The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Волков В.В., СДПР
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Труд и Капитал

Время от времени в разных СМИ появляются сообщения о выступлениях трудящихся в защиту своих прав, деятельности профсоюзов. Ряд сообщений был посвящен событиям на заводе «Форд» во Всеволожске ( Лен. Область ). Поскольку информация была разрозненной, часто противоречивой, показалось полезным представить хронику того, как на самом деле развивалась ситуация на «Форде». В публикации использованы материалы, появлявшиеся в ряде СМИ - Фонтанка.ру, «Деловой Петербург», «Коммерсант», «Известия», «Рабочая демократия», а также свидетельства участников событий.

Волков В.В.

ФОРД: ХРОНИКА БОРЬБЫ


Российский завод «Форд» (Всеволожск, Ленинградская область) является единственным европейским заводом Форда, на котором производится автомобиль Форд Фокус во всех четырех модификациях кузова: седан, пятидверный хэтчбэк, универсал и купе. В июне 2005 года компания приняла решение об увеличении выпуска автомобилей на российском заводе до 60 тысяч штук в год начиная с января 2006 года. Объем первоначальных инвестиций компании «Форд» в российское предприятие составил 150 млн. долларов. Последующее развитие, включая введение второй и третьей смен на производстве, переоснащение завода и создание центрального склада запчастей, увеличило объем инвестиций до 260 млн. долларов. В 2007 году мощность завода планируется увеличить до 75 тыс. автомобилей. Всего ЗАО "Форд Мотор Компании" в 2006 году продала в России почти 116 тыс. автомобилей. Зарплата рабочих на «Форде» до недавнего времени составляла от 13 до 19 тыс. руб. в месяц, на сверхурочных можно было заработать в месяц еще до 5 тыс. руб. По имеющимся данным, на АвтоВАЗе зарплата рабочих составляет около 13.0 тыс. руб, на "GM-АвтоВАЗ" -14. 0, на"Автофрамос" ( Рено ) – 20.0. Почасовая зарплата на заводе «Форд» в Турции - 3 евро, в Германии на «Фольксваген» - 34 евро, в США на «Дженерал моторс» – в среднем около 28.5 долларов.

В сентябре 2005 года на предприятии возник трудовой спор: заводской профсоюз потребовал повысить зарплату на 30% в связи с увеличением производительности труда и с учетом инфляции, установить 13-ю зарплату, равную среднемесячной. Первая предупредительная забастовка рабочих завода состоялась 2 ноября 2005 г., в ней приняли участие 350 человек. Затем состоялась недельная "итальянская" забастовка, в ходе которой работа производится с неукоснительным соблюдением всех правил и за это время выпуск машин сократился примерно на 100 штук. Тогда администрация компании пошла на уступки: сначала профсоюз был допущен к фонду соцстраха, а в декабре 2005 г. установлена система начислений зарплат и премий, в которой были учтены пожелания профсоюза. Оставался нерешенным вопрос о повышении зарплаты – переговоры велись до декабря 2005 года, не дали результата и были продолжены в феврале 2006 года. Требование профсоюза о повышении зарплаты на 30% было отклонено администрацией, соглашавшейся увеличить зарплату на 12,5% и повысить премии на 4%.

В феврале же состоялась конференция профсоюза, на которой было принято решение о выходе из профсоюза машиностроителей ( ФНПР ), руководство которого не поддержало позицию фордовцев, и вскоре в ответ появился пресс-релиз профсоюза машиностроителей СПб и ЛО ( ФНПР ), в котором сообщалось об исключении председателя профкома «Форда» А.В.Этманова из Роспрофмаша (ФНПР) и о намерении поставить на его место нового руководителя - президиум Областного комитета профсоюза машиностроителей предложил профсоюзной организации ЗАО "Форд мотор компани" сменить своего лидера.

В конце февраля 2006 г. профсоюз вышел из переговоров, и в понедельник, 13 марта вновь начал "итальянскую" забастовку с требованием повышения зарплаты на 30%. Администрация подготовилась к ней, наняв около 200 внештатных рабочих всех специальностей, благодаря чему забастовка не оказала ожидаемого эффекта. Незначительное снижение производства было зафиксировано только в первые два дня забастовки, но уже на третий день производство работало в обычном режиме. Отметим, что привлечение внештатных работников по схеме так называемого аутсорсинга является одним из способов борьбы с забастовками. Аутсорсинг используют многие западные компании и здесь имеются и экономические выгоды: у компании уменьшаются управленческие расходы, хотя ей и приходится платить комиссионные рекрутерскому агентству, в штате которого числятся рабочие. Вот и администрация «Форда» обратилась к услугам трех кадровых агентств. Одновременно компания уволила четырех профсоюзных активистов с формулировкой "за неэффективную работу”, что также помогло “задушить" “итальянскую забастовку”. По мнению профсоюза увольнения были незаконными, погрузчиков уволили за то, что они работали по инструкции и отказывались увеличить нормативную скорость движения в 5 километров в час, так что увольнения должны были послужить предупреждением другим профактивистам. ( Забегая вперед скажем, что судебное разбирательство, начатое профсоюзом с целью восстановления на работе четверых незаконно уволенных рабочих, закончилось 6 июня мировым соглашением. Юристы компании предложили выплатить отличную компенсацию тем, кто не захочет возвращаться на завод, а двоим, решившим восстановиться, был оплачен временный простой - средняя зарплата за нерабочий период - и они были восстановлены на рабочем месте ).

Профсоюз «Форда» был, тем не менее, настроен на продолжение борьбы и наметил начать в понедельник, 10 апреля, новую бессрочную забастовку; предполагалось, что в ней будут участвовать около 1500 человек, что составляет примерно три четверти всех работников «Форда». 7 апреля рабочие завода вышли на митинг у проходной в знак протеста против увольнения активистов. В нем также приняли участие представители ряда профсоюзных организаций Петербурга, активисты РКРП-РПК, МГ Рабочая Демократия. Рабочие «Форда» рассказали, что увольнения обсуждаются на собраниях, которые проходят на самом заводе и что среди работников распространяется листовка за подписью директора «ФМК» Теодора Шрайта с информацией, что к бастующим будут приняты "меры, вплоть до увольнения". Здесь надо сказать, что с 1 мая «ФМК» планировал увеличить выпуск с 60 тыс. до 72 тыс. автомашин в год, так как их продажа растет столь высокими темпами, что завод не успевает удовлетворять спрос: чтобы получить «Форд Фокус» нужно ждать 6 – 9 месяцев. Забастовка, таким образом, не соответствовала планам администрации, поскольку грозила срывом поставок.

Проведение забастовки запретил Ленинградский областной суд, который своим определением отложил ее на 14 дней — до 24 апреля, с целью согласования минимума необходимых работ, которые должны выполняться на заводе. Одновременно суд принял к разбирательству иск «ФМК» о признании забастовки незаконной. Администрация ссылалась на то, что уведомление, предоставленное профсоюзом, было подано с нарушением процедуры и требований, определенных трудовым законодательством. Одновременно администрация объявила, что собрала подписи более 58% сотрудников, которые проголосовали против забастовки и отказались в ней участвовать. Однако, по сообщению профсоюза, подписи собирали под нажимом и приведенные администрацией данные о количестве рабочих, не желающих бастовать, сильно завышены.

В результате состоявшихся переговоров профсоюз согласился с выдвинутым 7 апреля предложением администрации об увеличении зарплаты на 17,5 % для сотрудников начального уровня по тарифной сетке и на 14,25 % для всех остальных. Благодаря готовности профсоюза к незаконной забастовке руководство компании отменило переход на "плавающие" выходные, что лишило бы работников сверхурочных за работу в субботу и воскресенье.

К осени 2006 г. профсоюз подготовил проект первого в недолгой истории завода коллективного договора и провел его обсуждение во всех сменах. Затем были начаты переговоры по заключению коллективного договора с администрацией. Срок для их завершения истек 25 декабря. По мнению представителей профсоюза, переговоры были явно провалены администрацией: за три месяца не было достигнуто договоренности ни по одному существенному вопросу и тактика администрации состояла в том, чтобы показать видимость переговорного процесса и как можно дольше тянуть время. Большинство пунктов, где речь идет о материальном и социальном обеспечении работников, полностью перекочевали в 25-ти страничный протокол разногласий. Тот текст договора, который предлагала заключить администрация, был в три раза короче. Представители профсоюза считали, что колдоговор должен содержать условия более благоприятные по сравнению с действующим законодательством и существенно улучшать положение работников. Ситуация же на «Форде» такая, что рабочим далеко не всегда удается использовать положенный отпуска - он разбит и остатки, а это от 1 до 5 дней, часто бывает не отгулять, администрация не проводит аттестацию рабочих мест и не знакомит работников с условиями труда, отсутствует нормирование труда, график работы и развозки составлены так, что рабочим приходится принудительно работать два часа в выходной день. В отличие от рабочих, сотрудникам офиса зарплата повышается дважды в год, что профсоюз посчитал дискриминацией рабочих. По результатам переговоров 25-26 декабря прошли посменные собрания работников Компании, на которых было выдвинуто и утверждено требование к администрации: принять статьи проекта коллективного договора, включенные в протокол разногласий, в редакции трудового коллектива. Было также решено в случае отказа администрации начать процедуру коллективного трудового спора и наделить профсоюз правом ведения переговоров от имени всех работников предприятия. Всего в собраниях участвовало около 1300 сотрудников «ФМК».

Примерно в середине января профсоюз попытался зарегистрировать коллективный трудовой спор, но в соответствующих службах ему в этом было отказано, хотя регистрация и носит уведомительный характер. После этого профсоюз организовал собрания во всех трех сменах, где абсолютным большинством голосов было решено начать 14 февраля забастовку в поддержку выставленных требований. По словам председателя профкома А. Этманова, около 600 человек по тем или иным причинам не приняли участия в голосовании, а на собраниях всего пять человек проголосовало против.

7 февраля, после того как профсоюз назвал точную дату начала забастовки, администрация «Форда» обратилась в Ленинградский областной суд с иском о признании факта трудового спора и инициативы профсоюза по началу забастовки незаконными, мотивируя тем, что, по мнению руководства «Форда», трудовой спор не зарегистрирован профсоюзом в установленном законом порядке.

8 февраля, в четверг, Комитет солидарных действий ( КСД ) профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области провел акцию солидарности с профсоюзом рабочих «Форда» непосредственно у проходной завода. Несмотря на мороз, на ней присутствовало человек 130, включая группу рабочих «Форда» во главе с председателем профкома А. Этмановым, представителей ряда профсоюзов и политических организаций. Организаторы подготовили плакаты для представителей различных профсоюзов с названиями организаций, оповестили рабочие организации, какие только смогли, разослали предварительно анонсы по СМИ, обеспечили транспорт до Всеволожска и обратно.

9 февраля администрация «Форда» выступила с предложением о повышении заработной платы на 14-20% в зависимости от тарифной сетки в рамках нового коллективного договора. В этом договоре она также предлагала предусмотреть предоставление беспроцентных ссуд, в частности на обучение детей до 18 лет, на медицинское обслуживание работников и их родственников, которое не покрывается программой добровольного медстрахования. Кроме того, предлагалось ввести единовременные пособия по выслуге лет работникам со стажем работы на предприятии более 5 лет и ряд других льгот. По сути, этот "новый проект колдоговора" администрации игнорировал основные принципы, на которых построены требования профсоюза и которые отражены в профсоюзном проекте колдоговора. Эти принципы - отнюдь не деньги только! Основное требование профсоюза – не столько повышение зарплаты, а изменение системы нормирования труда. Профсоюз выступает также за отказ от заемного труда, тогда как администрация планирует вывести отдельные участки производства из ведения предприятия. При этом сторонние рабочие будут привлекаться, как это обычно бывает при подобной системе, на временных и кабальных условиях. Другие требования - гарантия рабочих мест, признание вредности на производстве для ряда категорий рабочих и выплаты по вредности. Профсоюз также выступает за введение новой системы нормирования труда. На заводе труд организован с использованием так называемого мультисистемного нормирования, рассчитанного на работу робототехники и профсоюз требует установления нормальных, на человека рассчитанных графиков, с выделением времени на отдых, чтобы труд был работнику по силам. Еще есть пункт, касающийся соблюдения норм техники безопасности – рабочие вынуждены подчиняться темпу работы конвейера и совершать операции по подъему тяжестей намного чаще, чем допускаемые два раза в час.

Профком решил провести 13 февраля, за день до начала забастовки, общие собрания рабочих по сменам и обсудить предложение администрации. Во вторник же, 13 февраля, Ленинградский областной суд удовлетворил иск администрации «Форда» о признании факта трудового спора и инициативы профсоюза по началу забастовки незаконными, но решение суда не остановило руководителей профсоюза, заявивших, что это решение будет обжаловано в Верховном суде и что забастовка будет продолжаться, пока Верховный суд не вынесет какое-либо решение относительно иска профсоюза.

Видимо, администрация «Форда» рассчитывала, что профсоюз скорее всего выполнит решение суда и стачки не будет, но вместе с тем компания, вероятно, все же готовилась к конфликту и собиралась поставить машины из Европы. Стало известно, что в марте в Россию должно поступить 2300 автомобилей зарубежной сборки. Если учесть, что ежедневно на заводе с конвейера сходят около 300 машин, этого администрации хватило бы на то, чтобы продержаться неделю.

13 февраля, при явке 80% от всего коллектива, рабочие подавляющим количеством голосов проголосовали за начало забастовки. Из 1400 человек только 20 поддержали предложение администрации, еще 20 при голосовании воздержались.

В 00.00 14 февраля рабочие «Форда» начали стачку. Как писала газета "Коммерсант", по оценкам экспертов протест рабочих будет обходиться российскому подразделению «Форд» в 3-6 млн долларов в день.

По состоянию на 13.00 14 февраля, по словам представителя руководства завода, работники первой смены присутствовали на заводе, многие из них находятся на своих рабочих местах и готовы приступить к работе, однако производство пока простаивает. По словам пресс-секретаря компании Е.Кулиненко, руководство завода проинформировало профсоюз о готовности продолжить переговоры, но никакой реакции не последовало. Е.Кулиненко сообщила также, что предложение, которое администрация завода сделала своим сотрудникам ранее, является "финальным". В течение дня в ЗАО «Форд мотор компани» пообещали, что в Россию уже на этих выходных прибудет 1700 автомобилей из-за границы. В то же время поступила информация, согласно которой товарищи из немецкого профсоюза «Форда» пообещали, что не допустят отправки в Россию ни одной машины. В течение 14 –го числа группа активистов предприняла блокировку средств связи компании, так что на фирме вынуждены были включить автоответчики и, наконец, обратились в профсоюз с просьбой посодействовать в прекращении «атаки». Профсоюз «Форда» получил письма поддержки от профсоюзных организаций Европы, в частности, от европейского производственного совета «Форда», выразившего готовность принять меры к недопущению поставки европейских машин в Россию. В конфликт вмешались политики. Около девяти вечера с рабочими «Форда» встречался Г.Зюганов и пообещал им полную поддержку КПРФ, а утром 15-го во Всеволожск приехал председатель Совета Федерации С.Миронов.

Около 20.00 14 февраля администрация предложила начать переговоры и в ответ на это профсоюз прекратил забастовку с 00.00 15 февраля.

15-го февраля в ходе переговоров с администрацией представителя профсоюза, видимо, убедили ее в необходимости выплаты компенсаций за вредность производства отдельным категориям рабочих - сварщикам и малярам.

К исходу 15-го администрация заявила о готовности пойти на масштабные уступки, требуя при этом заключения до 1 марта коллективного договора на ее условиях. Эти условия включали предложенные ранее администрацией повышение зарплат на 14-20%, дополнительный день отпуска для всех сотрудников, выплату по выслуге лет (5 лет) в размере 10 000 рублей, увеличение пособия по рождению ребенка до 7 500 рублей, а также ряд дополнительных пунктов. Компания брала обязательство предоставлять компенсации и гарантии работникам, задействованных на сложных участках производства (5-7% доплаты к окладу и/или от 6 до 12 дополнительных дней отпуска). Работника, нуждающегося в переводе на другую работу по медицинскому заключению, с его письменного согласия работодатель обязывался перевести на другую работу, не противопоказанную работнику по состоянию здоровья. В случае отсутствия на заводе таких вакансий рабочего за счет средств предприятия переучит, и, если представится возможным, трудоустроит на любую имеющуюся на заводе рабочую вакансию с учетом необходимой квалификации. Работникам, полностью или частично утратившим трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания по вине работодателя обещано выплачивать сумму в размере годового оклада. В то же время администрация хотела оставить за собой возможность использовать заемный труд в пределах 6% от общего количества работников производственных подразделений и в особых обстоятельствах и/или чрезвычайных ситуациях - иметь право использовать заемный труд в пределах 20% от общего количества работников этих подразделений.

Профком ознакомил с рабочих с предложениями администрации. В двух сменах прошли общие собрания рабочих. Их участники посчитали, что администрация не собирается выполнять требования, выдвинутые забастовщиками 14 февраля. Рабочие сварочного и покрасочного цехов заявили, что вредность должна быть признана также в цехе сборки и поэтому отказываются от предложения о признании таковой только для их цехов. Профком призвал к коллективной дисциплине и решил после проведения собраний во всех рабочих сменах обсудить вопрос о возможной забастовке. Надо отметить, что профком уже на следующий день после прошедшей забастовки начал обсуждать конкретные шаги на случай затягивания переговоров и других уловок со стороны администрации, ее отказа от выполнения требований профсоюза, авторитет которого значительно возрос: в эти дни в ряды профсоюза вступило более 70 работников.

В эти дни несколько раз собирался Комитет солидарных действий, вырабатывая план конкретных мероприятий на случай начала новой стачки, ряд профсоюзных и общественных организаций были готовы участвовать в акциях солидарности.

Переговоры на «Форде» между тем продолжались, к вечеру 27-го февраля стороны пришли к соглашению по многим пунктам требований профсоюза. Среди остававшихся несогласованными был вопрос о судьбе отдела логистики. Администрация собирается вывести отдел логистики из ведения завода и передать сторонним фирмам предоставление услуг по логистике, вследствие чего несколько сотен рабочих могут оказаться за воротами «Форда», будут подлежать сокращению. Об условиях труда в штате сторонней фирмы ничего толком не может быть известно. Понятно, что для тех, кто окажется в штате сторонней фирмы, актуален вопрос о возможности защиты профсоюзом своих членов, которые теперь будут подчиняться другой администрации. По цеху сборки была достигнута договоренность, что там, где в результате аттестации будет признана вредность, будет произведен перерасчет доплат с 1 марта, как для тех цехов, по которым достигнута договоренность относительно вредных условий труда.

27 февраля днем и поздно ночью прошли собрания рабочих всех трех смен, участники которых требовали более серьезных гарантий рабочих мест для своих товарищей по отделу логистики, были предложения возобновить забастовку. Впрочем, 28 февраля руководству профсоюза стало очевидно, что из числа голосовавших за продолжение стачки реально готовы бастовать около четверти и в этих условиях было решено продолжить переговоры. В ночь на 1-е марта коллективный договор сроком на один год был подписан и важно, что в нем закреплены пункты, акцентированные во время забастовки, предусмотрены доплаты в 7% от оклада за вредность в цехах покраски и сварки, дополнительные отпуска от 6 до 12 дней, гарантии заболевшим, гарантии для работников отдела логистики – на них в течение года распространяется действие колдоговора. Что касается зарплаты, то, например, работающие в в первую смену по 3-ей категории будут после вычета налога получать 20,5 тыс. руб., а 3-ю и 4-ю категории имеют 1150 рабочих из 1900. Если учесть ночные доплаты 2-й и 3-й смен, то в сумме будет около 24-25 тыс. руб. без переработок. Заемный труд на условиях аутсорсинга может быть использован только в пределах 6% от общего числа рабочих, а при "особых обстоятельствах” и в “чрезвычайных ситуациях" эта цифра может возрасти до 20%.

По пунктам, вошедшим в колдоговор, новые требования в течение действия договора не будут выдвигаться ( это зафиксировано ), но имеется еще значительное число пунктов, в том числе, например, касающиеся нормирования труда, графика работы, по которым переговоры будут продолжены.

Подписанный колдоговор является, конечно, компромиссным, не все требования профсоюза в нем учтены, но и администрация пошла на существенные, ранее ею не предусматривавшиеся уступки, признав таким образом значимость и влияние профсоюза. Через несколько дней после подписания договора профком завода проанализировал весь ход борьбы за договор, сделал выводы на будущее.

В оглавление


Hosted by uCoz