The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Оболенский Александр Митрофанович, СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Надежда всегда остаётся
(по следам размышлений Вадима Викторовича Волкова в статье «Надежда остается»)

Оболенский А.М., Народный депутат СССР, также считающий себя социал-демократом

Оболенский Александр Митрофанович, СДПР

Глубоким пессимизмом веет от попытки осмысления ситуации в современной российской социал-демократии одним из ее представителей Волковым В. В. в статье «Надежда остается». В самом деле, если не менее дюжины, по оценке автора, попыток «сорганизовать тех, кто объявлял себя социалистами и социал-демократами» потерпели крах, какие основания ожидать, что и тринадцатая, в рамках «Справедливой России», будет более успешной? Впрочем, никаких особых перспектив за ней не отмечает и сам Вадим Викторович. И ее благоприобретенный статус наблюдателя в Социнтерне, также, ровным счетом, ничего не гарантирует. Достаточно вспомнить, что до нее подобным званием уже обзаводились, как минимум, три из упомянутой автором «дюжины неудачников». Это старая СДПР (образца 1990 года), РСДС(1994-1996) и партия возглавлявшаяся М. С. Горбачевым (2000-2006), которая пыталась присвоить себе также имя СДПР. Как говорится, «прокукарекать», что «СР – партия трудящихся и социалистов» недолго, но, как справедливо отмечает сам автор, «еще существуют спонсоры СР и трудно сказать, как далеко влево они позволят ей сдвинуться на практике»...

Ну, да бог с ними, с « С. Р.» и иже с ней - предоставим их самим себе, и подумаем о судьбе собственно социал-демократии. К сожалению, и в этом статья В. В. Волкова оптимизма не добавляет.

Во-первых, в ней отсутствует даже попытка анализа причин, по которым не состоялись предыдущие затеи социал-демократического партийного строительства. А ведь без этого, согласитесь, ситуация на перспективу очень уж становится схожей с сюжетом известного баснописца И. А. Крылова «Квартет». Между тем, спустя 2 десятка лет пора бы уже разбираться «ноты ли виноваты или сами мы в музыканты не годимся»…

Обратим внимание, что родовым признаком дюжины упомянутых автором на ниве социал-демократии неудачных политических проектов, является их верхушечный характер. Практически одна и та же «партийная массовка», вдохновляясь перспективой «переварить» найденный спонсорский капитал, съезжалась на учреждение очередного с-д проекта и разбредалась, как только «показывалось дно партийного кошелька»… «Переваривание» же преимущественно сводилось к теоретическому поучению как надо бы жить (статьи, представительские расходы и т.п.) и прокорму собственного партийно-бюрократического аппарата. Исключение в этом ряду составляет лишь, так называемая, «старая СДПР» (терминология В. В. Волкова»), которая в 1990 году учреждалась по инициативе снизу, т.е. уже существовавших на тот момент разрозненных с-д клубов, на деньги самих учредителей. Думаю, именно это обстоятельство позволило ей сохраниться «де-юре» в статусе, зарегистрированном Министерством юстиции, еще РСФСР, в 1991 году до настоящего времени, хотя ее политическое влияние и «обнулилось». В этом отношении с терминологией В. В. Волкова можно и согласиться. Попытка решить вопрос партийной деятельности на принципах самофинансирования за счет взносов членов партии в рамках старой СДПР, приходится признать, провалилась. Иными словами, на основе имеющегося опыта можно утверждать - без решения вопроса об источнике финансировании независимой политической деятельности в современных условиях она превращается в имитацию таковой, либо обречена на «обнуление». Таким образом, сторонникам социал-демократии в России предстоит еще решать дилемму готовности самим оплачивать удовольствие заниматься независимой политикой или, будем говорить прямо, проституирования в том или ином виде на этом поле, отрабатывая сребренники власть и деньги имущих. В прямой зависимости от решения этой ключевой проблемы и находится надежда на появление в России реально социал-демократической и влиятельной партии.

Что касается предложенного автором беглого анализа всего политического спектра России, то, как авторскую точку зрения, с известной долей условности, его принять можно. Однако, на мой взгляд, более показательно было бы использование в качестве критерия оценки не условную (право – левую) терминологию, а источники финансирования их существования. По известному принципу «кто платит, тот и музыку (политику) заказывает». Оставив в стороне не делающие погоды мелкие спонсорские пожертвования и чисто символические поступления от членских взносов, легко определить, что основных центров финансирования политических партий два.

Один из них легален и предусмотрен действующим законодательством: из ежегодного бюджета пропорционально числу голосов избирателей отданных за партии, участвовавшие в последних парламентских выборах. Причем, система настроена таким образом, что к бюджетной кормушке допускаются лишь наиболее преуспевшие партии (практически, лишь прошедшие в Государственную Думу).

Второй центр финансирования связан с нелегальной «черной кассой» управляемой из соответствующего отдела администрации Президента. Механизм функционирования этого своеобразного «общака» достаточно подробно и открыто освещался в интернете. О хождениях «на совет» (или поклон?!) к режиссеру финансируемого из него своеобразного политического театра-шоу не стеснялся признаваться даже претендовавший на роль лидера, казалось бы, непримиримой патриотической оппозиции С. Н. Бабурин. Что уж там говорить о думских завсегдатаях…

Можно, конечно, упомянуть и о таком источнике финансирования, как тривиальная продажа потенциальных думских кресел в процессе формирования партийных списков в преддверии очередных выборов. Но это привилегия партий уже состоявшегося парламентского представительства и, опять-таки, процесс, находящийся на согласовании в президентской администрации.

Вот и получается, что вся, так называемая, официальная политическая жизнь России является достаточно грубо срежиссированным, но пока достаточно эффективно, с точки зрения интересов власти, разыгрываемым спектаклем, в котором каждый из игроков дисциплинированно отрабатывает отведенную ему роль. Уровень же технического оснащения и кадрового обеспечения соответствующих структур репродуцирования органов власти, в принципе, позволяет обеспечивать планируемые результаты выборов вне зависимости от усилий реальной оппозиции, которая попросту вытеснена с легального политического поля.

Таким образом, вопрос о наличии в политическом спектре России свободной ниши для возникновения «современной, ориентированной на 21 век, подлинно левой некоммунистической демократической силы» (терминология В.В. Волкова) необходимо рассматривать не с позиций интересов общества и страны, а с учетом целей ее «кремлевских жителей». В качестве же их идеала еще с середины 90-х давно озвучена американская двухпартийная политическая модель. И если в качестве одного из ее полюсов, начиная с 1999 года, последовательно и успешно идет укрепление бюрократической «партии власти» (тандем «Медведь» – «Отечество» преобразовавшийся в «Единую Россию»), то в отношении, так сказать, резервной партии, которой при возникновении форс-мажорных обстоятельств (попросту говоря, угрозы возникновения массового возмущения) можно было бы на время отпасовать «мячик власти» прошедшее 10-летие демонстрирует явный интерес кремлевских режиссеров к социал-демократической политической нише. Вспомним названия только наиболее известных и явно инициированных из Кремля за это же время политических проектов. Помимо цепочки РОСДП – СДПР (новая) со сменой хозяев Горбачев – Титов - Кишенин это также Партия пенсионеров, Партия социальной справедливости, Родина. Все это слилось, в конце концов, в «Справедливую Россию» (надо полагать, если буквально понимать ее название, созданной в противовес к несправедливой «Единой России»), которая, образно говоря, как бронепоезд сидящих во власти стоит на всякий случай под парами словесной риторики на запасном пути.

Признаем реальность - В СОЗДАННОЙ КРЕМЛЕМ ЛЕГАЛЬНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ НЕТ И НЕ МОЖЕТ БЫТЬ МЕСТА НИ ДЛЯ КАКОЙ НОВОЙ «подлинно левой некоммунистической демократической силы». Как, впрочем, нет места и для подлинно коммунистических сил (роль КПРФ в качестве статиста в упомянутом политическом театре-шоу в статье В.В. Волкова продемонстрирована достаточно). Верность этого тезиса как нельзя лучше демонстрирует судьба старой СДПР (образца 1990 года), в отношении которой Министерство юстиции с декабря 2004 года демонстрирует наглое игнорирование судебного решения, прямо обязывающего восстановить ее во всех правах.

Как быть тем, кто самоопределяет свое мировоззрение как социал-демократ?

Один путь - идти в «С.Р.», назначенную властью для аккумулирования (и нейтрализации) избирательных прав (предусмотренного ст.3 действующей Конституции права граждан на власть) части населения ориентирующейся на социал-демократическое мировоззрение, четко отдавая себе отчет в природе и назначении этой партии. Часть из таких «ходоков» будет неизбежно «переварена» средой, трансформировав свои взгляды под ее цели и задачи (к примеру, как один из видных анархистов-синдикалистов конца 80-х А. К. Исаев эволюционировал в одного из идейных столпов бюрократической «Е.Р.). Некоторые, наиболее идейно стойкие, смогут использовать открывающиеся близостью к власти дополнительные возможности на пользу обществу. Но, в целом, это путь соучастия в сохранении и консервации сложившегося политического режима со всеми его «прелестями» - растущим социальным неравенством, коррупцией, вырождением и вымиранием «лишней», для его целей, части населения.

Второй путь - прямо противоположный : хождение в народ. Вчерне его контуры уже наметил в своей статье В.В. Волков. Это максимальное участие, можно сказать вживание, в деятельности различных протестных структур, в которых наши сограждане осваивают сложную науку познавания собственного коллективного интереса и самоорганизации для защиты его в борьбе со словоблудием паразитирующего чиновничества. На этом пути проще оставаться верным избранным для себя идеалам. Правда, некоторые из своих подходов, вероятнее всего, также придется пересматривать. И в первую очередь речь идет о принципиальном для социал-демократов недопущении насилия в политической деятельности. Ведь вся практическая борьба граждан за свои права в рамках протестного движения проходит на тонкой грани угрозы перехода к силовому противостоянию с органами официальной власти. Вступая на этот путь надо отдавать себе отчет, что скатится с этой грани к силовым действиям ситуация может в любой момент помимо нашей воли и, соответственно, к такому повороту событий нужно быть заранее подготовленным. Иначе говоря, на этом пути социал-демократы должны быть и внутренне и организационно готовы к соучастию в силовом переделе власти, последствия которого, как показывает и мировой и отечественный исторический опыт, вовсе не обязательно будут положительными. О собственно партийном строительстве на этом пути на неопределенное время, пока среда в которой предстоит работать сама не созреет до необходимости иметь собственную политическую партию, лучше для пользы дела забыть.

Есть и третий путь – путь кропотливого поиска единомышленников и практической организации собственной и их жизни, в соответствии со взятой для себя за образец идеологией (некоторые его направления также обозначены в статье В. В. Волкова). Это наиболее трудный путь практического созидания островков идеальных, в нашем понимании, человеческих отношений в заведомо враждебной для них правовой, экономической, политической и информационной среде. Но, с другой стороны, на нем и проще всего оставаться самими собой, живя в ладу с совестью и в соответствии с собственными представлениями о справедливости и солидарности. Да, власть имущие сделали невозможным наше цивилизованное участие в легальной политике на уровне государства. Но никакими законами они не могут обязать нас жить по милым им «волчьим правилам», запретить создавать вокруг себя среду человеческих, в нашем понимании, отношений. Мало того, подобные «островки» взаимопомощи и поддержки и не только на семейном уровне, вокруг нас уже существуют. Вот и можно расширять и укреплять их, вкладывая в это свои знания, энергию, идеалы. Со временем, вероятно, возникнут свои, неформальные, т.е. помимо желания власти, связи между этими самоорганизовавшимися ячейками общества и на определенном этапе это приведет к мирному перераспределению власти в масштабе государства. Нам, скорее всего, до этого не дожить. Но, в любом случае жизнь не будет растрачиваться на бесполезные попытки переубедить ныне стоящих у власти, воззвать к их совести и здравому смыслу. Образно говоря, можно признать, что власть в России захватили инопланетяне, мыслящие совершенно иными категориями и нам остается лишь всюду где это возможно самим организовывать свою жизнь в соответствии с собственными понятиями. Что касается партийного строительства, то на этом пути оно может органично трансформироваться в структуру, организующую актив нового сообщества для координации его практической деятельности. Правда, это не будет партия в предусмотренном нынешнем законодательством виде. Для себя же можно считать ее социал-демократической партией, вынужденной находиться на нелегальном положении.

Какой путь изберет для себя каждый из нас, признавший для себя за идеал триединство Свободы, Справедливости и Солидарности, решать каждому самостоятельно. Хотелось бы лишь пожелать, чтобы выбор этот был сделан осознанно, а не в растерянности, которой, на мой взгляд, насквозь пронизана статья В. В. Волкова. И для этого каждому из нас необходимо провести ревизию своих представлений о том наследстве, которое передано нам предыдущими поколениями, также как и мы, в конечном счете, хотевшими прожить свою жизнь лучше и не зря. И, прежде всего, постараться освободиться от идейной категоричности и нетерпимости. Вот мечтает уважаемый В. В. Волков об идеале «демократической левой силы. Силы, не имеющей ничего общего с идеями и методами ленинизма, сталинизма и их последователей и стремящейся к созданию общества, в котором люди освобождены от унижающей их достоинство экономической, социальной и иной зависимости. Силы, деятельность которой направлена на преодоление власти монополистического капитала во всех сферах жизни, на уменьшение социального неравенства в обществе и на устранение связанных с этим неравенством форм господства, на становление институтов экономической демократии, обеспечивающих участие трудящихся в принятии экономических решений на всех уровнях – от отдельных предприятий и их подразделений до отраслей и экономики в целом». Спору нет, выглядит красиво и внушительно. Но…

Категоричность утверждения «не имеющей ничего общего» позволяет предполагать идейную платформу автора как антиленинизм и антисталинизм (в его терминологии). Но, позвольте, разве не идеи, сформулированные в основной части выделенной цитаты, были взяты и Лениным, и Сталиным в качестве стратегической цели своей деятельности? Что же получается, идеи у нас все же общие? Откуда тогда такая категоричность? Ах, да - методы! Тут, конечно, спорить трудно. К взятой за идеал цели они, можно сказать, шли напролом, не жалея ни своих, ни чужих. Но, опять таки, стоит ли огульно отвергать все методы? К примеру, НЭП выглядит идеалом для многих инициативных наших сограждан, в том числе и социал-демократов, на фоне построенного ныне в России, кстати, не менее варварскими, чем сталинские, методами капитализма. А сама рожденная в ходе преобразований той поры плановая экономическая система (тоже ведь метод) была с большим успехом и с умом задействована капиталистическим миром для своего реформирования, что, собственно, и привело к мирному расцвету социал-демократии в Европе. Да и в нынешнем глобальном мировом кризисе практически все правительства, приведшие свои страны в его пучину, как утопающий за соломинку хватаются за метод (директивное государственное регулирование) также порожденный эпохой ленинизма и сталинизма (в терминологии В. В. Волкова). Одним словом, желательно для начала постараться внести ясность в собственные головы. Стоит ли столь огульно отвергать все, что было сделано нашими предшественниками (напомню, что и Ленин и Сталин начинали с самоопределения своих убеждений как социал-демократических). Не лучше ли провести спокойный анализ прошлого, чтобы получить возможность взять с собой в будущее положительный багаж и хотя бы постараться, выражаясь народным афоризмом, не наступать на грабли их ошибок. Неужели умопомрачение, охватившее нашу интеллигенцию в период горбачевской перестройки, все еще не прошло и мы, так и не научившись жить своим умом, по-прежнему, склонны следовать идеологическим штампам? А ведь всем нам выпала доля стать в то время, пусть в разной степени, но соучастниками процесса, который, если не ошибаюсь, известный в прошлом антисоветчик А. Зиновьев очень метко охарактеризовал, как «метили в коммунизм, а попали в Россию». От себя добавил бы - и в ее народ, который вынужден вновь «расхлебывать» последствия бездумного насильственного эксперимента и, тихо вымирая, проклинает имена Ельцина, Гайдара, Чубайса, как наиболее известных из когорты реформаторов 90-х. Методы, которыми они проводили свои преобразования, кстати, ничем не лучше ленинских. Вновь все (и власть и собственность и капитал) отняли, на этот раз у народа, и поделили…- среди своих. Разве это не насилие в масштабе всей страны?

Сказанное имеет существенный прикладной характер в возможности осуществления той надежды, которой завершает Волков В. В. свою статью. Ведь трезвое переосмысление нашего, и никуда от этого не уйти, прошлого крайне необходимо для грамотного выбора союзников на пути в будущее. К примеру, окажется, что та же РКРП, которую автор так пренебрежительно-уничижительно характеризует в своей статье, гораздо ближе по заявленной им стратегической цели нам, чем та же «Справедливая Россия». И продолжает вне зависимости от лишения ее государственной регистрации активно практически работать по всем обозначенным Волковым В. В. направлениям. То есть, если следовать рекомендациям В. В. Волкова, нам с ее представителями, так или иначе, придется решать общие задачи. И, вообще, поиск партнеров и союзников стоит искать среди, образно говоря, политических изгоев, а не среди политических счастливчиков, допущенных властью в качестве статистов на сцену ее управляемой демократии. Но это уже тема отдельного разговора.
А закончить размышления по проблемам, поднятым в статье Вадима Викторовича Волкова, хочется банальным, но от этого не ставшим менее верным афоризмом: «дорогу осилит идущий»! Остается лишь пожелать каждому, считающему себя социал-демократом, не ошибиться в выборе своего пути, чтобы не было, говоря словами известного литературного героя Павки Корчагина, мучительно больно за бесцельно прожитые годы.

г. Орёл 14 июля 2009г.

В оглавление


Hosted by uCoz