The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Сергей Шаракшанэ, кандидат философских наук, член СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Закон Божий в школе? Ошибка!

Сергей Шаракшанэ, кандидат философских наук


Сергей Шаракшанэ, СДПР Без комментариев

С 1 сентября по решению Президента РФ в школах начнут преподавать основы православия, ислама, иудаизма, буддизма, протестантизма. Или, как альтернатива, школьники или их родители могут выбрать курс "Основы мировых религий" или "Светская этика". Школа, напоминаем, до сих пор была отделена от церкви - и декретом Советской власти (1918 г.), и Конституцией РФ.

Голоса против данного решения звучат в прессе, в центре Москвы прошел митинг, категорическое несогласие высказали лидеры конфессий на конгрессе религиозных объединений Тюменской области. «Дружба народов нашей страны скреплена кровью в Великой Отечественной войне, надо беречь эту дружбу; не проложит ли новая инициатива пропасть между российскими народами?» – предостерег Фатых-хазрат Гарифуллин (Духовное управление мусульман Азиатской части России).

Не высказываясь против Бога, религии и церкви, обратим внимание на огромные несоответствия в данном решении.

Вообще-то: отделение школы от церкви - разумно? Или это злая выдумка большевиков? Не в них дело, а в функциях государства, которое есть институт насилия во благо. К примеру, если бы государство не принуждало делать отчисления с зарплат в пенсионный фонд, на улицах валялись бы умирающие с голоду старики - положиться на предусмотрительность людей нельзя, добро здесь принудительно. То же и с образованием: не спрашивают – хочет ли ребенок идти в школу? Обязанность государства – принудить поколение, чтобы шаг во взрослую жизнь сделала не ущербная личность, а причастная к современному состоянию технической и гуманитарной культуры. А поскольку для этого придется потратить львиную долю учебного времени на освоение достижений науки и техники, базирующихся на материалистическом мировоззрении, то целесообразно отделить одно от другого: вынести религиозные предметы за рамки школы – пусть человек выбирает религиозные предпочтения вовне ее.



Та независимость научного знания от богословия, на которой настаивали арабский философ Аверроэс (XII в.), Р. Бэкон, И. Скот, Оккам, Галилей, стала в последние два века, т. е. с развитием науки, ведущей традицией культуры человечества. Зачем же включать вдруг всю силу государственного принуждения, чтобы ученик с приобретением научно-технического кругозора осваивал и религию, нет здесь конституционной обязанности государства, нет и логики.

 Юрий Лужков
   

Мэр г. Москвы Юрий Лужков против обязательного преподавания Закона Божьего в школах.

Сделаем предположения - чем же тогда объяснить решение? Настойчивостью РПЦ (Русской Православной Церкви)? Да, она добивалась этого шага от власти. Вместе с представителями Президента РФ четырех федеральных округов РПЦ провела конференцию «Взаимодействие государства и религиозных объединений в сфере образования» (2002 г.), вместе с Минобрнауки РПЦ создала постоянно действующий координационный совет, попыталась ввести в ВАК принятие диссертаций по теологии, подготовила школьный учебник православной культуры - этот предмет в двух десятках субъектов Федерации с начала 90-х годов изучают в сотнях школ, в федеральный закон «Об образовании» вдруг добавлена (2007 г.) не всеми замеченная строка - «формирование духовно-нравственной личности». И т.д.

Думается – нет, власть как допускала эти инициативы, так и преспокойно держала церковь на дистанции. Когда, например, под давлением церковников в Минобрнауки попытались издать циркуляр с примерным содержанием образования по предмету «Православная культура» (2002 г.), зам. руководителя аппарата правительства А.Волин тут же охарактеризовал через прессу: «От этого документа веет средневековьем и мракобесием».

Может, дело в «бартере»? Политикам нелегко без доминирующей идеологии в обществе вести выборный процесс, но если на церковные праздники стоять со свечками рядом с кадилом - электорат прочтет как сигнал: надо за них голосовать! Не запросила ли церковь введение в школе Закона Божьего - за эту услугу? Нет, сомнительно: известную материальную поддержку церковь получает, т.е. власти незачем замахом на пункт Конституции шокировать российскую и мировую общественность.

Может дело в проблемах той партии, которая скоро как десять лет побеждает на выборах, но подвергается критике (и от Президента страны) за неспособность сформулировать идеологию? Партия здравого смысла, партия суверенной демократии, идеология партии - «План Путина»: каждый раз восторг по поводу находки быстро сменялся забытьем. Если власть на этих «идеологах» поставила крест - мол, проверено, толку не будет – но, однако объединяющая народ платформа все же нужна, то взгляд упал на церковь: чем не вариант?

Уроки Закона Божьего

Увы, все драматичнее: ввести в светских по Конституции школах Закон Божий – не субъективное решение одного лица, не недосмотр его консультантов, а безвыходность власти – ибо государство не справляется с обязанностями.

Наметим их пунктиром. Государство обязано быть балансиром между богатыми и бедными, но дистанция между их доходами рекордная на планете, и растет дальше. Оно обязано регулировать экономику, но кризис берет верх над усилиями. Чудовищная коррупция, на Северном Кавказе убивают руководителей правоохранительных органов, владельцы заводов не внедряют новшества, инновационная экономика – только на словах, большая часть национальной индустрии вот-вот уйдет за долги иностранцам, плотность населения за Уралом в 300 раз меньше, чем в соседних Японии и Китае, ТСЖ грозит «колебаниями почвы» и т.д. Увы, эти проблемы не решает труба, качающая сырье, а игра, однако, переходит в блиц.

Выход – в гражданине! Он должен быть таким, чтобы оставаться управляемым не в зависимости от того, справляется ли государство с первейшими обязанностями, а просто от факта существования командного центра! Т.е. срочно, без подготовки, прямо с 1 сентября, Закон Божий нужен в школе и в армии - как рычаг внеполитического и внеэкономического управления, имеющий исторические корни в этой стране. Тут не до конституционной щепетильности!

Не кругозором школьника в сфере религий озабочена власть, как в Европейском сообществе: там знакомство с историей и культурным наследием конфессий - т.е. религиоведение - введено в школе для взаимопонимания людей разных национальностей и религий. И Совет муфтиев России - «за» школьный предмет, рассказывающий ребенку о существующих в России конфессиях, но «против» деления учеников одного класса по религиозному и национальному признаку, поскольку это неправильно и опасно. Кстати, у нас есть и квалифицированно написанный, взвешенный школьный учебник «Религии мира», подготовленный Институтом истории РАН!

Нет, речь о введении именно Закона Божьего, курс «Основы мировых религий» упоминается через запятую – на случай возражений родителей.

старообрядцы

Эти люди не знают, что такое ложь, воровство и убийство. И живут они не по государственным, а по Божьим законам. Речь идёт о старообрядцах.

Но как написать религиозные учебники? Одно дело – благоговейно произнести словосочетание «тысячелетняя православная культура», а другое – объяснить раскол 1653 года, когда по просьбе Патриарха Никона царь Алексей Михайлович издал указ о порядке казни: сначала отрубать две ноги, затем две руки – чтобы человек мог это видеть, а лишь потом голову. И это – за то, что приютил старообрядца на ночь. От массовых казней миллионы старообрядцев бежали на окраины России и на все континенты планеты. Всего за полвека до того был ликвидирован Юрьев день - когда крепостной мог сменить помещика по своей воле и народ России еще хорошо помнил, что было время свободы, поэтому приход Никонианской ветви Православия (ныне господствующей) в народном восприятии слился тогда с закрепощением, вследствие чего крестьянские восстания, в том числе Разина и Пугачева, проходили под знаменем «За старую веру!». Вот как малюткам-школьникам все это объяснить? А ведь и само тысячелетие надо упоминать с оговоркой: тысяча лет старообрядцам, а никонианам – всего 350 лет, при этом старообрядцы гонений не простили по сей день и считают никониан сектой. Или же будет сделан лубочно-умилительный рассказ в картинках, состоящий, следовательно, из сплошной неправды, аналог сталинского «Краткого курса ВКП(б)»? И силой государственного принуждения надавим, чтобы эта неправда вошла в сознание миллионов?

Предыдущий учебник (2002 г.) получил рецензию: «в целом рецензируемый учебник представляет собой не учебное пособие по основам православной культуры, а конфессиональную апологию православия», а затем пошли судебные разбирательства по факту возбуждения учебником национальной и религиозной вражды. Удержит ли государство следующую книжку от этого, да и захочет ли? Хотя это вопиющее нарушение принципа светского государства: образование не может быть направлено на вовлечение в религиозные объединения.

Кстати, тогда надо вводить и атеизм! И он также - не придумка большевиков: еще Ксенофан 2,5 тыс. лет назад утверждал, что не боги создали человека, а люди по своему образу и подобию придумали богов. Атеизм имеет наработанное в поколениях триединое содержание:

  • логическое опровержение бытия Бога,
  • естественнонаучная картина как опровержение религиозной картины мира и
  • критика роли церкви в мире социальных отношений в истории и сегодня.

А если на тридцать учеников класса только двое, например, мусульмане (или наоборот)? Власть предполагает выбор, но в реальной школе ради двоих не станут организовывать курс. Сколько таких случаев попрания прав будет по стране? Если цивилизация – это соблюдение прав меньшинства, то куда мы делаем шаг? А если ребенок из старообрядческой семьи? Мы порождаем обиды (вплоть до гонений и травли) в судьбах детей, провоцируем их конфликты на национальной и религиозной почве! Между конфессиями вспыхнет состязание. Кто удержит от перегиба в пользу РПЦ? Кто удержит РПЦ от использования административного ресурса? Никто! Взвинчивать же распри – охотники найдутся.

Известны финансируемые планы радикальных исламистов мира включить мусульманский пояс России (20% населения) в «мировое мусульманское государство». До сих пор им противостоял межконфессиональный мир народов России. И вдруг постановкой религиозного образования в школе мусульмане России, к примеру, будут ущемлены – лучшего подарка экстремистам трудно придумать! Кто мог предположить, что Бен Ладена сюда приведет православная инициатива!

Роковая подмена: бесконфликтность внедрения религиозного преподавания в школе проецируется на будущее из прошлого, из времен, когда в школе религию не учили и государство оберегало отсутствие фокусировки общественного внимания на вопросах веры отдельных людей. Нельзя пилить сук, на котором сидим: общественная атмосфера без фокуса внимания на вере сложилась в России как атмосфера самоценности человека и веротерпимости, это несущая опора державы!

Уроки Закона Божьего

«Вопрос, который следовало разрабатывать лучшим специалистам в области педагогики, философии, социологии, религий, к сожалению, получил политическое решение», - сказал ректор Московского исламского университета Марат Муртазин. Да, философов при принятии этого решения не приглашали, и напрасно. Философы указали: человек меняется! В их работах в ХХ веке схвачено то, что происходит в глубинах массоидного обывательского сознания: линейный детерминизм – отрицается! Исчезает столетиями присущее сознанию проецирование событий человеческой жизни на Бога как на объяснительный принцип картины мира, принудительную причинность, финальную и исчерпывающую внешнюю детерминанту. Образ Верховного Предопределителя качнулся! А вместе с ним и образ любого командного центра, в том числе центра власти страны. Он - не нужен, нет подчинению централизованным командам! В пику линейному детерминизму в обывательском сознании пробивает дорогу представление о спонтанной самоорганизации, о каузальности сети.

Но, думается, власть ошибается в главном – в намерениях церкви. Не государство укрепится, опершись о возможности церкви, а церковь поднимется, используя слабость государства. Церковь интересует захват управления человеком внутри самого государственного механизма, интересует сама государственная власть.

Как довести о себе информацию до широкой аудитории? Рекламные плакаты вдоль дорог – никто не смотрит. Сверхдорогая реклама в перерывах престижных футбольных матчей - обыватель бежит на кухню пить чай. Лидер гонки - власть: информация о ней в первых кадрах новостной ленты. Но церковь берет еще выше: принудительное освоение информации о ней в государственной школе! Такого «рекламоносителя» еще не было!

И тут же, дуплетом: воздействовать на несформировавшегося четвероклассника, который считает, что «Мао Цзедун это отец Кости Цзю, а Ленин – вообще первый человек», который еще не приступил к изучению математики, физики, химии, биологии, истории, литературы, обществоведения, т.е. базовых естественнонаучных и гуманитарных представлений у него не сложилось. Обогнать на фазу – смекнули церковники и получили у власти «добро».

А где взрослое население, где его слово? Это - поколение, над головой которого «сломали шпагу», проведя приватизацию. Оно не сопротивлялось распаду СССР, не обратило внимания, как не раз мелькнула тень над целостностью России и, видимо, вообще уже ничему сопротивляться не будет.

Тем более Россия нуждается в сильном новом поколении. Если мы заговорим о Боге, значит, мы отстраняем на второй план ценность человека. Если мы заговорим о ценности человека, значит, мы отстраняем на второй план Бога. Нам нужен человек – цель, а не средство, человек - цель нашего государства, а не средство получения прибыли в рамках макроэкономического монетаризма.

В законодательных актах России, начиная с Конституции РФ, можно насчитать с десяток формул, раскрывающих светскость образования, их никто не отменял. Значит, Конституционный суд РФ еще не сказал своего слова.


г. Москва август 2009г.

В оглавление


Эсдек Заполярья
Hosted by uCoz