The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Романов Борис Савельевич
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

....

СОЛТАН ДЗАРАСОВ - УЧЕНЫЙ, МЫСЛИТЕЛЬ, СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТ
(10.07.1928 - 24.01.2015)

Романов Борис Савельевич политический аналитик, историк, журналист

Солтан Сафарбиевич Дзарасов - крупный ученый и публицист, профессор, доктор экономических наук, действительный член Российской Академии Естественных наук (РАЕН), заведующий кафедрой Института Экономики РАН, социал-демократический теоретик.

Дзарасов Солтан Сафарбиевич

Солтан Дзарасов родился 10 июля 1928 года в селе Чиколе в Северной Осетии. После окончания средней школы в 1945 году приехал учиться в Москву. В 1954 году вернулся на родину, где работал председателем колхоза, а затем в Северо-Осетинском обкоме КПСС. В 1960 году вновь переехал в Москву на работу в МГУ, где занимался проблемами соотношения централизма и самостоятельности в советской экономической системе, которая стала темой его докторской диссертации.

С. Дзарасов, одним из первых, на страницах газеты «Правда» в 1989 году поставил вопрос о необходимости демократического реформирования КПСС, а в газете «Социалистическая индустрия» — призвал к созданию системы социалистического народовластия. В 1990 году, в начальный период становления российской многопартийности, Дзарасов был в числе инициаторов создания одной из первых легальных оппозиционных партий - Социал-демократической партии России и вошел в руководство СДПР.

Дзарасов работал в крупнейших исследовательских и образовательных центрах страны, Московском Государственном Университете, в течение многих лет был заведующим кафедрой политической экономии в Университете Дружбы народов (РУДН), затем заведующим кафедрой экономической теории Института экономики Российской академии наук. В 1990 году он стал лауреатом престижной международной премии за конвертируемость рубля, присуждённой ему жюри под председательством лауреата Нобелевской премии В. Леонтьева.

Дзарасовым самостоятельно и в соавторстве издано 11 монографий по актуальным вопросам советской, российской и мировой экономики, в том числе ряд учебников по политической экономии, а также фундаментальных монографий по разнообразным вопросам экономики, истории и политики. В общей сложности им написано свыше двухсот работ, многие из которых опубликованы в авторитетных изданиях США, Великобритании и других стран. Среди этих работ: «Судьба политической экономии» (2004); «Теория капитала и экономического роста» в соавторстве с рядом российских и иностранных авторов (2004). В 2012 году в издательстве «Алгоритм-книга» Дзарасовым издана монография «Куда Кейнс зовет Россию?», а в издательстве «Экономика» - книга «Кейнсианская революция и российский выбор».

Важнейшим вкладом в современную социал-демократическую теорию можно считать его книгу «Российский путь: либерализм или социал-демократизм?» (1994). В ней автор выступает не только как экономист и историк, но и как социал-демократический идеолог. Данный труд не только сохраняет свою политическую актуальность, но и содержит ряд новаторских научных выводов, связанных со спецификой развития России в постсоветский период. В этой книге автор критически рассматривает либеральные реформы 90-х годов и выявляет их особенности.

В отличие от известного специалиста по истории немецкой и австрийской социал-демократии Бориса Орлова, также стоявшего у истоков возникновения социал-демократического движения в РФ в начале 90-х годов, и утверждавшего, что социал-демократия – это либерализм с человеческим лицом, Солтан Дзарасов придерживался принципиально иной точки зрения. Он видел роль социал-демократии как системной альтернативы либерализму - его экономической и политической доктрине. По мнению Дзарасова, «социал-демократизм противостоит непримиримости коммунистического, либерального и националистического подходов».

Пророчески в свете происходящей трагедии на Украине звучат его слова: «Такой неконструктивной силой сегодня, после поражения коммунизма, выступают утративший смысл воинствующий антикоммунизм и зловещий национализм, натравливающий народы друг на друга».

Дзарасов подвергает резкой критике модель реформ, выбранную в России в 90-е годы в главе, названной им «Российский анархолиберализм». Он критикует не только социально-экономическую политику либеральных реформаторов, но и ряд идеологических представлений, которые он называет «анархическим отношением к государству», вызванным непониманием того, «что в отличие от Запада государство на Востоке является основной созидающей и организующей силой».

Стратегической ошибкой реформаторов Дзарасов считал попытку создания класса предпринимателей в кратчайшие сроки и любой ценой в качестве социальной базы для власти. «Поставив своей главной целью создание класса частных собственников, российское руководство подчиняет приватизацию не интересам широкой массы народа, а ее узкой прослойке. Главной опорой успеха реформ и рыночной экономики российские анархолибералы считают создание класса богатых. Они полагают, что будут богатые – будет богатое общество. Относительно способов обогащения им известна лишь нарисованная Марксом картина, согласно которой предприниматель прибегает к любым средствам обогащения, включая мошеннические», - отмечает Дзарасов.

Критикуя идеологию либералов, Дзарасов подчеркивает важное политическое значение гражданских прав и свобод человека. Он выступает за органичное сочетание в обществе как индивидуальных (либеральных), так и коллективных (социалистических) ценностей.

Большое значение Дзарасов как экономист придавал идеям британского ученого Дж. Кейнса и высоко ценил его вклад в науку, рассматривая кейнсианство как подлинную революцию в экономической теории. Дзарасов отмечает тот факт, что Кейнс в 1925 году посетил СССР и ознакомился с первыми шагами советского планирования. «Не подлежит сомнению, что происходившее в СССР вместе с великой депрессией 1929 – 1933 годов оказало сильное влияние на формирование разработанной им теории» - писал Дзарасов.

Более того, Дзарасов считает, что «разработанная советскими учеными теория и технология планомерного ведения хозяйства явилась выдающимся достижением мировой цивилизации». Однако Дзарасов весьма далек от какой либо идеализации советского опыта и политики Сталина. Анализ противоречий советского периода, особенно в его начальной стадии, Дзарасов дает в главе «Двойственность советского коммунизма».

Анализируя идеологические споры в Советском Союзе после смерти Ленина, Дзарасов подробно рассматривает основные идейные течения в ВКП(б) в 20-е годы. «Троцкисты не были предателями революции, как их изображала сталинская пропаганда. Наоборот, они были наиболее последовательными революционерами», – отмечает Дзарасов. Однако, по его мнению, «их дело с самого начала было обречено на провал», поскольку успех социалистического строительства в СССР они связывали исключительно с перспективой победы мировой революции.

«Кто бы ни правил Россией, ее собственные интересы не могли не стать главными. Поэтому альтернативная троцкизму концепция «социализма в одной стране» поворачивала все внимание и энергию народа на решение внутренних проблем». Отказавшись от идеи подталкивания мировой революции, перед большевиками возникла проблема, как проводить модернизацию страны - чисто этатистскими методами или с учетом интересов различных социальных групп. По мнению C.Дзарасова, концепцию Николая Бухарина и его сторонников никак нельзя считать нереальной - «она полностью соответствовала условиям и интересам послереволюционной России». Разработанная им концепция «социализма в одной стране» была близка и предвосхищала, то, что позднее на Западе получило название «государства всеобщего благосостояния». Бухарин на самом деле шел на сближение с социал-демократией, хотя и публично открещивался от этого – делает вывод автор.

Причины же победы Сталина и его группировки, курс на радикальное свертывание политики НЭПа, Дзарасов видел не только в сложившихся к 1928 году экономических условиях, но в первую очередь в политическом режиме, возникшем в нашей стране. Поскольку, по его мнению, «советское общество появилось на свет с врожденным пороком диктатуры, отрицающим индивидуальные права и свободы». Несмотря на то, что в 20-е годы еще сохранялись элементы внутрипартийной демократии, сторонники Троцкого были подвергнуты политическому остракизму, а их лидер был в 1927 году выслан из СССР. Впоследствии разгрому подверглись и так называемые правые уклонисты, выступавшие во главе с Бухариным за «мирное врастание кулака в социализм».

В заключении книги «Российский путь: Либерализм или социал-демократизм» С.Дзарасов делает вывод, который звучит особенно актуально в наши дни: «Либералы нас убедили, что все зло от коммунизма, а добро и благосостояние мы можем обрести только по примеру и рекомендациям Запада», но «ореол Запада померкнет, если наша протянутая к дружбе и сотрудничеству рука будет отвергнута, США по-прежнему будут претендовать на доминирование в европейских и мировых делах, а Россия будет оттесняться и загонятся в угол, то мир станет свидетелем самых неблагоприятных последствий такой близорукой политики».

Несмотря на преклонный возраст Солтан Дзарасов всегда держал руку на пульсе политической жизни страны. В одном из своих обращений к активистам социал-демократического движения, в том числе тем, кто считает себя наследниками СДПР учрежденной в 1990 году, он призывал ни в коем случае не поддерживать праволиберальную оппозицию. «Поставленная ими задача «демонтажа путинского режима» скрывает самое худшее, что только может быть: расчистить путь к власти тем, кто хочет окончательно распродать нашу страну мировому капиталу» - предупреждал Дзарасов.

Наследие Солтана Дзарасова, безусловно, будет востребовано научной общественностью и сторонниками социал-демократических и социалистических идей в ХХI веке. С ним будут спорить, соглашаться и критиковать, но в любом случае, его труды никого не могут оставить равнодушным.



   г. Москва


В оглавление