The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Камо грядеши.Публицистика.Шульц Э.О.
Логин Заголовок

На главную

Институт социально-политических
исследований РАН
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК (ИСПИ РАН)

         Создан   в   марте    1991   года.     Является    головным академическим научно-исследовательским центром страны. Осуществляет фундаментальные и прикладные исследования в области социальных и социально-политических  процессов.  Поддерживает   тесные    связи   с   научными   учреждениями Российской академии наук, стран ближнего зарубежья, а также Англии,   Германии,    Израиля,     Китая,  Нидерландов,  США, Франции,  Югославии  и  других,  проводит    международные сравнительные исследования. Институт проводит социально-политическую экспертизу решений, принимаемых органами управления, структурами законодательной и исполнительной власти.

          ОСИПОВ Геннадий Васильевич - академик РАН, президент Российской Академии социальных наук, научный руководитель ИСПИ РАН.

Уважаемые товарищи! На этой странице мы публикуем отклик нашего постоянного читателя и автора статей Шульца Эдуарда Олеговича на доклад академика
Осипова Г.В.,сделанного им на II Всероссийском социологическом конгрессе.

Шульц Эдуард Олегович, член ППК СПб РО СДПР

О возможностях и претензиях современной социологии (взгляд стороннего наблюдателя)

Преамбула

         Честно признаюсь с самого начала, что не являюсь профессиональным социологом. Однако и любительского уровня оказалось достаточно, чтобы, имея в своём распоряжении программный доклад академика Г.В. Осипова на II Всероссийском социологическом конгрессе и опираясь на его внутренние противоречия, сделать вывод о несоответствии претензий и возможностей современных российских социологов. Протест автора против вторжения в сферу социологии не профессиональных (не дипломированных?) авторов понятен, но понятно также и то, что пока уровень науки остаётся столь низким, что позволяет и не профессионалу на равных судить об адекватности выводов специалистов, до тех пор вторжения такого рода неизбежны, а возможно, и плодотворны. Являясь геофизиком по специальности, но, заинтересованно наблюдая за развитием социологии (и не только), полагаю, что могу отнести себя к разряду наблюдателей, хотя бы потому, что имею публикации по проблемам этой отрасли знания и, в частности, предложил принцип минимума социального действия, никем пока не оспоренный.

         В докладе, с моей точки зрения, содержатся и совершенно правильные мысли, и, как минимум, спорные, и просто ошибочные. К бесспорно ценному я отнёс бы фрагмент доклада, содержащий статистическую информацию (таблицу), характеризующую состояние России по ряду параметров, а также обнадёживающую информацию о бурном развитии социологии в последнее время и аргументы в пользу развития фундаментальной науки.

         1. О сочетании претензий с возможностями и ответственностью.

         Неправомерной и высокомерной представляется позиция, когда социолог настаивает на экспертизе проектов императивных правительственных актов, призывает к суровой ответственности лиц, принявших социально значимые решения без экспертизы социологов, не принимая на себя ответственность за последствия её неадекватности и признавая в этом же докладе социологию наукой, не обладающей инструментарием точных предсказаний и пребывающей в фазе описательного изучения объекта. Цитирую: "…при принятии социально значимых решений необходимо опираться на прогноз социологии об их возможных социальных результатах, проводить предварительную социальную экспертизу. Необходимо ввести персональную ответственность лиц, включённых во властные структуры, за социальные последствия предпринятых ими действий. " Заметьте, об ответственности экспертов-социологов - ни слова, и не только здесь, но и во всём докладе.

         Но имеет ли моральное право современная социология требовать для себя статус эксперта правительственных решений и брать на себя ответственность (даже если она на это решится) в современном её состоянии? Можно придерживаться различных точек зрения на этот счёт, но посмотрим, какой ответ на этот вопрос вытекает из собственных высказываний докладчика. В одном из первых абзацев он как будто бы даже с гордостью, с некоторым пафосом произносит: "Социальная история человечества - не какая-то безликая модель, а совокупность социальных действий личностей, совершаемых по самым различным мотивам на разных этапах её развития." Понятно, что речь не идёт о реальной жизнедеятельности социума - она не может быть моделью по определению: она может стать объектом моделирования при достаточно высоком уровне знаний в социальной истории как науки. Уровня формализации закономерностей, их обобщения, при котором становится возможным моделирование, социология, увы, ещё не достигла. Оценка роли выдающихся личностей до сих пор остаётся описательной и весьма противоречивой, а мониторинг взаимодействия всей совокупности личностей - задача непосильная даже для современных возможностей программистов и компьютеров.

         То, чего она достигла, не может не вызывать сожаления по собственным признаниям докладчика. Он признаёт, например, что некоторые социологи повинны в "глобально-рыночном фундаментализме", некоторые другие - в признании идеологии национальной исключительности и расизма, а третьи вообще утверждают о конце социологии как науки, о том, что она исчерпала свои возможности. К тому же, довольно часто достижения этой науки используются для модификации поведения социума, например, в период проведения избирательных кампаний, что признаёт и сам автор. Но даже в этом злоупотреблении социологи не берут на себя ответственность, и автору приходится напоминать им об этой ответственности перед обществом и предлагать принять некий корпоративный кодекс чести.

         Точные науки тоже не стоят на месте, но ни один из их представителей не заявлял о конце математики или физики, наоборот - был сформулирован и доказан принцип дополнительности. Значит, как ни прискорбно это признавать, социология ещё очень далека от уровня, достигнутого этими науками. Что, впрочем, и признаёт автор доклада, предлагая в качестве стратегических задач для социологии произвести инвентаризацию её возможностей и ответить на вопрос, в какой мере готова эта наука к вызовам глобального характера.

         2.О других дефектах анализируемого доклада.

         На первой же странице доклада допускается возможность "конструирования" социальной реальности, что представляется спорным, по крайней мере, на современном этапе. Для конструирования, т.е. целенаправленного планомерного, опирающегося на точные знания и вытекающие из них долгосрочные прогнозы в самосовершенствовании, ни общество в целом, ни, даже его элиты (социологи, например) не доросли, что и вытекает из существа доклада. Общество до сих пор движется преимущественно "ощупью", определяя методом проб и ошибок правильное направление. При возрастании темпов развития возрастает и цена ошибок: с большой скоростью можно далеко улететь от правильного курса. Возрастает и значимость фундаментальных знаний, в частности - в социологии.

         Автор утверждает, что России и мировому сообществу в течение ближайших 50-ти лет придётся найти ответы на глобальные вызовы, но в ряде последующих конкретизаций он справедливо указывает на более короткий отведённый нам (в докладах Римскому клубу) срок, а именно, ближайшие 30 лет, что весьма существенно для правильной ориентации сограждан.

         Справедливо указывая на вредоносность и опасность социального мифотворчества, автор, к сожалению, и сам не вполне его преодолел. Так, например, он говорит о расстреле Российского парламента, в то время как обстрелу подверглось лишь здание, в котором заседал Верховный Совет, и ни один депутат при это не пострадал. Он говорит об огромных жертвах, принесённых для развала прежней государственной и общественной системы. Для социолога принципиально важно определиться: системный кризис, в котором оказалась страна, это результат чьих-то происков, целенаправленных действий или наоборот - следствие бездействия (неадекватных мер), загнивания тоталитарной системы с её патернализмом, идеологической монополией, несостоятельностью идеологии и с затратной экономикой, в которой, кроме всего прочего, 88% бюджета тратилось на прогностических предложений, на экспертизе которых настаивают современные социологи. Можно было бы, если можно, проработать и предложить, хотя бы задним числом, бескризисный вариант перехода от тоталитарной системы к "социализму с человеческим лицом", к которому предполагали привести СССР путём принимавшихся ими мер окружение М.С. Горбачёва и он сам. Тогда эта модель могла бы оказаться полезной и на современном этапе, т.к. позволила бы выяснить системные ошибки и, возможно, устранить некоторые из них. Но нет серьёзного анализа - есть заклинания и угадываемые между строк проклятия - признак несостоятельности, интеллектуального бессилия.

         "Глобализация экономики породила ряд негативных социальных реалий. Произошло и продолжает расти резкое расслоение стран и регионов по количеству потребляемых ресурсов. Стало аксиомой, что повторение странами "третьего мира" индустриального пути развития приведет к исчерпанию сырьевых ресурсов Земли в течение 2-3-х десятилетий ". Но кто-нибудь нашёл для них и предложил им другой путь развития? Может быть он известен социологам? Риторический вопрос. Тогда какой смысл в повторении устрашающих "аксиом"?

         "Эколого-ресурсный кризис, обусловленный продолжающейся эксплуатацией сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран, сопровождается ростом антагонистического социального противоречия между богатыми и бедными государствами".

         Предположим, развитые государства, осознав нависшую угрозу, договорятся между собой (при пожаре и тигр бежит с косулей рядом) и возместят развивающимся странам убытки, сведут к нулю диспропорции. Останутся ли при этом отсталые страны развивающимися, приведёт ли к нивелированию уровней развития и гармонизации отношений между народами добровольный аскетизм развитых народов, если последние не одичают до уровня отсталых? Ответа нет, и даже проблема такого рода не формулируется.

         Горькая правда нашего времени - да и только ли нашего? - состоит в том, что знающие, что нужно предпринять, не будут услышаны, а те, кого слушают, не в состоянии предложить что-либо стоящее.

          В заключение приведу заимствованную из доклада таблицу:

Предельно критические показатели развития Российской Федерации

№ n/n Название показателя Предельно критическое значение в мировой практике Величина показателя в Российской Федерации в 2002 г. Вероятные социально-политические и экономические показатели
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ     ОТНОШЕНИЯ
1. Уровень падения промышленного производства 50% 54% Деиндустриализация страны
2. Доля импортных продуктов питания 30% 35% Стратегическая зависимость жизнедеятельности страны от импорта
3. Доля обрабатывающей промышленности в экспорте продукции 45% 12% Колониально-сырьевая структура экономики
4. Доля в экспорте высокотехнологичной продукции 10-15% 1% Технологическое отставание экономики
5. Доля в ВВП государственных ассигнований на науку 2% 0,4% Разрушение научно-технического потенциала
6. Изношенность основных фондов добывающей промышленности 35-40% 75-85% Грядущие техногенные катастрофы
СОЦИАЛЬНАЯ    СФЕРА
7. Соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан 10 : 1 14 : 1 Антагонизация социальной структуры
8. Доля населения, живущего за чертой бедности 10% 34% Люмпенизация населения
9. Соотношение минимальной и средней заработной платы 1 : 3 1 : 18 Деквалификация и пауперизация рабочей силы
10. Уровень безработицы 8-10% 12% Рост социально обездоленных категорий населения
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ     СИТУАЦИЯ
11. Условный коэффициент депопуляции (соотношение числа умерших и родившихся 1 1,65 Интенсивная депопуляция населения
12. Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в фертильном возрасте) 2,14-2,15 1,19 Отсутствие простого замещения поколений
13. Средняя продолжительность жизни населения в 1999 г. США, Великобритания - 75, Швеция - 78, Япония - 79 лет Россия - 67 лет (59 - у мужчин, 72 - у женщин) Снижение жизнеспособности страны
14. Доля лиц старше 65 лет в общей численности населения (коэффициент старения населения) 7% 12% Старение населения
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ     СИТУАЦИЯ
15. Суммарные поступления для обеспечения экологической безопасности (в % от ВНП) 5%(Германия) 0,1% Угроза экологической катастрофы
16. Экологические потери (в % к ВВП) 5% 15-20% Возникновение жизнеопасной окружающей среды
17. Предохранительные затраты на экологию (в % к ВВП) 5% 2% Деградация экологии
ДЕВИАНТНОЕ     ПОВЕДЕНИЕ
18. Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. жителей) 5-6 тыс. 6-6,5 тыс. (с учетом латентной преступности) Криминализация общественных отношений
19. Уровень потребления алкоголя 8 л абс. алкоголя на человека в год 14,5 л абс. алкоголя на человека в год Физическая деградация населения
20. Число суицидов на 100 тыс. жителей 20 40 Фрустрация массового сознания
21. Уровень распространенности психической патологии на 1000 человек 284 (1992 г.),
360 (2010 г.), оценка по 25 странам мира)
280 (1992 г.),
354(2010 г.)
Разрушение личности
ПОЛИТИЧЕСКИЕ     ОТНОШЕНИЯ
22. Доля граждан, выступающих за кардинальное изменение политической системы 40% 34% Делегитимация власти
23. Уровень доверия населения к центральным органам власти 25% 20% Отторжение власти народом
ОБОРОНОСПОСОБНОСТЬ
24. Доля новейших образцов оружия и боевой техники 60% 30% Отставание качества технического оснащения армии
25. Уровень доверия населения к армии 40% 38% Падение престижа армии


** Мнение авторов, публикующихся в этом разделе, может не совпадать с мнением редакции.


В оглавление


Hosted by uCoz