The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Андрей А. Мальцев
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

РСДРП(м)

ПРОТИВОРЕЧИЯ    МАРКСИЗМА

в   буржуазной   революции


Андрей А. Мальцев
преподаватель, общественный деятель

Предлагаемая статья связана с предыдущей публикацией «Гносеологические ошибки марксизма», а также со статьями «Гипотезы и прогнозы марксизма», «Диалектические казусы» и «Конфликт пророков и епископов» и продолжает обсуждение противоречий современного (и классического) марксизма.
В марксизме описываются два формационных перехода — к социализму и к капитализму. Если переход к социализму (коммунизму) выведен Марксом—Энгельсом чисто спекулятивно, как гипотеза, то переход к капитализму описан на большом эмпирическом материале. Казалось бы в этом вопросе противоречий быть не должно. Однако в марксизме имеется два несколько отличающихся механизма буржуазной революции. Рассмотрим эти механизмы.

Если изменения в базисе в конечном счете определяют изменения в надстройке, то вопрос о революции в надстройке следует начинать с вопроса о революции в базисе. Промышленная революция – именно она порождает буржуа и пролетариев и приводит к смене феодализма капитализмом. Эта мысль четко выражена в «Принципах коммунизма», не так явно выражена в «Манифесте»: «Тогда пар и машина произвели революцию в промышленности.» [1], и ее придется долго искать в «Нищете философии» и «Немецкой идеологии».

«Принципы коммунизма» Энгельс пишет один, эта мысль выражена явно. Там, где они пишут вместе или только Маркс, упор переносится на борьбу, например, в «Манифесте» промышленная революция уходит с центральных мест текста, перестает выделяться явно – как явление. Или даже так: «Вообще развитие промышленного пролетариата обусловлено развитием промышленной буржуазии. /…/ Лишь ее господство вырывает материальные корни феодального общества и выравнивает почву, на которой единственно возможна пролетарская революция.» [2] – развитие буржуазии есть, промышленной революции в явном виде нет.

«Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что́ является только юридическим выражением последних — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке. При рассмотрении таких переворотов необходимо всегда отличать материальный, с естественно-научной точностью констатируемый переворот в экономических условиях производства — от юридических, политических, религиозных, художественных или философских, короче — от идеологических форм, в которых люди осознают этот конфликт и борются за его разрешение.» [3]. Ступень развития есть, но в результате чего эта ступень возникла – не уточняется.

Как видно, Маркс не концентрирует свое внимание на революции в базисе, его больше интересует надстройка, политическая борьба. Материалистический принцип он использует для выяснения классовой обусловленности позиций действующих политиков – впрочем уже хотя бы такое применение материализма является сильным инструментом, как это Маркс продемонстрировал, к примеру, в «Гражданской войне» [4].

Для Энгельса это также становится характерно: «Цеховые уставы заботились о том, чтобы сегодняшний подмастерье завтра становился мастером. Но всё изменилось, как только средства производства превратились в общественные и сконцентрировались в руках капиталистов. Средства производства и продукты мелкого отдельного производителя всё более и более обесценивались, и ему не оставалось ничего иного, как наниматься к капиталисту.» [5]. Сама по себе революция в базисе идет лишь фоном для остальных изменений, ее перестают выделять как явление.

Еще более явно это противоречие выступает в «Капитале». Детально разобран кризис перепроизводства, как основа кризиса текущей формации. Но какая революция в средствах производства вызовет переход к следующей формации? Такой вопрос даже не ставится. По логике «Капитала» переход к социализму происходит на основе все той же Промышленной революции, распространяющейся вширь, революционизируя все новые отрасли производства: «Современная промышленность никогда не рассматривает и не трактует существующую форму производственного процесса как окончательную. Поэтому ее технический базис революционен, между тем как у всех прежних способов производства базис был по существу консервативен. Посредством внедрения машин, химических процессов и других методов она постоянно производит перевороты в техническом базисе производства, а вместе с тем и в функциях рабочих и в общественных комбинациях процесса труда. Тем самым она столь же постоянно революционизирует разделение труда внутри общества и непрерывно бросает массы капитала и массы рабочих из одной отрасли производства в другую.» [6].

То есть Маркс тут:
1) отрицает революции в прежних способах производства (при капитализме базис революционен, и это характеристика базиса на протяжении всего капитализма, а не только в момент его возникновения, а базис прежних способов производства по существу консервативен),
2) понятие промышленной революции сводит к распространению ее на все новые отрасли производства, то есть не понимает эту революцию как возникновение капиталистического способа производства,
3) если из такого понятия революции в базисе выводить далее социальную революцию, получится, что одна и та же промышленная революция послужит основой как буржуазной революции, так впоследствии социалистической революции и созданию бесклассового общества. Если же одна и та же революция в базисе порождает и капитализм, и социализм как первую фазу коммунизма, тогда не только социализм есть первая фаза коммунизма, но и капитализм есть еще более ранняя фаза того же коммунизма. Почему нет? Производство-то, в отличие от феодализма, уже принимает общественный характер. Да и освобождение крестьян от личной зависимости также становится фактом. Подобная классификация, конечно, возможна, но согласитесь – она как минимум неудобна.

Поскольку Маркс-Энгельс перестали использовать термин «промышленная революция», он не используется марксистами и в дальнейшем. Эрфуртская программа понятие революции в экономике использует, но эта революция трактуется как лишение крестьян земли [7]. «Так были созданы основы капиталистического способа производства, они были созданы при помощи экспроприации, (т. е. отчуждения собственности) при помощи революции, такой кровавой и жестокой, какой еще не видела мировая история.» [8]. Механизм промышленной революции вообще не рассматривается. То же самое в других местах [9], [10]. Не революциями в средствах производства, а противоположностью между пастушескими и земледельческими племенами и войной между ними объясняется возникновение классов на заре истории [11].

Впрочем, Каутский признает за класс и интеллигенцию: «Подобно пролетариату, интеллигенция, как класс, также составляет исключительную особенность капиталистического способа производства. Как я указывал выше, господствующие классы при этом способе производства бывают до такой степени поглощены своими «делами», что у них не остается ни досуга, ни интереса заниматься делами государственного управления или посвящать себя занятию искусствами и науками, как это делала, например, аристократия в Афинах или духовенство в лучшие эпохи католической церкви. Всю высшую духовную деятельность, составлявшую некогда привилегию господствующих классов, предоставляют они теперь работникам, состоящим на жаловании, и число этих профессиональных ученых, художников, инженеров, чиновников и пр. быстро возрастает в капиталистическом обществе. Они образуют в своей совокупности класс так называемой «интеллигенции», – новое «среднее сословие», но от старого среднего сословия они отличаются главным образом отсутствием особенного классового самосознания.» [12]. Отсюда, вообще говоря, может следовать идея, что интеллигенция может послужить центром дальнейшего социального развития – как в свое время буржуазия (средний класс феодального общества). Но поскольку, по мнению Каутского, классового самосознания у интеллигенции нет, то такая возможность и не рассматривается. К тому же общепринятым считается, что развитие связано только с пролетариатом, а гипотетичность данного утверждения постоянно упускается из вида.

А. Богданов также не пользуется понятием «промышленная революция», как и вообще понятием «революция в базисе». Хотя возникновение классов объясняется им возникновением земледелия и скотоводства, а в дальнейшем возникновением обмена. Можно предполагать тут неявное использование понятия «неолитическая революция». Происхождение и сущность мануфактуры он рассматривает, но не может четко описать – почему появление мануфактуры привело к возникновению новых классов (почему появление мануфактурного способа производства привело к возникновению новых классов, а существовавший ранее ремесленный способ производства новые классы не создавал, а создал лишь прослойку между основными классами). Описывается общее неопределенное увеличение производства [13]. И хотя такой скачок производительности есть непременная характеристика революции (а не эволюции), детально механизм не описан.

Как видите, четкое выделение понятия «промышленная революция» исчезает из употребления и перестает применяться даже самим Энгельсом (вероятно под влиянием Маркса). Скорее всего это была мысль, блеснувшая в голове Энгельса при написании «Принципов коммунизма», но так и не получившая развития. Тем более это понятие не применяется последующими марксистами.

Отсутствие четкого выделения революции в базисе как необходимого элемента формационного перехода и составляет одну из главных проблем марксизма. В результате не был поставлен вопрос — На какой революции в базисе основан переход к социализму? А это уже, в свою очередь, привело к ошибочному описанию механизма социалистической революции, к ошибкам современного марксистского классового анализа, а соответственно — к общему кризису сегодняшнего марксизма.


Следующая статья этого цикла


1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2.изд. Т.4. С.425.

2. Маркс К. Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.7. С.16-17.

3. Маркс К. К критике политической экономии. Предисловие. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.13. С.6-7.

4. Маркс К. Гражданская война во Франции // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.17. С. 317-370.

5. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.19. С.214.

6. Маркс К. Капитал. Том 1. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23. С.497-498.

7 Каутский К. Эрфуртская программа. М.: Книгоиздательство Е.Д.Мягкова «Колокол», 1905. С.37-39.

8. Там же. С.40.

9. Каутский К. Программа германской рабочей партии. Одесса: Книгоиздательство М.С.Козмана, 1905. 35с.

10. Каутский К. Очерки и этюды по политической экономии. Спб.:изд.Луч,1905. 104с.

11. Каутский К. Этика и материалистическое понимание Истории. М.: Едиториал УРСС, 2003. – 133с.

12. Каутский К. Общественные реформы. М.: Колокол, 1905. С.45.

13. Богданов А. Краткий курс экономической науки. М., П.: ГИЗ, 1923.




Лысая гора
август-ноябрь 2019 г.


Андрей Мальцев



В оглавление