The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Маслов В.Н., СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Обсуждаем программу СДПР!!!

"Обострение национальных проблем - отличительная черта нашей страны за последние 20 лет. Разжигание национальной розни оказалось очень удобным средством для буржуазного класса в его стремлении сохранить свою власть. При этом национализм может принимать самые разные формы - от тупой ксенофобии уличных хулиганов до весьма изощренной демагогии, спекулирующей на реальных общественных проблемах и преподносящей националистические предрассудки в завуалированном виде"
Виталий Сарматов, РКРП-РПК

Несколько замечаний по статье А. Леонидова

В. Н. Маслов, член Президиума Правления СДПР

Публикация А. Леонидова, озаглавленная «Обсуждение «программных тезисов», в целом нормальная. Но для того, чтобы дискуссия была конструктивной, не затяжной и закончилась успешно, я остановлюсь лишь на том, что у меня вызвало возражения или желание кое-что уточнить.

1.  После прочтения статьи А. Леонидова, у меня создалось впечатление, что он является сторонником написания сначала программы и только потом – программных тезисов. С моей точки зрения написание программных тезисов должно предшествовать написанию программы, а не наоборот. Если возникает двусмысленность, то она может быть устранена после небольшой дискуссии. Но может оказаться и так, что некоторые тезисы с самого начала явятся непреодолимым камнем преткновения, т.е. уже никакая дискуссия не спасёт. И зачем тогда, спрашивается, писать 20-40 страниц текста программы, если всё равно придётся размежеваться? А на вопрос, какой путь написания программных тезисов труднее, разные люди могут ответить по-разному. Так что этот вопрос считаю второстепенным.

2.  Сетования А. Леонидова по поводу того, что в процессе объединения социал-демократов «участвуют кто угодно, но только не правление СДПР», сторонним читателем могут быть восприняты так, что, якобы, ни один член Правления СДПР не принимает в этом участия. Но это не так. В частности, я являюсь членом Президиума Правления СДПР, а значит и членом Правления.

3.  Мне думается, что А. Леонидов слишком большое значение на пути выхода из системного кризиса придаёт чисто экономическим рычагам, хотя в отношении них у меня пока нет возражений. «Ну разве является «выходом из системного кризиса страны восстановление общественной морали»?» – риторически восклицает он, цитируя В. Анурьева. И продолжает риторику: «Разве можно обеспечить рост общественной морали без роста экономики?». А. Леонидов, видимо, считает, что этого сделать нельзя. В полном соответствии с К. Марксом: «Общественное бытие определяет собою сознание людей». А я считаю, что это сделать можно, так как в действительности имеет место обратная связь: осознание людьми путей улучшения жизни может привести к изменению общественного бытия. Кстати, большевики умело пользовались этой обратной связью, пропагандируя среди масс идеи диктатуры пролетариата и коммунизма. Несмотря на то, что одна идея была ошибочной, а другая утопичной, эти идеи овладели массами, а массы, совершив револю-цию, изменили общественное бытие. А. Леонидов, критикуя В. Анурьева за слова о необходимости восстановления общественной морали, несколько противоречит самому себе. Ведь он сам написал в своих «Программных тезисах СДПР» (п.10), опубликованных на сайте Г. Гордиенко под фамилией А. Билин , следующее: «На данном этапе мы считаем важным просвещение общества, обучение общества демократии, что является необходимым условием для роста и экономики, и благосостояния граждан». Хотя здесь и не говорится об общественной морали, но её связь с просвещением, обучением общества демократии, очевидна. Рост экономики и благосостояния граждан обусловлен и ростом общественной морали через просвещение и обучение основам демократии. Значит, социал-демократы могли бы многое сделать для роста общественной морали уже сейчас, не дожидаясь прихода к власти. Для этого надо идти в народ, как в своё время сделали народовольцы. Но идти не с целью призыва к революции, а для того, чтобы собственным примером показать, как с помощью знаний и солидарности, руководствуюсь нормами этики, можно добиваться (конечно, не всегда успешно) свободы и справедливости.

4.  Среди критических замечаний А. Леонидова в адрес тезисов Э. Шульца меня обескуражили такие выражения: «Может быть, прежде чем создавать «мировое правительство», следует…», «Может быть необходимо отметить, что формированию действенных структур «мирового парламента» и «мирового правительства» должны предшествовать…». Ранее, в своих программных тезисах (п.9), А. Билин заявлял гораздо более чёткую позицию в отношении «мирового правительства»: «Мы считаем, что длительное развитие планетарного общества невозможно обеспечить в условиях однополярного мира, через создание единого мирового правительства, так как рано или поздно это приведёт к монополизации и прекращению конкуренции во всех сферах жизнедеятельности, к созданию кастового общества на Земле. Поэтому, будучи последовательными демократами, мы отстаиваем многополярное устройство планетарного общества, в котором демократические государства примером будут доказывать преиму-щество своих методов управления». Как видим, один и тот же человек, под фамилией Билин занимает одну позицию, а под фамилией Леонидов – другую. Что это? Раздвоение личности? Или отражение неуверенности в первоначально занятой позиции?

5.  Критика А. Леонидовым программных тезисов В. Маслова начинается со слов: «Проект, безусловно, социал-демократичен. Но в нем сохранилось немало простонародного языка, который неуместен в программных документах. То есть он не прошел даже сторонней редакторской правки». Мне хотелось бы уяснить, что здесь вкладывается в понятие «простонародный язык» и хотелось бы услышать более конкретные замечания. На мой взгляд, в программных документах, которые пишутся для самых широких слоёв трудящихся, неприемлем, прежде всего, язык, изобилующий большим количеством слов, малознакомых для этих слоёв населения. Ну, а стороннюю редакторскую правку я вообще считаю преждевременной.

6.  Далее А. Леонидов пишет: «Несистемно, в одну кучу свалены пункты разной значимости. Например, пункты 12, 16, и 21 выбиваются из ряда других, как второстепенные и неубедительные». Мне думается, что замечания в несистемности и второстепенности тех или иных тезисов можно сделать любому из их авторов, поскольку у каждого своё видение степени важности тех или иных тезисов, а также критериев их группирования. Включение тех или иных тезисов, их расположение и формулировки должны стать предметом договорённости. Что касается неубедительности отдельных тезисов, то это означает, что по ним следует провести дискуссии, независимо от того, будут они, в конечном счёте, включены в документ или нет. Это необходимо для того, чтобы мы лучше понимали позиции друг друга по различным вопросам и могли это использовать в пропаганде и агитации, показывая таким образом, что, несмотря на разногласия по отдельным вопро-сам, мы находимся в одной партии. Это облегчит партстроительство, так как многие люди, стоящие в целом на позициях социал-демократии, не хотят вступать в партию из-за несогласия с агитатором, возможно, только по какому-то одному вопросу.

7.  А. Леонидову «понятно, что автор-составитель в своей четвертой редакции обобщал замечания и предложения своих однопартийных товарищей». А мне непонятно, откуда ему это понятно. Леонидов явно поторопился с такими выводами. Первый вариант тезисов из 18 пунктов я написал 20.09.10 и вообще не рассылал по электронной почте, а распространил в узком кругу в Нижнем Новгороде. Не дожидаясь замечаний по первому варианту, 21.09.10 я написал второй вариант и отправил его по электронной почте членам Правления СДПР. Он состоял уже из 20 пунктов. Третий вариант от 23.09.10 я снова распространил в узком кругу. А 4-й вариант от 24.09.10, состоящий уже из 24-х пунктов, я отправил по электронной почте в адрес Г. Гордиенко. Варианты я перерабатывал не путём обобщения замечаний и предложений (их ещё просто не было), а по собственной инициативе, учтя лишь устное замечание общего характера от коллеги по работе в отношении п.7. Так что я являюсь автором, а не автором-составителем.
У меня была мысль создать и разослать сводку отзывов на свои программные тезисы. Но замечания и предложения по тезисам (одно – на 2-ю редакцию, а одно – на 4-ю) поступили только от двоих членов СДПР и ещё от одного не члена партии из Н. Новгорода. Поэтому я пока отказался от своей затеи.

8.  С утверждением Леонидова о том, что «пункт 20 невозможен без повышения общего уровня доходов работников медицины и финансирования», я не могу не согласиться. Вот только там нет слов «организационными мерами».

9.  На критические высказывания Леонидова в отношении п.22 моих тезисов я отвечу более подробно. Но сначала я отвергну попытку Леонидова уличить меня в якобы недобросовестном поступке. Да, я умышленно не стал помещать этот пункт сразу же за 13-м, но вовсе не потому, что надеялся: «А вдруг не заметят?» и потом можно «быстренько в цейтноте принять проект «в целом»». Я был уверен, что если человек решил прочесть тезисы, то каждый пункт будет им прочитан. И никакого цейтнота у нас нет. Это было сделано в расчёте на слишком эмоциональных людей, которые часто становятся не способными объективно оценивать написанное после того, как прочтут предложение, идущее вразрез с их устоявшейся точкой зрения. Кстати, такие обвинения, какие сделал Леонидов, не способствуют улучшению взаимоотношений между социал-демократами.

Вопрос самоопределения наций и народов всегда был чуть ли не самым главным, по которому социал-демократы всего мира имели и до сих пор имеют самые различные точки зрения. Я, как верно заметил Леонидов, давно придерживаюсь мнения, что нации и народы должны иметь право на самоопределение, вплоть до отделения. А точнее – со школьной скамьи.

Леонидов убеждён, что ««самоопределение» народов и народностей только их «региональным» решением в принципе невозможно. Необходимо одобряющее решение референдума всей страны». В этой связи представим себе, что жена говорит мужу: «Всё, я с тобой жить больше не могу. Развожусь». Муж в ответ: «Не торопись. Сначала проведём референдум среди моих и твоих родственников. Если большинство выскажется за развод, я соглашусь. Но шансы у тебя невелики, ведь у тебя родни почти нет». Вот и Леонидов, видимо, убеждён, что шансов у малочисленного народа добиться большей самостоятельности в своём развитии в этом случае почти не будет.

Далее Леонидов пишет: «Социал-демократы, по-моему твердому убеждению, ни в коем случае не должны выступать за развал России и могут поддерживать «национально-культурную автономию» населяющих ее народов и народностей».

Идею культурно-национальной автономии, которая по душе А. Леонидову и А. Мальцеву, вполне допускают консервативные круги с имперским мышлением, свысока смотрящие на малые народы и не признающие за ними право иметь свою государственность. Эта идея им не страшна. Ещё более 100 лет назад эту идею приняли на вооружение австрийские социал-демократы. Думаю, что это было сделано с целью быстрее стать парламентской партией. В противном случае их вообще могли бы запретить. К. Реннер, О. Бауэр и др. лидеры австрийской социал-демократии приветствовали стремление германского народа (в том числе, австрийцев) к объединению в одно государство. В то же время «низшим» славянским народам они не желали предоставлять в составе Австро-Венгерской империи даже территориальной автономии. Не отсюда ли идут корни национал-социализма?

Культурно-национальная автономия – это шаг назад даже по сравнению с существующим положением в России, имеющей территориальные автономии. Можно представить себе, что там начнётся, если власть станет перекраивать границы автономных республик, создавая более крупные субъекты федерации по территориальному признаку, объединяя республики друг с другом или с областями.

Удивительно, но факт: вопрос права наций на самоопределение является сейчас предметом спора у коммунистов и даже националистов. Кстати, Николай БОНДАРИК, Председатель Русской Партии, в своей статье «ПРАВО НАЦИЙ НА САМООПРЕДЕЛЕНИЕ - КАК НОВЫЙ ИМПЕРСКИЙ ЛОЗУНГ» убедительно доказывает, что никакого развала России в случае признания права наций на самоопределение не предвидится.

10.  По альтернативным тезисам Леонидова высказываться пока не буду. Думаю, мы сначала должны решить два вопроса:

  1. должны ли мы сейчас обсуждать проект программы СДПР, предложенный Анурьевым, или какой-либо из проектов программных тезисов?
  2. если большинство выскажется за программные тезисы, то какой проект нам взять за основу для дальнейшего обсуждения? Предлагаю всем ответить на эти два вопроса в клубе «Социал-демократы России», который создал Виктор Григорьевич Анурьев на сайте «Facebook», или в группе-рассылке socdem Е. Коновалова.



  Нижний Новгород 27.05.11г.

В оглавление




  
Hosted by uCoz