The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Камо грядеши. Эдуард Олегович Шульц. Дискуссия.
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

КРИТИКА КРИТИКИ или ДИСКУССИЯ между ШУЛЬЦЕМ ЭДУАРДОМ ОЛЕГОВИЧЕМ и ВОЛКОВЫМ ВАДИМОМ ВИКТОРОВИЧЕМ.
(О внесении изменений в Программу СДПР).

Шульц Эдуард Олегович, член ППК СПб РО СДПР : "... мне представляется, что она (дискуссия) носит принципиальный характер и может оказаться полезной для адекватного понимания некоторых значимых для нас вопросов."

ВВЕДЕНИЕ
  • Предлагается исправить 6-й абзац:

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Свою главную цель партия видит в движении к открытому, справедливому и демократическому обществу, в котором осуществится интеграция общечеловеческих, социал-демократических и либеральных ценностей, рынок будет ориентирован на интересы человека, а равные возможности для всех сочетаться с защитой слабых.

ПРЕДЛАГАЕМАЯ ФОРМУЛИРОВКА:

Целью партии является демократический социализм, понимаемый как созидание общества на принципах свободы, справедливости и солидарности.

ПРИМЕЧАНИЕ:
предлагаемая формулировка отвечает положениям документов Социнтерна - Стокгольмской Декларации 1989г.) и Устава. Указанные здесь социал-демократические ценности являются наиболее полным воплощением общечеловеческих, предусматривают равные возможности для всех и защищенность слабых.

Вариант Э.О.Шульца:
Главной целью СДПР является демократический социализм, понимаемый как общество, созидаемое и существующее на принципах свободы, справедливости и солидарности. Общество состоит из индивидов. Несовершенные, порочные люди не могут создать гармоничное общество. Следовательно наша главная цель реализуется через формирование нового человека путем создания оптимальных условий для его всестороннего гармоничного развития.

Критика варианта:

1. Общество - это идеал, никогда нельзя будет сказать, что оно уже существует. Так что "социализм - никогда не кончающаяся задача". См. также п.19 Стокгольмской Декларации, где демократический социализм определяется именно как процесс.

2. Наша цель - создание условий для саморазвития человека, формирование же (кем таким умным ?) нового из нынешних порочных и несовершенных как-то пугает.

КРИТИКА   КРИТИКИ.
Общество - не идеал, а реальность. Социализм, действительно, - перманентный процесс, но процесс, происходящий в реальном обществе. Оторванный от объекта процесс подобен улыбке чеширского кота, которая существует без него самого. В критикуемом Волковым Вадимом Викторовичем определении, если читать его внимательно, не говорится о венце творения, о социализме как законченном статическом состоянии социума. В нём говорится о созидаемом на определённых принципах обществе, а созидание - процесс.

Условия же создаются для чего-нибудь, для достижения какой-то цели, они не могут быть самоцелью. Целью выступает более совершенное общество, состоящее, разумеется, из более совершенных индивидуумов. Следовательно, главной целью С-Д является не создание условий для процесса саморазвития (это соподчинённая цель - задача), а именно целенаправленные и планомерные усилия в формировании нового, т.е. всё более совершенного, человека, способного быть членом всё более гармоничного общества. А так как нет пределов совершенству, то и процесс этот сам по себе бесконечен.

Акцентирование саморазвития вряд ли оправдано, ибо влияние общества на каждого из его членов несомненно. Хотя существует, разумеется, и обратная связь, и передовой отряд социума, его стоящая на с-д платформе партия, может и должен (кому больше дано, с того больше и спрос) целенаправленно влиять на общество в целом. Это так очевидно и просто, что просто удивительно, как можно всего этого не понимать.


  • Предлагается исключить абзацы 10-й и 11-й

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Первой попыткой социал-демократического преобразования страны мы считаем начатую в середине 80-х годов Перестройку. Она открыла путь к свободе и демократии.

Однако вследствие борьбы между различными политическими силами за власть, роста социальной напряженности в обществе, в том числе вследствие допущенных ошибок и просчетов в реализации политики Перестройки, она сама оказалась прерванной. Этому в решающей степени способствовал августовский путч 1991г. ретроградной партийно- государственной номенклатуры. Начавшиеся после путча реформы сначала были поддержаны народом. Затем они выродились в крайности 'шоковой терапии', которые противоречили историческим условиям России. Критикуя деформации в демократическом развитии, мы в то же время выступаем против катастрофического сознания, которое продолжают насаждать антиреформаторские силы.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Сейчас в стране иная ситуация и упоминать времена Перестройки в Программе, обращенной в будущее, нецелесообразно.


  • Предлагается исправить 12-й абзац:

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Социал-демократы считают, что в основе еще не преодоленного социально-экономического кризиса лежит, прежде всего, отсутствие четкой долговременной стратегии модернизации общества, определенная инерция устаревших подходов к экономике и социальной жизни, незавершенность реформ: земельной, налоговой, военной, административной, социальной и других.

ПРЕДЛАГАЕМАЯ ФОРМУЛИРОВКА:

Социал-демократы считают, что имеющиеся социально-экономические проблемы обусловлены отсутствием четкой долговременной стратегии модернизации общества, характером проводимых реформ: социальной, налоговой, административной и других.

ПРИМЕЧАНИЕ:
последние действия власти показывают, что дело не в незавершенности реформ, а в их общей направленности, вдохновляемой философией экономического либерализма.

Вариант Э.О.Шульца:
Социал-демократы считают, что затянувшийся и не преодоленный до сих пор системный кризис в РФ обусловлен прежде всего неадекватностью системы управления страной. Отсутствие научно обоснованной модели такой системы и четкой программы ее реализации чреваты катастрофическими последствиями и не могут быть далее терпимы.

Критика варианта:

за созданием той или иной системой управления всегда стоят интересы политико-экономические и сегодня реформирование системы идет - вопрос, в чьих интересах. И одного лишь научного обоснования мало (кстати, вариантов обоснования может быть несколько ). Так что дело у нас все-таки в характере проводимых реформ, базирующихся на представлениях экономического либерализма.

КРИТИКА   КРИТИКИ.
Странно, почему аргумент о классовой сущности политики правящего класса критик относит только к предложенной мною формулировке и не относит его к собственной. Что, наличие "чёткой долговременной стратегии" само по себе изменит эту сущность и характер проводимых реформ, устранит социально-экономические проблемы? И при чём здесь "научное обоснование"? Разве реформаторы пользуются им? Конечно, одной только теории не достаточно - нужна опирающаяся на неё адекватная ситуации практика соц.-дем. правительства при активной поддержке его населением страны. Но выверенная теория совершенно необходима лидеру (партии, например) для выбора правильного пути. А если он сам плутает в трёх соснах, то никого и никуда он не выведет и даже не сможет другим подсказать, куда следует идти. Это, ведь, тоже ясно, как божий день.


Раздел 1. НАШИ    ПРИНЦИПЫ,   ЦЕННОСТИ   И   ИДЕАЛЫ:

  • 2-й абзац:

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Социал-демократы строят свою политику на основе конкретных интересов людей. Они рассматривают человека во всем его многообразии, сложности и противоречивости. Социал- демократы при всех обстоятельствах руководствуются такой основополагающей ценностной установкой, как гуманизм.

Вариант Э.О.Шульца:
Социал-демократы, руководствуясь научно-обоснованной стратегией и стремясь к достижению социально значимых целей, строят, тем не менее, свою политику на основе конкретных интересов людей. Они рассматривают человека во всем его многообразии, сложности и противоречивости. Социал-демократы при всех обстоятельствах руководствуются такими основополагающими ценностными установками, как гуманизм и социальная гармония.

ЗАМЕЧАНИЕ:
если из 1-й фразы убрать "..тем не менее..", а из последней ".и социальная гармония", то можно и согласиться с предложенной формулировкой абзаца. Социальная гармония - разве это ценностная установка? Не надо также забывать, что ситуация социального партнерства и гармонии появляется в результате борьбы, и довольно жесткой, т.е. рабочее движение заставило "другую сторону" признать трудящихся партнером. Боюсь, без борьбы у нас в России партнерства с гармонией не выйдет.

КРИТИКА   КРИТИКИ.
1.Социальная гармония вовсе не означает отсутствие борьбы и социальной напряжённости ( см. мою работу о принципе минимума социального действия), вопрос лишь в уровне последней; в приведённом мною тексте нет забвения борьбы;
2."тем не менее" следует сохранить, это принципиальный момент: достижение социально значимых (общегосударственных) целей не допустимо для социал-демократовпутём перегибания отдельных людей и целых классов через колено. Это было приемлемо для большевиков, исповедовавших диктатуру пролетариата, и для их последователей, придерживающихся до сих пор этой модели реформирования общества;
3.социальная гармония, как и гуманизм, может быть и ценностью, и реально достигнутым - в той или иной степени - состоянием общества, качеством достигнутых им общественных отношений.

  • Предлагается исключить абзацы с 3 по 11-й

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

В современных условиях гуманизм проявляется в следующих принципах:
- в обеспечении каждому человеку свободы жить и действовать в соответствии со своими убеждениями в условиях развития гражданского общества;
- в достойной материальной жизни людей, созданной в соответствии с общепринятыми нормами общества;
- в законопослушании гражданина, что обеспечивает безопасность его семьи и возможность спокойно трудиться ради личного и общественного блага, никто не имеет права произвольно вмешиваться в законную деятельность гражданина;
- в богатой духовной жизни человека; мы намерены активно поддерживать талантливых людей, развитие и разнообразие культур народов России;
- в праве человека на здоровую среду обитания;
- в свободе совести и равноправии всех вероисповеданий;
- в недопущении социальной поляризации мирового сообщества на богатые и бедные страны;
- в сопротивлении человечества негативным последствиям глобализации и международному терроризму.

ПРИМЕЧАНИЕ:
Пункты 3-11 следует исключить, так как предлагаемое в них содержание термина "гуманизм" представляется весьма дискуссионным. К тому же эти положения, сами по себе в целом верные, так или иначе упоминаются в других пунктах Программы. Достаточно ограничиться содержащимся во 2-м абзаце общим указанием на гуманизм, как основополагающую ценностную установку.

  • Предлагается исправить 12-й абзац:

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Российские социал-демократы, поддерживая рыночную экономику и право частн(ую)ой собственност(ь)и, в то же время решительно выступают против лжи, пошлости и серости, насаждаемых узкоэгоэстическими интересами.

ДОПОЛНЕНИЕ Э.О.Шульца:
…. Против использования экономической свободы во зло обществу, т.е. в узкоэгоистических личных или корпоративных интересах.

ЗАМЕЧАНИЕ:
предлагается объединить оба текста, убрав из первого про ложь и т.д., а из второго слово "...личных.. " и "..т.е…".

В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ВАРИАНТ:
Российские социал-демократы, поддерживая рыночную экономику и право частн(ую)ой собственност(ь)и, в то же время решительно выступают против (лжи, пошлости и серости, насаждаемых узкоэгоэстическими интересами) использования экономической свободы во зло обществу, в узкоэгоистических или корпоративных интересах..


Раздел 2. ЦЕЛИ   И    ЗАДАЧИ   ПАРТИИ:

  • Предлагается внести изменения во 2-й абзаз:

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

создание открытого, справедливого и демократического общества, в котором каждому гражданину гарантированы его права и свободы, прежде всего право на жизнь, работу, материальный достаток и свободный доступ к творчеству и культуре;

ПРЕДЛАГАЕМАЯ ФОРМУЛИРОВКА:

создание социально справедливого демократического общества, в котором люди освобождены от унижающей их достоинство экономической, социальной или культурной зависимости, каждому гражданину гарантированы его права и свободы и обеспечены условия для всестороннего развития личности.

ПРИМЕЧАНИЕ:
здесь предлагаются этическое обоснование деятельности социал-демократии и более точная характеристика общества. Люди стремятся к освобождению от унижения, когда осознают себя унижаемыми и дело партии указать путь освобождения

Вариант Э.О.Шульца:
создание социально справедливого демократического общества, в котором люди освобождены от унижающей их достоинство экономической, социальной и иной зависимости, каждому гражданину гарантированы его права и свободы и обеспечены условия для всестороннего развития личности. Общества, где исполняется воля большинства при уважении к мнению меньшинства, где главенствует закон, сознательно поддерживаемый и защищаемый гражданами.

ЗАМЕЧАНИЕ:
в первой фразе с ".. и иной…." можно согласиться. А вторая фраза - это известное общее определение демократического общества, признаваемое многими другими силами, и оно не содержит ничего специфически социал-демократического. Про демократию есть в других местах программы, так что предлагаю эту фразу убрать.

КРИТИКА   КРИТИКИ.
Во-первых, не вижу, чтобы в предлагаемом Волковым В.В. тексте содержалось больше "специфически социал-демократического", чем в критикуемом; во-вторых, не вижу ничего плохого в том, что правовое государство, гражданское и открытое общество предлагаются и другими партиями и демократическими движениями: наоборот, если это стало всеобщим достоянием (если стало), то вероятность истинности стратегии не убывает. Дело, ведь не только в том, что предлагают выстроить, но и какими средствами считают допустимым достигнуть цели. Если критику известна сугубо соц-дем модель будущего общества, при том, что упоминание о социальной гармонии он считает излишним, было бы полезно привести упоминание о ней в предлагаемом им тексте или в ином месте.


Раздел 3. СОЦИАЛЬНАЯ   ПОЛИТИКА:

  • Предлагается исправить 6-й абзац:

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Социальная политика должна обеспечить: экономическую и политическую инициативу и свободу граждан; занятость населения; защиту от бедности и нищеты; адресность социальной защиты; социальное равновесие в обществе.

ТЕКСТ С ИЗМЕНЕНИЯМИ:
Социальная политика должна обеспечить: экономическую и политическую инициативу и свободу граждан; полную занятость населения; гарантии (защиту) от бедности и нищеты; (адресность социальной защиты) социальную защищенность. (социальное равновесие в обществе).

ПРИМЕЧАНИЕ:
социал-демократы должны выступать за полную занятость, отвергая идею полезности некоторого уровня безработицы, а также за защищенность всех граждан. Ведь только адресная поддержка - вынужденная временная мера. Как мера постоянная она уместна в либеральной программе, а не в социал-демократической. Ведь только социально защищенный человек может быть политически свободным.

Вариант Э.О.Шульца:
Социальная политика партии строится ею исходя из главной цели и с учетом конкретных условий текущего момента. Приоритетными задачами являются создание условия гармоничного развития личности и общества, отстаивание и развитие политической и экономической свобод граждан, создание системы мер, гарантирующих обеспечение прожиточного минимума любому гражданину, полную занятость трудоспособным, адресную социальную защиту нуждающимся в ней.

ЗАМЕЧАНИЕ:
По предложению Э.О.Шульца убрано (социальное равновесие в обществе.). Но все остальное, что содержится в предлагаемом им варианте, включено уже в другие места программы и я бы не стал повторять это еще раз.

Критика   КРИТИКИ.
В предложенном мною тексте наличествует кое-что и кроме отказа об употребления не определённого нигде ранее понятия "социального равновесия". В общепринятом понимании "социальная статика" = социальное равновесие - это смерть, и социум, слава богу, этого никогда не допустит: таков объективный закон его развития. Если подразумевается какое-то иное, "динамическое" равновесие с определённым уровнем социальной напряжённости, соответствующим, например, "золотому сечению", то это нужно специально оговаривать, как это сделал я в упомянутой выше моей работе.


Раздел 4. ГРАЖДАНСКОЕ   ОБЩЕСТВО    И   ГОСУДАРСТВО :

  • Предлагается внести изменения в 18-й абзац:

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Мы намерены содействовать изменению условий выборов в органы власти, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях, что будет способствовать развитию демократии.

ТЕКСТ С ИЗМЕНЕНИЯМИ:
Мы намерены добиваться последовательной демократизации (содействовать изменению) условий выборов в органы власти, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях (что будет способствовать развитию демократии.) с целью повышения ответственности избранных лиц перед выдвинувшими их политическими партиями и избравшими их гражданами.

Вариант Э.О.Шульца:
Мы намерены добиваться последовательной демократизации и повышения эффективности системы управления государством через расширение представительства народа в органах власти, развитие местного самоуправления, совершенствование избирательной системы и усиление ответственности выборных лиц перед избирателями, а исполнительной власти - перед представительной.

ЗАМЕЧАНИЕ:
А может просто добавить к 18-му абзацу в нашей редакции (а не в редакции Э.О.Шульца) еще один абзац и написать там просто и прямо:
Мы будем стремиться к преобразованию России в демократическую федеративную парламентскую республику.

КРИТИКА   КРИТИКИ.
Готов доказать, что можно и ещё короче. Но что пригодно для лозунга при наличии развёрнутой программы, то не совсем пригодно для самой программы. В конце концов полезно и самим разобраться, чего мы хотим в текущий момент и какими средствами намерены этого добиваться. Здесь лакуны сослужат плохую службу. Настаиваю на предложенном мною варианте. То, что я предлагаю, даётся мною после тщательного анализа и работы над текстом, а не впопыхах и на ходу.

Подраздел "О нашей социальной базе" :

  • Предлагается исключить1 - 3-й абзацы, заменив их другой формулировкой:

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Социальной базой партии являются граждане России, которые разделяют демократические принципы общественного устройства.

ПРИМЕЧАНИЕ:
исключить это положение, как неверное. Социальная база и ценностная ориентация - понятия из разных смысловых рядов. Кроме того, "демократические принципы" и ценности социал-демократии - понятия не тождественные.

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Это главным образом люди наемного труда, усилиями которых создаются материальные и духовные богатства страны. Именно они обучают, воспитывают и лечат людей, обеспечивают безопасность граждан, государства и общества. Эти граждане составляют основу среднего класса России.
Свою важнейшую задачу партия видит в том, чтобы содействовать становлению и развитию среднего класса - опоры гражданского общества. Мы будем выражать, и защищать его интересы, помогать его представителям вхождению во власть.

ПРИМЕЧАНИЕ:
эти пункты предлагается исключить. Сейчас все "центристы" и "правые" пишут то же самое, хотя сам вопрос о наличии в России "среднего класса" чрезвычайно дискуссионен, а материальный достаток является лишь одним из критериев отнесения к этому классу. Да и как могут социал-демократы игнорировать большинство народа, которое по своему материальному положению далеко не достигает уровня среднеобеспеченных слоев.

ПРЕДЛАГАЕМАЯ   ВЗАМЕН   ИСКЛЮЧЕННЫХ    АБЗАЦЕВ   ФОРМУЛИРОВКА:
Партия отстаивает интересы работников наемного и свободного труда, всех, кто своими усилиями создает материальные и духовные богатства общества, обучает, воспитывает и лечит людей.

Раздел 5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ    ПОЛИТИКА:

  • Предлагается внести изменения в 4-й абзац:

ИМЕЕТСЯ ТЕКСТ:

Партия выступает за эффективную и социально ориентированную рыночную экономику. Мы за функционирование в экономике различных форм собственности (частной, корпоративной, кооперативной, государственной и других), их конкурентоспособность и эффективность. (Только граждане, наделенные собственностью, могут быть экономически и политически свободными).

ПРИМЕЧАНИЕ:
Последнюю фразу предлагается исключить. Содержащаяся в ней формула отвечает представлениям классического либерализма 19 века, в контексте которого экономическая свобода предполагает, например, отсутствие трудового законодательства. Эта формула отвечает позиции некоторых отечественных "либералов", воззрения которых отвечают эпохе "дикого капитализма", но она в корне расходится с воззрениями социал-демократии не только 19 века, но и наступившего 21-го.


В оглавление


Hosted by uCoz