The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Самохвалов Е.В., социалист
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!


ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

Самохвалов Евгений Викторович

СОЦИАЛИСТЫ И ИХ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОТИВНИКИ


Самохвалов Е.В. член редакции сайта www.sd-inform.org


В этом обзоре я постараюсь дать ответ на следующие вопросы:

  1. Кого в мире называют сейчас социалистами, либертарными социалистами, еврокоммунистами, социал-реформаторами и социал-либералами?

  2. Какие границы отделяют сейчас левых и правых социалистов?

  3. Каковы основные политические принципы социалистов?

  4. Кто называет себя в России социалистом, не являясь им на самом деле?

  5. С кем из левых организаций можно в современной России успешно сотрудничать социалистам?



Итак, начнем. В словаре Ф. Павленкова, изданном в России в 1907, дается такое определение:
«СОЦИАЛИСТЫ - сторонники учения, признающего возможным и необходимым изменение условий экономической жизни с целью равномерного распределения благ между всеми людьми. Эта общая цель представляется достижимою социалистам разными путями, почему социалисты делятся на несколько групп».

(Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907.)


Википедия:

«На основе философских идей социализма была также создана политическая идеология, выдвигающая в качестве цели и идеала установление общества, в котором:

  • отсутствуют эксплуатация человека человеком и социальное угнетение;

  • утверждаются социальное равенство и справедливость; беспрецедентные для капиталистического общества социальные права граждан гарантируются государством;

  • существует уважение к человеку труда, рабочий класс признается передовым классом общества;

  • утверждается доминирование коллективистских ценностей над индивидуалистическими;

  • гарантируется равенство наций и их культур на основе пролетарского интернационализма».


Самоуправленческий социализм — внутреннее течение социалистической мысли, отрицающее необходимость сильного государства и монополию государственной собственности. Концепция в 70—80-е годы XX века сформулирована в некоторых программных документах ряда партий Социнтерна — Франции, Испании, Португалии, Бельгии.. Считается, что все граждане общества должны участвовать в процессе выработки и принятия решений при децентрализации системы управления. Государство сохраняется для внешних отношений, а все его внутренние функции передаются органам самоуправления. Сторонники данной концепции поддерживают необходимость классовой борьбы, принципа интернационализма, однако считают, что в СССР не было социализма, а был госкапитализм.


Шведская модель социализма

Иногда социализмом называют сочетание социального государства и капиталистической экономики. Так, например, говорят о «шведской модели социализма». Шведская модель исходит из того положения, что рыночная экономика наиболее эффективна, поэтому государство придерживается невмешательства в собственно производственную деятельность предприятий и компаний; а негативные социальные издержки рынка — в частности, безработицу и сильное неравенство — можно побороть при помощи активной деятельности государства на рынке труда, перераспределения части прибыли через налогообложение и использование госсектора, преимущественно включающего в себя инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды (а не предприятия)…

На практике, однако, эта модель постоянно подвергается жёсткой критике как «справа», так и «слева».

Критики «справа» (неолибералы) отмечают, что, в сущности, такая система осуществляет «скрытую экспроприацию», при которой имущие вынуждены платить за неимущих, и является тупиковой. Отмечается, что «конфискационное налогообложение» душит экономику и уже привело к прекращению экономического роста, а «государство всеобщего благоденствия» приводит лишь к массовому иждивенчеству и апатии населения, большая часть которого живёт преимущественно на государственные дотации и не имеет никакого стимула к деятельности.

С противоположной стороны, от более радикальных социалистов и коммунистов, в свою очередь исходят утверждения, что «шведская модель» — это «политическая маскировка буржуазного паразитизма» и «оправдание грабежа трудящихся», являющаяся лишь мелкой уступкой капитализма с целью сохранить текущее положение вещей. Отмечается, что, во-первых, «шведская модель» никак не устраняет отчуждение и эксплуатацию трудящихся, что является одной из главных задач социализма, а лишь сглаживает их последствия, во-вторых — выгодна в первую очередь крупному бизнесу, так как создаёт ему стабильный рынок сбыта и поддерживает народные массы в относительном спокойствии, при этом все отрицательные явления бьют больнее всего по самим народным массам: «потери при капитализме всегда обобществляются, а прибыли остаются частными».

Менее радикальные критики «слева» отмечают, что, в отличие от государств бывшего «Восточного блока» и в том числе СССР, в Швеции госсектор отнюдь не состоит из предприятий, создающих прибавочный продукт. При этом расходы на социальное обеспечение в ВВП Швеции составляют более 40 %. Извлекаются необходимые для этого средства путём налогообложения, причём основным его объектом является не крупный корпоративный бизнес, а наёмные рабочие и мелкие предприниматели. Таким образом, выходит, что в виде «социальных выплат» им возвращается часть ими же и созданной стоимости, ранее у них же изъятой. Максимальная ставка налога на средний доход рабочего составляет — 50—65 %, служащего — до 80 %. Вывод делается следующий:
Социальные, или как их именуют социалисты «умеренно социалистические» реформы, затрагивающие только сферу распределения, всегда оказываются половинчатыми и в долгосрочной перспективе — непременно убыточными. Любая попытка улучшить изнутри такой «распределительный (трансферный) социализм» будет усугублять системные противоречия, скрытые в недрах этого социально-политического порядка. И большая часть грядущих материальных издержек, связанных с реставрацией или модернизацией этой модели «государства благоденствия», вновь ляжет на плечи класса наёмных работников.

…Критики справа, в свою очередь, также отмечают и такие свойственные этой системе проблемы, как огромный рост бюрократизации, сильнейшая идеологизация и даже постепенный дрейф к «неототалитаризму», характерные для бесплатной медицины длинные очереди и так далее».

Приведенная выше цитата, не вполне отражает точку зрения автора настоящего обзора. Критики «слева» и «справа» шведской модели, зачастую, преувеличивают недостатки альтернативных либералам и марксистам подходов. Но их доводы нужно знать…

Кто же такие СОЦИАЛИСТЫ?

До Ι Мировой войны «социалистами» называли всех последователей левой идеологии — как марксистов, так и последователей Лассаля. Таким образом, эта категория объединяла как радикальных революционеров — Карла Каутского, Розу Люксембург, так и умеренных эволюционистов — вроде Эдуарда Бернштейна. В советское время в это определение был внесен отрицательный смысл. Ленин и Сталин, начавшие свою деятельность в социалистической партии, позднее считали социалистов предателями, отвергнувшими путь насильственного сопротивления буржуазной эксплуатации, не признающими революционных методов борьбы, то есть оппортунистами.

«Усвоив отдельные принципы марксистской теории (а также идеалы христианского социализма), современная социал-демократия делает упор на социальную справедливость, национализацию стратегически важных предприятий, государственное вмешательство в экономику, социальное партнерство между трудящимися и работодателями, демократическое общество, идеологический плюрализм, убежденность в принципах свободы и братства, неуклонное следование обеспечению прав человека, защиту интересов всех трудящихся — не только рабочего класса, но и интеллигенции, крестьян, фермеров и среднего класса, включая мелких и средних предпринимателей. В современной практике понятия «социал-демократия» и «демократический социализм» обычно разграничиваются: социалистами называют тех, кто выступает не за разрушение капитализма, а за его усовершенствование; в то же время, приверженцы демократического социализма отрицают капитализм как систему, уже не соответствующую уровню развития демократии и пытаются перейти к следующей социально-экономической формации, используя демократизацию и реформы. С противоположной стороны, социал-демократия граничит с социал-либерализмом, который делает акцент на выравнивании стартовых возможностей в рамках капитализма». (http://www.sdorg.ru/what_is_socdem)

В целом, социалисты поддерживают принципы справедливости, свободы, равенства и братства.

Вот перечень этих принципов:

Защита прав человека:

  • Борьба с дискриминацией по цвету кожи, национальной, религиозной принадлежности, по полу, возрасту, типам сексуальной ориентации или внешнему виду, а также другим врожденным или приобретенным признакам.
  • Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).
  • Создание «государства всеобщего благосостояния».
  • Политический и идеологический плюрализм.
  • Социально ориентированная многоукладная экономика в противовес абсолютизированному свободному рынку.
  • Ограниченное государственное регулирование экономики.
  • Создание эффективных регулятивных механизмов в предпринимательстве в интересах рабочих и мелкого предпринимательства.
  • Принцип справедливой торговли.
  • Равноправие и защита всех форм собственности.
  • Создание и поддержка действенной системы общественного контроля.
  • Создание мощного общественного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.
  • Национализация под общественным контролем стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеобрабатывающей промышленности и энергетике.
  • Социальное партнерство между наемными работниками и работодателями.
  • Сотрудничество с профсоюзами.
  • Сокращение разрыва между богатыми и бедными.
  • Поддержка неимущих слоев населения.

Система защиты экономических прав рабочих, предусматривающая:

  • Ограничение рабочей недели, зависящее от уровня развития общества.
  • Улучшение условий труда рабочих.
  • Повышение минимальной зарплаты.
  • Защиту от неоправданного увольнения.
  • Борьбу с безработицей.

Эффективную система социального обеспечения, предусматривающую:

  • Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.
  • Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.
  • Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице.
  • Государственную помощь для ухода за детьми.
  • Средний или высокий уровень налогообложения, необходимый для финансирования государственных затрат.
  • Введение новых законов по охране природы и окружающей среды (хотя и не настолько радикальных, как проекты «Зелёных»).
  • Снятие ограничений с иммиграции и мирное сосуществование культур и цивилизаций.
  • Секуляризированная и открытая прогрессивная социальная политика.
  • Внешняя политика, соответствующая принципам мультилатерализма и участия в международных организациях типа ООН.
  • Демилитаризация, сокращение военных арсеналов и неучастие в агрессивных военных блоках.
  • Защита интересов трудящихся, рабочих, крестьян, интеллигенции, средних слоев населения.

Либертарные социалисты «выступают за отмену частной собственности на средства производства и отмену (национального) государства как ненужного и вредного института. В конечном итоге, с этим согласно большинство марксистов, но для либертарных социалистов принципиальны антиавторитаризм и антиэтатизм, а также антипарламентаризм. Являясь антикапиталистами и противниками нерегулируемой рыночной экономики (за исключением прудоновских мютюэлистов), либертарные социалисты чётко отличаются от либертарианцев.

Отрицая использование парламентаризма и государственного аппарата для преобразования общества (хотя обычно они считают, что парламент и государственный аппарат необходимо захватить, чтобы он не мешал), либертарные социалисты поддерживают разные формы низовой самоорганизации, включая рабочие советы, независимые синдикаты, добровольные ассоциации, коммуны, кооперативы, механизмы прямой демократии и демократии участия. Считается, что подобные либертарно-социалистические принципы самоорганизации были реализованы в годы Испанской революции. Большинство либертарных социалистов поддерживает революционное свержение капиталистического строя (в революционном синдикализме, например, посредством всеобщей забастовки), при этом существует отводимая к Генри Дэвиду Торо и Л.Н. Толстому традиция анархо-пацифизма и ненасильственного гражданского сопротивления.

Особое внимание в либертарно-социалистических течениях уделяется вопросам личной свободы (известны слова Михаила Бакунина: «Свобода без социализма — это привилегия, несправедливость, социализм без свободы — это рабство и животное состояние»). Соответственно, они поддерживают борьбу против патриархата и за равноправие женщин (анархо-феминизм и социалистический феминизм)».

Социал-реформаторы исповедуют систему взглядов, отстаивающую возможность постепенного изменения общества средствами эволюционного приближения к социализму или улучшения существующей капиталистической системы в процессе накопление реформ через компромиссы и в конечном итоге может привести к совершенно иной экономической системе и форме общества; политическое течение, отрицающее необходимость революции.

Социал-реформаторы часто состоят в социалистических партиях, относясь, как правило, к их умеренному крылу. Однако, в настоящее время демократические социалисты, выступая за проведение социальных реформ, обычно не отрицают необходимость революций в тех случаях, когда проведение реформ невозможно из-за существования репрессивной диктатуры. В тех случаях, когда угнетение народа становится далее нетерпимым, когда становится невозможным путь реформирования, мы приветствуем народную демократическую революцию, расчищающую завалы на пути прогресса. Аналогом такой революции является, например, революция в Испании в 30-х годах XX века

Еврокоммунисты и неомарксисты - сторонники ряда коммунистических партий Западной Европы, в 1970-х и 1980-х годах критиковавших руководство КПСС в мировом коммунистическом движении, концепцию диктатуры пролетариата и недостаток политических свобод в странах, принявших советскую модель социализма. Вместе с тем, еврокоммунизм декларировал верность марксизму (не марксизму-ленинизму) и формально не идентифицировал себя с социал-демократией, хотя отказался от ряда второстепенных идеологических позиций марксизма. В современной жизни наследники идей еврокоммунизма часто называют себя неокоммунистами или неомарксистами. Они также могут быть на левом фланге сторонников демократического социализма. Проблема заключается в том, что у носителей данных идей имеется довольно большие различия в системе взглядов. Идеология неокоммунизма (с учетом постоянного обновления идеологического багажа) еще далека до окончательного формирования.

Социал-либералы. В отличие от классического либерализма, рассматривавшего рынок как саморегулирующуюся категорию и негативно относившегося к возможности регулирования экономических и социальных отношений, социал-либералы полагают, что для осуществления на практике главного принципа либерализма — обеспечения права индивида на самоопределение и самореализацию — не всегда достаточно только его собственных усилий. Выравнивание стартовых возможностей невозможно без участия государства, и именно государство должно обеспечивать перераспределение части общественного продукта в пользу социально слабых членов общества, оказывая им поддержку и тем самым способствуя гармонизации общественных отношений и укреплению социальной и политической стабильности. Однако в отличие от различных разновидностей социалистической идеологии, социал-либералы привержены капиталистическому типу экономики.

По мнению социал-либералов, государство обязано вмешиваться в экономические процессы, с целью борьбы с монополизмом и поддержания конкурентной рыночной среды. Общество должно иметь законные основания в случае, если доход не соответствует вкладу человека в общее благо, изъять часть этого дохода через налоги и перераспределить его на социальные нужды. Улучшение условий жизни беднейших слоёв общества будет способствовать росту внутреннего рынка и экономическому росту.

Применение этих подходов, по мысли социал-либералов, должно смягчить конфликты в обществе и постепенно превратить «капитализм эпохи свободной конкуренции» в общество с «социальной экономикой», основанной на частной собственности и регулируемых рыночных отношениях.

В современной России социал-либеральная идея представлена партией «Яблоко». Однако эта партия никогда не являлась правящей и потому принципы социал-либерализма не пытались реализовать в России на практике, во всяком случае, на федеральном уровне. Тем не менее, с 1993 года идеи социал-либерализма устойчиво пользуются некоторой общественной поддержкой.

Вот как определяется понятие социал-либерализма в документах партии РОДП «Яблоко»:

«Свободное общество может быть построено только в том случае, если в этом заинтересовано большинство. Обязанность государства — в создании условий для того, чтобы от свободы выиграло максимально возможное число граждан. Право на свободу имеют не только богатые и сильные, но также бедные и слабые. Последние должны иметь шанс ее получить. В этом — отличие современного — социального — либерализма от его радикальной версии 19-го века. Социальный либерализм XXI века ориентирован на проведение реформ в интересах всех без исключения граждан России, а не только преуспевающего меньшинства.

Пересмотр вульгарных подходов к реформам необходим, учитывая масштабы социального расслоения и диспропорций регионального развития нашей страны, угрожающие в будущем ее единству. Цивилизованное распределение национального дохода должно быть таким же приоритетом государственной политики, как и его рост.

Наш ориентир — общество равных возможностей, основанное на принципах социальной справедливости и социальной солидарности сильных и слабых. Это означает, что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы, но и развитая система социальной поддержки.

Свободное общество может быть построено только в рамках стабильной политической системы, которая исключает любой произвол и предполагает активную роль государства в создании экономического порядка, имеющего целью благосостояние для всех. Рынок — не самоцель, а средство достижения свободы и достатка всех граждан России. Задача государства в том, чтобы ориентировать свободный рынок на достижение социальных целей, а не в том, чтобы его к этому принуждать». (http://www.yabloko.ru/content/programma_demokraticheskij_manifest)


Итак, переходим к вопросу о современных границах между левыми и правыми социалистами.

Для удобства сведем различия в таблицу. Хотя в каждой политической организации граница может быть отодвинута немного в сторону.


n/n ПЕРЕЧЕНЬ ПОДХОДОВ ЛЕВЫЕ СОЦИАЛИСТЫ ПРАВЫЕ СОЦИАЛИСТЫ
1. Будущее общество как политическая цель Демократический социализм Рыночный социализм или социальная демократия в условиях капиталистического рынка
2. Отношение к основным видам собственности будущего общества Общественная собственность на средства производства, включая государственную, кооперативную и коллективную. Многоукладность экономики при допущении и частной, и коллективных форм собственности на средства производства
3. Отношение к видам собственности на этапе перехода к социализму Многоукладность экономики при допущении мелкой и средней частной собственности на средства производства и различных форм общественной собственности. Постепенный рост удельного веса общественной собственности по мере созревания экономических условий. Отрицается социализм – как конечная цель развития или за него выдается «рыночный социализм» или «шведская модель социализма»
4. Желаемая политическая система Демократия с элементами представительской власти и прямой демократии, в том числе, с активной ролью в обществе профсоюзов и трудовых коллективов Демократия представительского типа (парламентская республика), выраженный социальный характер государственного вмешательства в экономику
5. Отношение к авторитарным политическим режимам, в т.ч. к формально «левым» Частые попытки использования авторитарных режимов в качестве временных тактических союзников против империалистических гигантов. При этом категорическое отрицание тоталитаризма. Отрицание любой политической несвободы. Отрицание возможности блокирования с диктатурами против демократий


Интересно мнение профессора Б.Ф. Славина. Он справедливо считает, что: «несмотря на имеющиеся разногласия, «правые», и «левые» в современном социалистическом движении исповедуют одни и те же мировоззренческие принципы и ценности, определяющие его идентичность. И те, и другие, исходят из того, что лучшее будущее возможно; что каждый человек имеет равные права с другими, независимо от цвета кожи, этнического происхождения и исповедуемой религии; что социальная справедливость не должна допускать высокую поляризацию общества на богатых и бедных, что нужна общая солидарность людей во имя свободы, справедливости, прав человека и демократии».

Специалист по западной социал-демократии профессор А. Галкин писал о том, что три основных фактора позволяют социалистам с оптимизмом смотреть в будущее:

Стремление к созданию такого устройства общества, которое бы отвечало интересам и потребностям каждой отдельной личности. Отсюда гуманизм, органически присущий социалистам.

Стремление к социальному равенству. Не в том смысле, как говорил один из лидеров СПС Б.Немцов, что левые хотят всех сделать равными или одинаковыми. На самом деле, никто из разумных социалистов этого никогда не хотел: естественно, люди от природы не равны. Здесь речь идет о равенстве возможностей, о равенстве доступа к социальным благам, о равенстве стартовых возможностей. Вот, о чем говорят, и что хотят социалисты.

Наконец, стремление воплотить в жизнь свои альтернативные проекты, связанные с осуществлением основных ценностей социал-демократии: свобода, справедливость, солидарность, демократия».

Хочется добавить, что в XXI веке различия между левыми и правыми эсдеками находятся вовсе не на тех рубежах, где они были сто лет назад. В самом деле, тогда, в начале XX века, левых олицетворяли Карл Каутский, Роза Люксембург, Карл Либкнехт, Юлий Мартов, а правых – Эдуард Бернштейн и Карло Росселли с его брошюрой «Либеральный социализм». Но теперь идеи Эдуарда Бернштейна, легшие в основу «демократического социализма», исповедуют, скорее левые социалисты... Демократический социализм стал теперь прибежищем как части либертарных социалистов, так и части социал-реформистов. Что же касается классического марксизма, то его версия в ленинской интерпретации находится уже за пределами социалистической идеологии. Версия неомарксизма, отрицающая ленинизм и признающая демократию, как единственно возможный способ политического управления, ТАКЖЕ ВПОЛНЕ ВПИСАЛАСЬ В ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ и является идеологией неокоммунистов.

Таким образом, ближайшие «соседи слева» для современных социалистов – это различные варианты неокоммунистов. Те неокоммунисты, которые осуждают тоталитарную идеологию и ленинизм, являются ближайшими союзниками и товарищами левых социалистов. Те же марксисты, которые не смогли изжить советских идеологических ярлыков, могут быть отнесены к «ультралевым», а при некоторых условиях, в основном, связанных с попытками избавиться от демократических подходов, «ультралевые» начинают быстро смыкаться с «ультраправыми»…

Ближайшие «соседи справа» - это, разумеется, социал-либералы, на позиции которых то и дело скатываются многие лидеры европейских социалистов. В ряде случаев, когда идет борьба за разборы завалов полуфеодальных диктатур, социал-либералы являются естественными союзниками социалистов. Но в условиях развитой буржуазной демократии и рыночной экономики, социал-либералы обычно выполняют роль по сворачиванию стремлений наемных работников к идеалам демократического социализма.

В чем же сущность подходов левых социалистов, в дополнение к тем, что характерны для всех течений социал-демократии? Ниже приводятся некоторые пункты из Франкфуртской декларации Социнтерна, программного документа левых социалистов.

Полный текст можно прочитать здесь:

http://www.sd-inform.org/nasha-ideologija/programnye-dokumenty-i-deklaraci/deklaraci-i-manifesty/frankfurtskaja-deklaracija-socinterna-1951-g.html

«Научно-технический прогресс дал человечеству новые возможности, при помощи которых можно либо улучшить своё бытие, либо уничтожить всё существующее. Поэтому производство не может быть отдано на волю экономического либерализма, а должно систематически планироваться сообразно потребностям людей.

Без свободы социализм будет невозможен. Социализм может быть достигнут только при помощи демократии. Демократия в полной мере может быть реализована только через социализм.

Любая диктатура, где она ни существовала, является угрозой для свободы всех народов и, тем самым, миру во всём мире. Во всяком месте, где есть безудержная эксплуатация принудительного труда, будь то на коммерческом предприятии или под политической диктатурой, существует угроза для жизни и моральных норм всех народов.

Социализм стремится заменить капитализм системой, в которой общественные интересы имеют приоритет перед интересами частной собственности.

Непосредственные цели социальной политики состоят в полной занятости, высокой производительности труда, повышении жизненного уровня, социальной защите и справедливом распределении доходов и имущества. Такое планирование невозможно в условиях концентрации собственности в руках привилегированного меньшинства. Это требует эффективного демократического контроля над экономикой. Поэтому демократический социализм находится в резком противоречии, как с капиталистическим планированием, так и с тоталитарным планированием; обе эти системы исключают возможность общественного контроля над процессом производства и справедливым распределением его результатов.

Социалистическое планирование не предполагает общественной собственности на все средства производства. Она совместима с частной собственностью в таких важных отраслях, как сельское хозяйство, народные промыслы, розничная торговля, а также в предприятиях малого и среднего бизнеса. При этом государство должно препятствовать частным собственникам злоупотреблять их возможностями. Оно может и должно помочь им внести свой вклад в развитие производства и общественного богатства в рамках плановой экономики.

Профсоюзы и организации производителей и потребителей являются необходимыми элементами демократического общества; они не должны стать частью бюрократической машины или жёсткой корпоративной системы. Такие экономические организации должны участвовать в формировании общей экономической политики без узурпации конституционных парламентских полномочий.

Социалистическое планирование не означает, что все экономические решения принимает правительство или центральные власти. Экономическая власть должна быть децентрализована там, где это совместимо с целями планирования.

Все граждане должны предотвращать развитие бюрократии в общественном и частном секторах, влияя на процесс производства через свои организации или личную инициативу. Рабочие должны демократически управлять отраслями, в которых они работают.

Демократический социализм направлен на расширение свободы личности на основе экономической и социальной безопасности и повышения благосостояния.

Социалисты выступают против капитализма не только потому, что эта система экономически расточительна и ограничивает массы в их материальных правах, но и потому, что капитализм не имеет ничего общего с понятием справедливости. Социалисты выступают против тоталитаризма в любых формах потому, что он оскорбляет человеческое достоинство».

Кто же сейчас называет в России себя социалистами?

1. Фальшивыми социалистами показали себя представители партии «Справедливая Россия», несмотря на то, что эта партия была принята в полноправные члены Социнтерна. По своей экономической программе партия является, скорее, либеральной, а по политической программе, как это неоднократно заявлялось ее лидером, все изначально свелось к поддержке узурпировавшего власть слоя «политической элиты», сформированной зачастую еще из остатков бывшей партноменклатуры.

2. Возникают и исчезают такие зарегистрированные фейковые партии типа «СДПР» г-на Милитарева и Рамазанова, аналогичная группа в г. Калуга. Также поддерживая коррумпированных чиновников, эти выморочные образования призваны смазывать левый политический спектр в нужную режиму сторону: их активисты не постеснялись участвовать в «русских маршах», проявляют шовинистические взгляды. https://www.rusprofile.ru/id/5976631

3. Части старой, зарегистрированной в 1990, СДПР действуют в нескольких городах России и Интернете. О деятельности партии можно узнать здесь: http://mrija2.narod.ru/sdpr.html

4. В Петербурге и нескольких других городах действует Российский социал-демократический союз молодежи. Временный сайт организации: http://sdsm.hkey.ru/rsdsm/

5. В Москве, Краснодаре и Екатеринбурге существует небольшая группа под названием «Левое Социалистическое Действие», в числе участников которой присутствуют неомарксисты, социалисты и либертарные социалисты. Сайт группы https://t.me/s/levsd

6. Существует также «Российское социалистическое движение», сначала возникшее на основе идеологии троцкизма, но впоследствии впитавшее ряд других левых идей. Их сайт http://anticapitalist.ru/

7. От РСД «отпочковалась» недавно (с взаимным сохранением товарищеских отношений) левосоциалистическая группа «Открытая левая» http://openleft.ru/.

Тем не менее, существуют неплохие шансы на восстановление в России единой массовой социалистической организации. Этому способствует активность социалистов в российском профсоюзном движении, активная работа на страницах социалистического Интернета, а также выход печатных и электронных СМИ, исповедующих социалистическую идеологию.

Учитывая опыт европейских, а также латиноамериканских социалистических партий, имеющих богатый опыт нахождения во власти, современная российская партия с-д толка должна представлять собой широкий спектр представленных выше течений, т.е. иметь и левое, и правое крыло.

Тем самым такая партия могла бы оперативно реагировать на вызовы времени в различных политических и экономических ситуациях.

Программой минимум является отстранение от власти новой номенклатуры, состоящей из силовиков, олигархов и чиновников.

Далее: в интересах социалистов было бы довести до логического конца экономические реформы, поскольку это единственный материальный путь повышения искомого уровня жизни народа.

Преодолев идеалистическую «детскую болезнь левизны в социализме», мы не можем не поддержать те экономические программы, которые нацелены не просто на свободу предпринимательства, но и имеют в виду социальную составляющую любых преобразований. То, что наша страна является богатейшей в мире по природным ресурсам, даёт основания для предположения, что после проведения демократических преобразований нам удастся в исторически небольшой срок диверсифицировать экономику и перейти с пути догоняющего развития – безнадёжного по опыту как советского времени, так и последующего сидения на нефтегазовой игле – на путь динамичного интенсивного развития, что позволит России войти в число стран с развитой экономикой, полновесным бюджетом и высоким уровнем благосостояния.


г. Москва 2022 г.


В оглавление