The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

 Гордиенко Галина Николаевна
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!


ЭТО НАША ИСТОРИЯ!

Горбачев М.С.

К двадцатилетию со дня начала ПЕРЕСТРОЙКИ в России

(По материалам экономических изданий.
Подборку сделала Гордиенко Г.Н.)

Итак, что же послужило предпосылкой начала проведения «радикально-либерального курса ельцинских реформ»? Вспоминая события уже двадцатилетней давности, сегодня можно однозначно утверждать: предпосылкой либералистских реформ стал срыв «перестройки», провал связанных с ней начинаний и надежд.

Идейно-теоретический смысл «перестроечной» реформы, как известно, выражался формулой «больше социализма»; во главу угла намечаемых преобразований ставилось создание именно на социалистической основе «более мощных, чем при капитализме, стимулов экономического, научно-технического и социального прогресса». Ключ к решению данной задачи виделся в обретении человеком труда статуса «подлинного хозяина» на своем рабочем месте, в коллективе и в народнохозяйственном масштабе. Это предполагалось обеспечить путем предоставления трудовым коллективам и отдельным работникам широких возможностей распоряжаться общественным достоянием с одновременным адекватным повышением ответственности за эффективность его использования. Речь шла, в частности, о достижении жесткой увязки личных доходов непосредственных производителей не только с их индивидуальными трудовыми вкладами, но и с итогами работы предприятий, а также с конечными народнохозяйственными результатами.

Активное задействование личных и коллективных экономических интересов, таким образом, мыслилось не в качестве альтернативы плановому хозяйствованию, а как органически «вписываемое» в эту систему. При этом, однако, допускалось определенное развитие (при сохранении общенародной собственности на средства производства в ключевых сферах и отраслях) частных, в том числе частнокапиталистических, форм хозяйствования: в конце 80-х годов были приняты общесоюзные правовые акты о кооперации, предпринимательстве, об акционерных обществах, и др.

Прямо противоположные цели закладывались в реформу, разворачивавшуюся с начала 90-х годов: вектором экономических преобразований несомненно выступало создание в стране фундаментальных основ капитализма (хотя терминологически это оформлялось как задача «рыночной трансформации» экономики) и обеспечение необратимости капиталистического вектора развития России. Главным средством при этом была избрана форсированная тотальная приватизация госсобственности (декларативно нацеливаемая на утверждение массового слоя «эффективных собственников»). Повсеместное задействование частных экономических интересов и конкурентных принципов хозяйствования рассматривалось в качестве альтернативы народнохозяйственному планированию, причем априори отвергались даже такие его «умеренные» атрибуты, как макропрогнозирование и макропрограммирование.

Предпосылкой и отправным пунктом реального развертывания подобной реформы, следовательно, мог стать лишь срыв «перестройки» как плана «социалистического обновления» хозяйственной жизни, что, естественно, актуализирует проблему выявления причин этого провала. В большинстве отечественных и зарубежных публикаций на сей счет упор, как известно, делается на факторы объективного характера, прежде всего на те трудности, с которыми советская экономика столкнулась на рубеже 70-х—80-х годов. Действительно, в СССР снижались темпы роста производства и прироста национального дохода, возникала и усиливалась финансовая напряженность, замедлялось повышение реальных доходов населения. Уже в 70-х годах обнаружилось наше отставание от ведущих капиталистических стран в ряде областей научно-технического и технологического прогресса. На фоне признанного лидерства Советского Союза в ракетно-космических и ядерных технологиях это усугубившееся в 80-х годах отставание, прежде всего по линии компьютеризации и в целом в сфере информационно-коммуникативных технологий, воспринималось особенно болезненно.

Исключительно важно, однако, подчеркнуть: сложившаяся в первой половине 80-х годов в СССР экономическая ситуация, согласно мировым стандартам, в целом не была кризисной. Падение темпов роста производства не перерастало в спад последнего, а замедление подъема уровня благосостояния населения не отменяло самого факта его подъема. Отставание в компьютеризации народного хозяйства тогда еще не являлось необратимым, тем более, что сохранялся наш приоритет в других наукоемких сферах, прежде всего связанных с ВПК, уровень развития которого, собственно, и обеспечивал военно-стратегический паритет с США и с блоком НАТО. В СССР функционировала эффективная система подготовки квалифицированных кадров, поддерживались высокие стандарты образования и науки. Возникшая к концу 70-х годов финансовая напряженность снималась за счет средств, получаемых от расширения продажи на мировых рынках нефти и других топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, нараставший объем добычи которых позволял делать это без ощутимого ущемления интересов развития отечественного производства.

«К тому же на состоянии экономики и социальной сферы, начиная с 1985 г., позитивно сказались результаты небезызвестных мер по «укреплению дисциплины и порядка»: удалось в значительной степени компенсировать производственный спад первых лет одиннадцатой пятилетки (1981—1985 гг.). В целом за ее годы национальный доход вырос на 17%, промышленное производство увеличилось на 20%. Динамично развивалась газовая промышленность: по объему добычи газа страна вышла на первое место в мире. Удвоился объем производимой на АЭС электроэнергии. Положительную производственную динамику продемонстрировало сельское хозяйство. Оказались перевыполненными задания по вводу жилья, дошкольных учреждений и общеобразовательных школ».

О том, что обстановка в стране, сложившаяся к началу «перестройки», хотя и характеризовалась рядом серьезных социально-экономических проблем, не была, однако, ни кризисной, ни даже предкризисной, писали непредвзято настроенные зарубежные исследователи: «В начале 80-х годов... как по мировым стандартам, так и в сравнении с советским прошлым дела... были не столь плохи...»

Эта общая недраматичность состояния советской экономики, равно как и изначальная широкая социальная поддержка заявленного последним генсеком курса «перестройки», создавали вполне благоприятные предпосылки для его успешной реализации.

Говоря же о срыве «перестройки», приходится констатировать в первую очередь сугубо субъективные обстоятельства, связанные с конкретными экономико-политическими действиями руководства СССР (а затем и РСФСР). В вину тогдашним руководителям страны можно поставить прежде всего откровенно слабую теоретическую проработку ключевых направлений и мер «перестройки», что на практике оборачивалось либо резким ослаблением заложенного в них позитивного потенциала, либо однозначно негативными, разрушительными следствиями ряда акций проводившейся экономической политики. Примером первого служит принятый в 1987 г. Закон СССР «О государственном предприятии», составивший основу изменения системы управления экономикой, трансформации этой системы в некую новую («планово-рыночную») модель. Данным актом резко, скачкообразно расширялись хозяйственные права «основного звена экономики», что не уравновешивалось ни должным усилением госрегулирования деятельности этого звена, ни повышением ответственности за нее управленцев и трудового коллектива предприятия. Отсюда и последовавшая массовая ориентация "основных звеньев» на рост заработной платы и прибыли на базе искусственного завышения цен и неблагоприятных для общества ассортиментных сдвигов при игнорировании воспроизводственных задач и договорных обязательств.

Что касается прецедентов однозначно негативного воздействия на экономику некомпетентных решений союзного руководства, то в этом отношении показательны многие тогдашние шаги в области бюджетной политики. Так, в условиях роста потребности в финансовых ресурсах (связанного, с одной стороны, с запуском жизненно важной программы «ускорения», а с другой стороны, с падением мировых цен на нефть) была инициирована и стала энергично реализовываться пресловутая «антиалкогольная кампания», до основания потрясшая финансовую и денежно-кредитную систему страны. Результатом этой абсурдной кампании, усугубляемым почти полной утратой контроля над доходами в связи с введением в действие недостаточно продуманных законов о госпредприятии, о кооперации и некоторых других, стало стремительное нарастание бюджетного дефицита, все чаще покрывавшегося посредством необеспеченной денежной эмиссии. По этому поводу авторами уже цитированной публикации приводились следующие данные: «Если в 1981—1985 гг. среднегодовой бюджетный дефицит составлял всего 18 млрд. руб., то в 1986— 1989 гг. —уже 67 млрд. В 1960—1987 гг. в среднем за год выпускалось в обращение 2,2 млрд. руб., в 1988 г. — уже 12 млрд., в 1989 г. — 18 млрд., а в 1990 г. — 27 млрд. руб.» Неудивительно, что при снижавшихся темпах экономического роста и при попытках удержать стабильность розничных цен, описываемая политика денежных властей провоцировала всеобщий дефицит товаров народного потребления и внедрение вариантов их карточного распределения, а в конечном счете — подрыв и развал потребительского рынка.

Провалу «перестройки» существенно способствовали и инициировавшиеся высшим руководством КПСС странные политические новации. Начало соответствующей активности было положено проведенной вполне в духе китайской «культурной революции» атакой на центральный аппарат хозяйственного управления. Результатом его массированной пропагандистской дискредитации, волюнтаристского «перетряхивания» структуры и функций министерств и ведомств и перманентной кадровой чехарды стала утрата управляемости экономики, ее выход из-под контроля со стороны общесоюзного центра. Этому способствовала наспех осуществленная радикальная реорганизация структуры советов, подорвавшая властную вертикаль и спровоцировавшая тенденции к региональному обособлению, дезинтегрировавшие единое общесоюзное экономическое пространство. Наконец, санкционированная XIX партконференцией либерализация политической системы стала фактором активизации оппонентов «перестройки» — и тех, кого не устраивала социалистическая направленность преобразований, и тех, кто не принимал демократической их составляющей как якобы несовместимой с историческими традициями и национальным менталитетом россиян. Причем протестные методы, применявшиеся обеими группами, зачастую совпадали — от инспирирования митингов и забастовок по поводу тех или иных политических, экономических, экологических и прочих проблем до консолидированного голосования на I Съезде народных депутатов России 12 июня 1990 г. за «государственный суверенитет Российской Федерации». Последствия наполнения такового конкретным содержанием (в виде обеспечения приоритета республиканских законов перед общесоюзными, разрушения единства налоговой и банковской систем страны, и т.п.) хорошо известны — подрыв экономических основ центральной власти.

Вышеизложенное содержит достаточные, как предкроэкономическую стабилизацию», трактуемую как стабилизация финансовая, выражающаяся в отсутствии инфляции и бюджетного дефицита. «Проводники этого реформационного алгоритма на российской почве с самого начала утверждали, что реализация названных трех составляющих, обеспечив «трансформацию командной экономики в рыночную», тем самым обеспечит и предпосылки возобновления экономического роста.

Как уже десятки и сотни раз говорилось и писалось, анализируемая модель не представляла собой чего-то нового в теории и практике рыночного реформирования: она явилась вариантом схемы «Вашингтонского консенсуса», широко используемой МВФ и другими международными финансовыми организациями в «третьем мире» для «посадки» соответствующих стран «на кредитную иглу», для осуществления «нового колониализма».

Сегодня стало очевидным: доктрина «Вашингтонского консенсуса», применение отдельных постулатов коей в некоторых странах с устоявшейся рыночной экономикой имело определенный успех, была изначально неприемлемой для постсоветской России с ее унаследованными от плановой системы особенностями народнохозяйственного комплекса, его отраслевой и технико-технологической структуры. Здесь форсированное осуществление под флагом «перехода к рынку» стандартного набора либералистских трансформационных мер обернулось следствиями, во многом противоположными декларированным целям. Либерализация цен — их нескончаемым ростом (а вовсе не конкурентной стабилизацией). Приватизация предприятий — сменой госмонополии совокупностью частнохозяйственных монополий, интересы которых в принципе не согласуемы посредством рыночных механизмов с интересами развития народного хозяйства как целого, с задачами повышения его эффективности. Жесткая монетарная политика и зажим денежной массы — раскруткой инфляционной спирали (в отдельные годы возникали даже дискуссии о гиперинфляции в России) и валом неплатежей. И т.д.

«Неопровержимым свидетельством фундаментального несоответствия российским условиям реализуемой с начала 1992 г. реформационной модели стал финансовый кризис августа 1998 г. До дня дефолта, объявленного 17 августа, соответствующий курс, несмотря на колоссальный урон, нанесенный им общественному производству (уполовинившемуся в сравнении с дореформенным уровнем), оправдывался необходимостью достижения финансовой стабилизации как обязательного условия будущего экономического подъема (спад объявлялся «неизбежной ценой» вожделенной «макроэкономической стабильности»). Дефолт полностью обессмыслил эту аргументацию, присовокупив к неслыханным производственным издержкам и падению народного благосостояния гигантские финансовые потери, в целом составившие 120 млрд. долл. (замороженный рынок ГКО-ОФЗ - 40 млрд., задолженность российских банков нерезидентам — 20 млрд. и снижение курсовой стоимости акций — 60 млрд.)» . Анализируя последствия этих событий, нельзя не согласиться со следующим принципиальным выводом: «Финансовый кризис августа-98 вынес окончательный «обвинительный приговор» праворадикальному либерально-монетаристскому эксперименту над страной, отбросившему ее по многим позициям к исходным рубежам рыночных преобразований».

О том, что финансовые потрясения августа-98 стали производными не только и не столько от просчетов и ошибок тогдашнего (третьего постсоветского) правительства, сколько от существа реализовывавшейся с 1992 г. реформационной модели, свидетельствуют и те позитивные сдвиги в хозяйственной динамике страны, которые наметились после августовского краха в результате существенных новаций, привнесенных в экономическую политику четвертым постсоветским правительством (и новым руководством Банка России). Вопреки догматам либералистской доктрины были приняты следующие меры:

  • усилен государственный контроль за ценами в ключевых затратообразующих отраслях (прежде всего в топливно-энергетическом комплексе и на железнодорожном транспорте);

  • усилен валютный контроль;

  • временно блокирована «бросовая» приватизация;

  • выверенно увеличена денежное предложение посредством дозированной денежной эмиссии.

Тем самым руководство федеральной исполнительной власти сумело не только удержать экономику от сползания в гиперинфляцию и хаос, но и создать условия для реализации постдевальвационных возможностей оживления материального производства. Инерция эффекта этих мер несомненно позитивно сказалась и на экономических итогах 2000 г.

Сравнивая начатую в 1992 г. и скандально обанкротившуюся в августе 1998 г. либералистскую реформу с предшествовавшей ей (и занявшей примерно то же время) «перестройкой», можно констатировать следующее различие:
      -если провал второй (Перестройки) был в решающей мере обусловлен ошибочными действиями при реализации курса преобразований, в целом соответствующего потребностям экономического развития страны,
      -то крах первой(либералистской реформы) определялся изначально ложным выбором самой реформационной модели.

Отсюда и разительная несхожесть показателей экономической динамики в период «перестройки» и во время радикальной либерализации. В первом случае на протяжении исходных трех лет (1986—1989) имел место стабильный рост национального дохода (2,7% в год) и объема промышленной продукции (3,5%); в последующие годы темпы роста производства затухали, но его падения все же не наблюдалось (а в первом полугодии 1990 г., т.е. до резкого обострения в стране политического противостояния, производство товаров народного потребления увеличилось на 15%). Во втором же случае наблюдался беспрецедентный для мирного времени обвальный производственный спад, сопровождавшийся крайне негативными сдвигами в народнохозяйственной структуре, не говоря уж о падении уровня жизни населения (соответствующие печальные качественно-количественные параметры хорошо известны). Разумеется, здесь сказались такие предшествовавшие старту реформы факторы, как развал Советского Союза и СЭВа, однако главная «заслуга» несомненно принадлежит избранной реформационной модели.
«Обвал явился «возмущенной реакцией» производительных сил на волюнтаристское насаждение неадекватных им форм производственных отношений».


Литература:

  1. Кириченко В. Рыночная трансформация экономики: теория и опыт (спецкурс). Тема 3. Итоги либерализационно-стабилизационного этапа российских реформ// Российский экономический журнал. -2000. -№3.

  2. Глазьев С., Батчиков С. Что сулит углубление либералистской реформы в России (Прогнозное соображение в контексте отечественного и аргентинского реформационного опыта)//Российский экономический журнал. -2000.-№7.

  3. Резников Л. Российская реформа в пятнадцатилетней ретроспективе//Российский экономический журнал. - 2001. - №4.

  4. Эллман М., Конторович В. Вступительная статья к книге "Дезинтеграция советской экономической системы"//Российский экономический журнал. - 1992. - №4.



Санкт-Петербург 05.04.2005 г.

В оглавление