сколько социально-политической мысли. И обе свои диссертации (и кандидатскую, и докторскую) я писал под непосредственным влиянием этой ильенковско-водолазовской методологии. (Из статьи в журнале «Континент»).

Л. А. Фадеева, д. и. н. (Пермь).
Многое в книге объясняет личность самого автора: Г. Г. Водолазов несет в себе огромный просветительский потенциал, реализовывая его в преподавательской, научной, публицистической деятельности. Я бы взяла на себя смелость сказать, что автору присущи и просветительский дух, и просветительское миссионерство, и просветительский задор. Российская ассоциация политической науки признала книгу Г. Г. Водолазова лучшей публикацией 2006 г. в номинации «Политико-публицистические работы». Справедливы и это признание, и выбор номинации. Рефреном завершающей части книги звучат слова древних: «Делай, что должно, и будь, что будет». Григорий Водолазов сделал то, что должен был сделать, и сделал так, как мог только он. (Из статьи в журнале «Полис»).

А. Н. Архангельский, публицист, телеведущий, профессор Высшей школы экономики.
Григорий Водолазов – известный российский философ и, как сейчас принято говорить, общественный деятель гуманитарной сферы. Когда-то, еще в студенческие годы, он познакомился с легендарным мыслителем Ильенковым, через него (во многом) приобщился к мировой философской традиции, почти потерянной советскими гуманитариями, да и многими западными специалистами тоже. И много сделал для того, чтобы эта традиция возродилась – не как предание о безвозвратно утраченном прошлом, а как живое дело реальных интеллектуалов. Для него сократовская философия – не закономерная часть истории античности, а живое и незавершенное явление, которое расположено не позади, а впереди. Платон – наш современник. Это не воспоминание о давней мудрости, а недостигнутая цель. Недостигнутая, но достижимая. Пересказывать интеллектуальные мемуары Григория Водолазова – бесполезно. Они построены по прихотливым законам философской поэмы. Нечасто со страниц какой-то свежей книги встает образ обаятельного автора, человека, который не стесняется и не боится быть открытым настежь. Эта энергия вольного мужества передается читателю. За что мы книгу, собственно, и ценим.
Обаяние этой книги, заставляющей вспомнить о «Былом и думах», в ее интеллектуальном бескорыстии. Автор пишет о друзьях, о Чернышевском, Платоне, Горбачеве и Сократе не потому, что хочет что-то доказать, а потому, что ему важно для самого себя разобраться в том, где истина. И мы вослед ему ставим перед собой – свои вопросы. (Из статьи в журнале «Общая тетрадь»).

В. И. Пантин, д. филос. н., профессор. Лауреат золотой медали Н. Д. Кондратьева – «за выдающийся вклад в развитие общественных наук».
Книга Г. Г. Водолазова «Идеалы и идолы» написана в интересном и довольно своеобразном жанре. Это не мемуары, не публицистика, не философский труд в чистом виде, но одновременно и то, и другое, и третье, переплавленное в нечто новое. Благодаря такому синтезу многие философские и политические идеи и рассуждения автора обретают живость и воспринимаются без особого труда, несмотря на то что речь в книге идет о весьма непростых проблемах… Восстановление «связи времен», осуществленное в книге Г. Г. Водолазова, жизненно необходимо для решения сегодняшних, самых актуальных и жгучих проблем. (Из статьи в журнале «Философские науки»).

Б. Г. Капустин, д. филос. н., профессор.
Дорогой Григорий Григорьевич! С огромным интересом прочитал присланную Вами рукопись книги «Мыслильня – век ХХI. Уроки творчества, нравственности и свободы». Когда читал текст, многократно возвращался к моим ранним впечатлениям от Ваших лекций в МГУ еще в 70-е. Стоит ли говорить о том, что я согласен со всеми основными Вашими «педагогическими принципами»? Ведь в этом отношении я сам в решающей мере «вылеплен» Вашей педагогической практикой.

О. А. Кучкина, писательница, драматург, академик РАЕН.
Книга Водолазова «Идеалы и идолы» посвящена философу Эвальду Ильенкову, «человеку не от мира сего, с печатью абсолютной идеи на высоком челе», по характеристике автора. Я помню, как Ильенков приходил к нам, в «Голубой зал» «Комсомолки», во времена «оттепели», и мы завороженно слушали этого умницу, во всем верного себе, ни в чем не поддавшегося официальному мышлению. Григорий Водолазов, выпускник того же факультета журналистики, что и многие из нас, был выделен Ильенковым и принят в тот интеллектуальный кружок, где бурно искали истину Натан Эйдельман, Юрий Карякин, позже Юрий Буртин, Лен Карпинский и другие замечательные современники
. В диалогах Сократа, записанных Платоном, как и в творениях самого Платона, Водолазов обнаруживает актуальнейшую мысль, которая дает ключ ко многому, что творится в мире сегодня. Главный мотив книги, он же главный мотив всей деятельности писателя, философа, педагога Водолазова – взаимоотношения политики и нравственности. Еще в 60-х он написал статью «Нравственность и революция»: о том, что безнравственность в политике не оправдываема никакими целями, что безнравственные средства неминуемо дают безнравственный результат. Как и почему прекрасные идеалы в процессе их реализации оборачиваются отвратительными идолами, и возможно ли избежать этих превращений, гнетущих чувство и разум, – эту проблему увлеченно исследует Водолазов. (Из статьи в «Новой газете»).

Л. И. Шинкарев. Писатель, журналист. Союзом журналистов России Шинкареву присвоено почетное звание «Легенда российской журналистики».
Читая «Идеалы и идолы», я ловил себя на мысли о том, что завидую студентам, которые вникают в историю и философию по Водолазову, и очень жалею, что в свое время у меня не было таких учителей, таких их лекций и семинаров. Были, конечно, в том числе приличные люди, но другие. А таких не было. Чтобы о марксизме, о многом другом так легко, изящно, занимательно – не было. Теперь вот, перечитывая, жадно пытаюсь восполнить недополученное, своим умом не додуманное, но попытки запоздалые.
Возможно, по причине своей невежественности, простирающейся, в том числе, на историю мировой философии, до книги Водолазова я мало что знал о Сократе, немногим более того, что в наши головы вкладывали в студенческие (1950-е) годы на факультете, где философия не была профилирующим предметом, а потому, как это бывало, лекции зубрили не чтобы знать, а чтобы сдать. И вдруг обнаружить на страницах «Идеалов и идолов» этакую глыбу! Уже не говорю о характере, о мудрости, о мужественности, но каков мастерище всю суть своей бунтарской натуры выражать в Слове…Читая, забываешь, в какое столетие погрузился, так все влечет, так все осязаемо, узнаваемо, самим пережито, ощущаешь живое дыхание времени и неподдельные страсти эпохи. Эпохи, которая так далека от нас, но в то же время воспринимается как наша собственная эпоха. Подобное тонкое, ненавязчивое, едва ощущаемое, но ощущаемое совмещение столь далеких времен под силу только одаренному перу, которое Небеса когда-то вложили руку автора этой книги.

А. Н. Осокин, историк, автор фундаментальных книг по истории Отечественной войны, инженер, лауреат Международной премии им. академика В. П. Глушко, бард.
В 2006 году вышла главная книга Григория Водолазова «Идеалы и идолы». Кто-то сказал, что даже у написавшего целое собрание сочинений писателя есть всего одна КНИГА. Уверен, что «Идеалы и идолы» – та самая КНИГА Григория Водолазова, ибо в ней он собрал главное, что он понял о жизни вообще и о жизни нашей страны в частности. И все это абсолютно научно, совершенно документально и необычайно художественно, что делает выявление жанра этой книги практически невозможным, ибо там есть все… А может быть, это – рождение совершенно нового жанра? По значению и проблематике эта КНИГА – «Былое и думы» советских шестидесятников. Во всяком случае, не прочитав ее, невозможно будет говорить об этой эпохе.

А. Никифорова, студентка МГИМО.
На страницах книги я столкнулась с редким в наше время феноменом: с искренностью. Почему-то не все даже в собственной работе могут быть прямыми, открытыми до конца. И очень зря! Встретив искренность, хочется также быть искренней, хочется ответить честно, неподдельно, открыто. А какой писатель, какой творец не ждет искренней реакции на свою работу? Мне кажется, главное достоинство книги заключается именно в той правдивости, открытости, неподдельности и прекрасной простоте, которая сразу покоряет читателя. Вникая в логику автора, в ход его мыслей, его идеи, мне несколько сложно даже было разобрать, где заканчиваются его размышления, а где начинаются мои собственные. И вот мой собственный ответ автору книги. Уважаемый Григорий Григорьевич! Поэтому я и учусь в МГИМО, поэтому и читаю Вашу замечательную книгу, поэтому я пытаюсь всеми силами познать мир политического, пытаюсь извлечь урок из непоправимых ошибок прошлого, чтобы в будущем не сделать того же. Я хочу, я готова идти в этот мир, чтобы изменить его, не просто повлиять на умы людей, а самой сделать его лучше, чище, правильнее с моральной точки зрения. И я уверена, что это возможно.

Я ВСЕ-ТАКИ ХОЧУ ПОНЯТЬ!

Начну с проблемы, которая мучает меня с самых первых моих – юношеских – статей и по сей день. Наиболее полно, наиболее развернуто сформулирована она в моей книге 2006 г. – «Идеалы и идолы». Мне не удалось тогда дать удовлетворяющее меня самого решение этой проблемы. Но само ее содержание высвечено там, на мой взгляд, достаточно полно. Вот что я тогда писал (цитата, конечно, длинная, но ведь и проблема непростая, и описать ее хочется с возможно большей полнотой):
«Я все-таки хочу понять, почему все так получилось? Почему гуманные планы и благородные замыслы, изначально присущие социалистической теории, марксизму (равенство, братство, свободный труд, материальное изобилие), обернулись в нашей стране, при реализации, такой чудовищной – сталинской – системой? Я не только репрессии, не только гулаги имею в виду. Я имею в виду возникновение общества, жестко разделенного на новых (по сравнению с царизмом и капитализмом) господ и новых рабов, на чиновно-бюрократическое меньшинство, в руках у которого все (и власть, и собственность), и обездоленное народное большинство, у которого – ничего. Я имею в виду появление новой общественной формации – с социально-классовыми антагонизмами, которых не знала история и появления которых никто (включая Маркса и Ленина) не ожидал и не предсказывал». (Это не только и не просто проблема далекой истории, добавлю я сегодня, в 2022 г. Понять то, что произошло в нашей стране на рубеже 30-х годов, – значит понять, что надо и что не надо будет делать, выходя из тупиков, в которые ввергли наше общество вначале номенклатурно-авторитарная система, выдававшаяся за «социализм», а потом – олигархический капитализм).

Когда я был помоложе, мне, большому почитателю Маркса, очень хотелось объяснить это тем, что исполнители (главным образом сталинцы) извратили, вульгаризировали теорию Маркса. И задача, следовательно, состоит в том, чтобы выявить пункты этих извращений, восстановить подлинный (или, как тогда любили говорить, – «аутентичный») марксизм и затем реализовать его во всей чистоте и точности его замыслов. При этом я и мои друзья отдавали себе ясный отчет, что речь идет отнюдь не о мирных, товарищеских научных дискуссиях в рамках одной идейной парадигмы, а о жесточайшей, абсолютно непримиримой идейной борьбе принципиально разнящихся, даже – антагонистических, мировоззрений (хотя и одинаково именующих себя «марксизмом»). И реализация «нашего» марксизма предполагала не «поправки», не «улучшения» существующей системы (так называемого реального социализма), а ее коренное преобразование – в форме антибюрократической революции, имеющей целью вырвать власть из рук партгосноменклатуры и передать ее в руки угнетенного политически и эксплуатируемого экономически НАРОДА.

Для меня и сегодня совершенно очевидно, что идеология и политика сталинского руководства с марксизмом, с его сутью, не имели ничего общего. Я и сегодня думаю, что сталинисты извратили и испоганили марксизм. Но!.. Но в последние годы, при более основательном рассмотрении событий ХХ столетия, мне все чаще и чаще приходит в голову мысль, что сталинизм – явление не совсем постороннее марксизму, что есть в марксизме какие-то пространства, какие-то участки, какие-то почвы, на которых, при определенных условиях, могут вырастать ядовитые цветы сталинщины. Иначе говоря, сталинизм – не целиком «по ту сторону» марксизма, он взрастает из ограниченностей, узких мест марксизма, из его ошибок и ложных ходов при осуществлении на практике.

Мой прежний – чересчур простой – ответ перестал удовлетворять меня. И задача тысячекратно усложнилась: исследовать, есть ли в марксистской теории то, что при определенных условиях может дать ростки сталинизма. Сейчас, когда я пишу эти строки, я не готов ответить на этот вопрос. Но я готов его поставить и начать соответствующее исследование. Интуиция же подсказывает: микробы сталинизма присутствуют и в Марксовом, и в ленинском учении. Интуиция подсказывает: что-то очень важное было упущено, не учтено ни Марксом, ни Лениным. Что?...

Не собираюсь в своих размышлениях ограничиваться лишь выяснением логики перехода к сталинизму. Для меня не менее важно понимание и дальнейшей эволюции нашего, российского, общества – в болотную жижу брежневщины, барахтанье в этом болоте в эпоху Горбачева и обретение нового (не менее, впрочем, отвратительного) социального качества в эпоху Ельцина. Но эта дальнейшая эволюция – это все потом; да и понятой она может быть только в контексте эволюции сталинистской общественной формации, исходя из ее противоречий и закономерностей. Однако это будет уже более простое и более легкое теоретическое занятие. Самое трудное, самое принципиально важное для понимания всего процесса российского развития в XX столетии – рождение сталинизма как бы из марксистского проекта, выяснение сущности новой, невиданной в истории общественной формации. Самое главное – понять этот момент неожиданного рождения нового социального качества (не предсказанного, не предугаданного классическим проектом). Дальше – уже движение в рамках нового общественного строя. И это, конечно, проще для понимания.

И еще. Да, я хочу нащупать изъяны того проекта, на который ориентировалась наша страна в ХХ столетии; да, я хочу понять, где мы сорвались, какая историческая логика затолкала нас в кровавую колею, в экономические, политические и культурные тупики. И все же не собственно непознанные фундаментальные закономерности общественного развития «не дают мне покоя». Ну чего же из-за них убиваться-то особенно? Не познанные сегодня будут познаны завтра; приналяжем всем научным миром – и приоткроются завесы исторических тайн.

Мне «покоя не дают» явления гораздо менее крупные, менее масштабные. За мною «как тень гонятся» и гнетут душу разные «мелкие» (на фоне-то всемирных закономерностей и фундаментальных сдвигов!) подробности бытия, с которыми я никак не могу справиться ни мыслью, ни в особенности чувством, которые и сообщают-то моему поиску (уж извините!) повышенную эмоциональность (мало свойственную людям моей – весьма уже почтенной – возрастной группы) и особую напряженность.

Ну, вот, например, такая «частность», как судьба Бухарина Николая Ивановича (типичная, кстати, для многих из когорты «старых большевиков»). Ведь как славно, как вдохновенно все начиналось: в 29 лет – в Октябре 17-го года – он в головных рядах грандиозного социального сдвига. Помните, как Гегель (этот «сухарь» Гегель) приветствовал Французскую революцию: «Грандиозный восход солнца!». А Октябрьская-то – помасштабней, покапитальней Французской будет: там один класс сменял другой у штурвала социального корабля, а тут – вообще классы уничтожаются, освобождается все общество. Тут уж не просто «солнце», тут почти (изменяю только одно слово) по Маяковскому – «в сто сорок солнц восход пылал». И самым ошеломляющим было то, что всходили все эти солнца не в силу вечных и слепых законов природы, а (как казалось) по мановению, по воле дерзких и смелых пролетарских революционеров, прошедших тюрьмы, ссылки, изгнание. Выстояли, выдюжили. Просветили, организовали и вдохновили людей – и вот величественный итог: «нация рабов», забитый российский люд поднимается с колен! Свобода! Равенство!! Братство!!! Нет больше господ и рабов! «Я хочу, чтоб на крик “Товарищ!” оборачивалась вся земля!» (Маяковский). Все – товарищи!

Можно задохнуться от счастья – от свершений и перспектив. И среди творцов этого великого исторического деяния – он, совсем молодой человек, ‒ Бухарчик, Бухарушка, «золотое дитя партии», второй, после Ленина, теоретик. Как ясна и прозрачна даль истории, рассматриваемая им через волшебный кристалл марксизма! О, эта ясность, эта уверенность в своих силах, в мощи своей теории, в верности выбранного пути!...

А совсем немного спустя: «бухаринские изверги», «фашистские недобитки», «злобные контрреволюционеры, замышлявшие – еще в 18-м –убийство Ленина», «шпионы», «вредители», «реставраторы капитализма», «подонки общества». И под бурные, долго не смолкающие аплодисменты Колонного: «Расстрелять, как бешеных собак!»

Может быть, вернулись к власти те, кого сбросили в семнадцатом? Если бы! Не дрогнул бы, не растерялся бы тогда Бухарчик. Без слюней и соплей, твердым шагом – уверен! – взошел бы он на свой эшафот. Отдать жизнь за Истину, за Святое Дело, за свою Веру, за Счастье миллионов – как Гус, как Бруно, как Пестель, как Желябов – да ради бога!.. Но здесь-то не белая гвардия, не царская охранка – свои же, «братья», «товарищи» вершат суд – те самые «рабочие и крестьяне», которых он освобождал в 17-м. Есть от чего не просто растеряться, рассудок потерять можно…

И именем «великой свободы», именем «стальной и любимой [выкованной во многом им. – Г. В.] партии», именем «великой революции рабочих и крестьян» его поведут коридорами Лубянки последним маршрутом в грязные и кровавые подвалы и там буднично пристрелят – как подвальную крысу.

А на улицах и площадях будут трепетать на ветру красные полотнища лозунгов, которые они, еще вместе с Ильичом, сочиняли. И – сверкать на солнце алые стяги со звездами, серпами и молотами. И – празднично лететь на всю страну из репродукторов: «С Интернациона-а-а-а-лом воспрянет род людской…»

Ни понять, ни тем более объяснить, что же случилось с его любимым и высоконаучным марксизмом, Бухарин не успеет. Он отойдет в мир иной – в полном душевном смятении, охваченный идейным кошмаром, и не словами, а самой судьбой своей формулируя для нас Проблему.

Мне «покоя не дают» – заснятые на старой, истертой временем кинопленке – глаза изможденных голодом украинских и русских ребятишек, покорно и тихо ложащихся на землю (стоять, сидеть уже нет сил!), чтобы уже никогда с нее не подняться. Миллионами жизней заплатили Россия и Украина за сталинскую коллективизацию.

Сорванные с обжитых мест – с Поволжья, с Кубани – и выброшенные из товарняков на сибирский снег «кулаки» и «подкулачники», т. е. крестьяне, которые поверили революционно-октябрьскому, а потом – нэповскому, лозунгу «Земля – крестьянам!» и попытались – своим истовым трудом – обеспечить себя и страну хлебом.

А полосы «Вечерки» середины 90-х годов – мелким шрифтом, в рамочке – тысячи имен: слесарь, учитель, кладовщик, шофер, инженер, врач, каменщик – с маленькими портретиками (у кого сохранились в «деле») или без них, с краткими биографическими данными и неизменной концовкой: «приговорен к расстрелу», «к десяти годам без права переписки» – мартиролог жертв 30-х годов. Это-то уже не «элитные» разборки в борьбе за властные места. О пытках и расстрелах «элитных» граждан тоже тяжело читать. Но, не расстреляй Ворошилов Тухачевского, Тухачевский расстрелял бы Ворошилова – одна стая, одно мировоззрение, один способ действий, и вождь-идол – один («Да здравствует Сталин!» – кричал расстреливаемый чекистами руководитель новосибирских коммунистов Эйхе!). А в «Вечерке» – о другом, о «разборках» закрепляющей свою монополию на господство сталинской бюрократии с ее главным историческим оппонентом – с не до конца придавленным, не до конца превращенным в раба народом. Короче – это «разборка» с народом победившей властной «элиты».

Куда же завлекло нас «единственно верное», «единственно научное» учение? Вот этим вопросом задалось демократическое крыло так называемого шестидесятничества. И его самоотверженный поиск дал неплохой интеллектуальный улов. Оно взяло за основу, за точку отсчета Маркса и Ленина. С этих ступеней его представители обозревали протекший исторический ряд, Марксовым (ленинским) метром мерили историю, статьями Марксова (ленинского) философско-социального «кодекса» судили исторические деяния. И – зафиксировали, описали в деталях, с исключительной научной добросовестностью, эмоциональностью, а нередко и литературным блеском впечатляющее несовпадение исходных Марксовых (и ленинских) установок с действительностью «реального социализма». Им достало смелости сказать – где прямо и открыто, где косвенно и намеком (ибо сие подпадало под действие статей сталинско-брежневских уголовных кодексов с устрашающими клише: «антисоветская агитация и пропаганда», «контрреволюционная деятельность», «выполнение заказа международной реакции» – с последующей расправой) – достало, повторяю, смелости сказать и доказать: то, что есть – не марксизм (не ленинизм) и не социализм. То, что есть – не общество социального равенства и дружественных классов, на базе общественной собственности строящих счастливую жизнь, как о том грезили «основоположники», а общество вопиющего социального неравенства, общество, разделенное на всемогущую, всем владеющую и всем повелевающую партийно-государственную бюрократию («номенклатуру») и бесправный, ничем не владеющий, ничего не определяющий, дурачимый идеологическими попами, еле-еле сводящий концы с концами в своей повседневной жизни Народ. То, что есть, – это новый тип классово-антагонистического общества, то, что есть, – новый тип социального угнетения. А отсюда следовал их лозунг: «Вернуться к Марксу (Ленину)!» Не к тем, что разошлись в главах и параграфах сталинского «Краткого курса», в партийных постановлениях и решениях, основополагающих идеологических «кирпичах» Политиздата и популярных брошюрах общества «Знание», а к чистому, высокому, умному, гуманному, Настоящему («аутентичному») Марксу (Ленину). И – начать все (т. е. строительство совершенного, гуманного, экономически эффективного общества, поименованного ими «социализмом с человеческим лицом») сначала. И повести дело – в полном соответствии с Марксовыми (ленинскими) предначертаниями.

Это было громадное завоевание поколения шестидесятников. Их труды, их мысли «закрывали» одну эпоху, эпоху безоговорочного доверия к марксизму и формам его реализации, и открывали другую – эпоху фронтальной критики социального мира, строившегося (как заявлялось официальной, сталинско-брежневской пропагандой) по марксистским чертежам.

Это идеологическое новаторство, эту идеологическую революционность шестидесятничества своим, что называется, звериным чутьем учуивала правящая «реально-социалистическая» бюрократия. О, таких марксистов (ленинистов) руководящие партийные товарищи боялись больше, чем прямых и открытых «антимарксистов». Ведь диссидентствующие антимарксисты не только не ослабляли, но даже, как это ни покажется кому-то странным, усиливали идеологические и политические позиции правящей номенклатуры. Ну как же – за ней, за этой номенклатурой, стоят, видите ли, такие интеллектуальные гиганты, как Маркс, Энгельс. Они, эти антимарксисты, по сути, дарили тупой и серой, антиинтеллектуальной бюрократии мощные мировые теоретические традиции, сами оставаясь с самодельными и жалкими идеологическими изобретениями.

Диссидентствующие же марксисты-шестидесятники выбивали псевдомарксистскую номенклатуру с этой позиции и пускали ее по миру не прикрытой краденой у марксизма одеждой, а – такой, как она есть на деле, – клыкастой и меднолобой. И когда шестидесятники говорили: «Мы им [партсовбюрократам. – Г. В.] Маркса не отдадим», – в этом была не наивность их (как думает нынешняя полуграмотная интеллектуальная шпана), а – мудрость, тонкое историческое и теоретическое чутье.

В общем, это была весьма плодотворная точка отсчета. Но – НЕДОСТАТОЧНАЯ! СОВЕРШЕННО НЕДОСТАТОЧНАЯ! И потому, что во второй половине ХХ века, в совсем немарксовских условиях, строить мир по Марксу было бы верхом наивности. И потому, что в самих классических проектах существовало нечто такое, что не давало достаточного противоядия против сталинистских и тоталитаристских извращений. И, наконец, главное, – потому, что самого Маркса (Ленина), саму эту «точку отсчета» надо было перепроверять и уточнять. И перепроверять фундаментально – во всех «основных частях» и «источниках» [1].

Мне, повторяю, не удалось тогда дать решения сформулированной проблемы, которое бы вполне удовлетворило меня. И вот сегодня – очередная попытка найти ответ.

ЛИТЕРАТУРА

1. Водолазов Г. Г. Идеалы и идолы.М., 2006. С.23–25, 28–30.





г. Москва 2022 год



В оглавление