The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Гордиенко Г.Н., редактор сайта
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

ФИЛОСОФЫ  XIX - XXI  веков




Исторический журнал для всех



Н.А. Бердяев

Николай Бердяев: изгнанный мыслитель.

"Нельзя понять русскую антирелигиозную психологию, не поняв русскую религиозную психологию"

Религиозная философия – главное дело жизни Бердяева, за которое он поплатился, отправившись в изгнание.

Николай Бердяев родился в марте 1874 года в дворянской семье. Род будущего философа славился военным прошлым. Отец Бердяева, офицер Русской императорской армии, желал, чтобы его сын продолжил старинную семейную традицию. Поэтому юного Николая отдали обучаться во Владимирский Киевский кадетский корпус.

Карьера военного не привлекала Бердяева. Юноша учился хорошо, но без энтузиазма. Ещё во время учёбы в кадетском корпусе он понял, что хочет заниматься изучением наук.

Именно по этой причине будущий философ поступил в Императорский университет Святого Владимира, находившийся в Киеве. Сначала Николай Александрович попробовал учиться на факультете естественных наук, но позже перевёлся на юридический факультет того же высшего учебного заведения. Впрочем, окончить Императорский университет Святого Владимира Бердяев не смог. В 1890-е годы особую популярность среди студентов набрали революционные идеи, марксизм. Учения коммунистической и социалистической направленности вдохновляли молодых людей устраивать забастовки, проводить демонстрации. За участие в подобных акциях Бердяева арестовали и выгнали из университета. Также молодой человек был выслан из Киева.

Отбыв срок ссылки в Вологде, Бердяев не перестал увлекаться революционными идеями. Связавшись с немецкими социал-демократами, Николай Александрович в конце 1890-х годов заявил о себе как о политическом публицисте. В марксистской прессе начали выходить статьи Бердяева.

Однако в начале 20-го века мировоззрение Бердяева сильно изменилось. На смену радикализму пришли более либеральные идеи. В 1903 году Николай Александрович вступил в организацию «Союз освобождения», посещал её съезды, печатал эссе и статьи в журнале «Освобождение». В этот же период философ познакомился со многими людьми, которые после февраля 1917 года оказались во Временном правительстве.

В бердяевских статьях нулевых годов 20-го века прослеживается критика радикалов, действовавших во время Первой русской революции 1905−1907 годов. Также в статьях Бердяева появились религиозные темы, которые социал-демократы, по воспоминаниям самого философа, не могли простить за «устремленность к духу и к трансцендентному».

Со временем Бердяев обрёл популярность в кругах интеллигенции крупных городов Российской империи. Это позволило ему контактировать со многими деятелями Серебряного века, посещать литературные салоны Санкт-Петербурга и вступить в московское религиозно-философское общество.

Несмотря на веру в бога, Бердяев крайне скептически относился к церкви как к государственному институту. Философ в книге «Смысл творчества» писал о том, что чрезмерное влияние церкви на власть «может быть на руку духу антихристову». За статьи, содержащие критику религиозных институтов, Бердяева отправили в ссылку. Годы заключения совпали с началом Первой мировой войны. В Вологодской губернии, где находился Бердяев, была закончена одна из самых значимых работ, получившая название «Смысл творчества». В этой книге Бердяев доносит до читателей свои эстетические идеалы, провозглашая свободу главной ценностью человеческой жизни. Творчество же, по убеждению философа, является высшей формой выражения свободы.

«Философский пароход»: жизнь на чужбине

Революционные события 1917 года выпустили Бердяева, как и многих других заключённых, из заточения. Однако к новым хозяевам мира Николай Александрович относился негативно.

Философский пароход

"Философский пароход"

В 1918 году под авторством Бердяева вышел сборник статей «Из глубины». В нём философ критиковал радикализм революционеров, их силовые методы борьбы со «старым миром». За это представители большевистской власти заклеймили Бердяева реакционером.

Первое время Бердяев жил в послереволюционной России вполне неплохо. Атеистический курс советского государства не помешал философу стать основателем «Вольной академии духовной культуры». А в 1920 году Бердяев получил звание профессора Московского университета.

Однако через пару лет после революции начались притеснения представителей интеллигенции. Бердяева и его коллег из интеллектуальной среды арестовывали, допрашивали, лишали прав преподавать в университетах. Именно интеллигенцию подозревали в поддержке контрреволюции в первую очередь.

Из воспоминаний Бердяева известно, что его задерживали и допрашивали два раза. После второго ареста, случившегося в 1922 году, Бердяев узнал о том, что его высылают за пределы советской России. Николай Александрович подписал бумаги, обязуясь покинуть родную страну и никогда больше не появляться на её территории.

Вскоре Бердяев отправился в эмиграцию, уплыв из России на знаменитом «философском пароходе» вместе со многими представителями русской интеллигенции. Один из самых влиятельных людей советской России Лев Троцкий так говорил о высылке интеллектуалов, в список которых попадал и Бердяев: «Мы этих людей выслали потому, что расстрелять их не было повода, а терпеть было невозможно».

Два года Бердяев жил в Германии. Там он познакомился с несколькими крупными немецкими философами. Затем Николай Александрович переехал во Францию, где оставался до самой смерти.

За пределами родной страны Бердяев не впал в уныние. Напротив, эмиграция привела к творческому подъёму. Философ активно печатал эссе в журналах религиозной тематики, был идеологом Русского студенческого христианского движения, оказавшегося вне родной страны.

Также Бердяев в период с 1920-х по 1940-е годы выпустил множество книг. «Смысл истории», «О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии», «Русская идея», «Новое Средневековье» — все эти труды создал Бердяев, очутившись на чужбине. Также некоторые книги философа были опубликованы после смерти автора. К примеру, автобиографическая работа «Самопознание» увидела свет, когда Бердяев уже умер. Бердяева несколько раз номинировали на Нобелевскую премию по литературе, однако столь высокую награду философ так и не получил.

Несмотря на антикоммунистические политические взгляды, Бердяев, в отличие от многих русских философов-эмигрантов, например, Ивана Ильина и Дмитрия Мережковского, в годы Второй мировой войны не поддерживал агрессию Третьего рейха, направленную против Советского Союза. Умер Бердяев во Франции в 1948 году, незадолго до этого получив степень доктора богословия.

В СССР долгое время труды Бердяева были запрещены, однако со временем книги русского философа попали на полки советских граждан. Современные философы и учёные считают Бердяева одним из самых выдающихся отечественных мыслителей 20-го века.


Николай  Бердяев

Бердяев - один из самых выдающихся отечественных мыслителей 20-го века





diletant.media 01.03.2024

В оглавление