The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Косичев Л.А.
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

«НРАВСТВЕННАЯ  ПОЛИТИКА..."




Мы и Латинская Америка

"Сальвадор Альенде – марксист и… масон"

Сальвадор Альенде

Автор эссе: Косичев Леонард Анатольевич - журналист-латиноамериканист, заслуженный работник культуры РФ

Косичев Л.А.Сальвадор Альенде до конца жизни оставался масоном. Он никогда не скрывал свою принадлежность к обществу ≪вольных каменщиков≫. Порой Альенде давал публичный отпор своим оппонентам, критиковавшим популярного левого политика за масонский выбор. Эти люди выступали особенно активно против его кандидатуры в периоды избирательных кампаний в стране.

Длительным и трудным было восхождение Сальвадора Альенде на Олимп власти. Он четырежды побеждал своих соперников на выборах в сенат и 24 года заседал в верхней палате. В парламентских баталиях сенатор завоевал репутацию стойкого борца за правду. И все это время он параллельно участвовал в избирательных кампаниях за пост президента. В отличие от парламентских выборов здесь Альенде не везло, но он не сдавался и настойчиво продолжал ≪штурмовать≫ президентский дворец ≪Ла Монеда≫. Недаром великий чилийский поэт Пабло Неруда назвал Альенде ≪моим упорным товарищем≫. Действительно, не каждому даны такая поразительная воля и целеустремленность. Кандидатура Альенде на пост президента как представителя объединенных левых сил выдвигалась в 1952, 1958 и в 1964 годах. И каждый раз он проигрывал. После поражения на президентских выборах 1964 года журналисты спросили о его дальнейших планах.

Несостоявшийся глава государства с юмором ответил: ≪Когда я умру, на моем надгробии будет высечено: ≪Здесь покоится Сальвадор Альенде, будущий президент Чили≫. Своим близким он признавался, что тяжело переживал неудачи на президентских выборах. Но Альенде не падал духом, не считал себя ≪отыгранной картой≫ – от выборов к выборам собирая все больше голосов чилийцев. Важно для политика-социалиста было и то, что в 1966 году его избрали председателем сената. И он готов снова, в четвертый раз, ринуться в бой за президентское кресло.

Многие левые деятели считали бесперспективным дальнейшее участие Альенде в президентских выборах. Такого мнения придерживалась значительная часть руководства его родной Социалистической партии.

На пленуме ЦК за выдвижение в четвертый раз кандидатуры Альенде на пост президента проголосовали всего 12 человек при 13 воздержавшихся. Но никто из членов ЦК не подал своего голоса против. В сложившейся ситуации решено было обратиться к региональным отделениям партии, а они все без исключения высказались в поддержку Альенде. После длительных и бурных обсуждений коалиция Народное единство сочла возможным выдвинуть его опять своим единым кандидатом на предстоящих президентских выборах. Другого более популярного и харизматичного политического лидера, который бы устраивал всех левых, не было. Альенде снова мчит на всех парусах к заветной цели – стать президентом Чили. После продолжавшегося 18 лет ≪выборного марафона≫ невероятное упорство политика в борьбе за пост главы государства наконец-то было вознаграждено: в 1970 году его избрали президентом Чили. Он победил с программой мирного продвижения к социализму. Альенде становится первым за всю историю Республики президентом-социалистом и уже двенадцатым масоном на посту главы чилийского государства.

Президент-социалист

Альенде становится первым за всю историю Республики президентом-социалистом
и уже двенадцатым масоном на посту главы чилийского государства.

После вступления в должность Альенде произнес речь в Великой Ложе. Он заявил о готовности выполнять свое обещание служить на благо людям, данное при посвящении в ≪вольные каменщики≫. Среди министров сформированного левого правительства были масоны. В последнем кабинете их насчитывалось трое.

В нашей стране мало известно о масонских страницах биографии Альенде.

Именно это обстоятельство побудило меня взяться за эту тему. Меня всегда интересовала многогранная и неординарная личность выдающегося чилийского президента, в том числе его участие в масонстве. За долгие годы в моем архиве накопилось достаточно материалов о нем. Я собирал их и во время моей корреспондентской работы в Чили в период правления Альенде, и в ходе новых поездок в эту далекую латиноамериканскую страну. Большим подспорьем для меня стали встречи и беседы с чилийскими политиками и общественными деятелями. Не считая себя специалистом по проблемам масонства и не претендуя на полноту раскрытия темы и безошибочность суждений, я предлагаю вниманию читателя свои заметки о масонских устремлениях Сальвадора Альенде.

Масонская традиция

Все три года, пока Сальвадор Альенде находился у власти, советские газеты и журналы были переполнены материалами о преобразованиях в далекой латиноамериканской стране, которые должны были мирным путем привести к созданию основ ≪чилийского социализма≫. Но наши авторы не писали о том, что президент-марксист является правоверным масоном. Ведь в СССР масонство было запрещено, как чуждое марксистско-ленинскому учению.

Только в обстоятельной книге И. Лаврецкого ≪Сальвадор Альенде≫, написанной уже после свержения Альенде, пожалуй, впервые в советском издании признается его приверженность масонским идеям. И никаких проблем с редакторами из-за этого ≪откровения≫ у автора не возникло. Они не ≪вымарали≫ те места, где лишь вскользь упоминалось о масонстве Альенде. Впрочем, автор и не стремился раскрыть эту тему. Он ставил перед собой другую цель: рассказать о бурной политической жизни своего героя.

После распада Советского Союза официальное отношение к масонству изменилось. Оно возродилось в новой России. А в 2008 году Великий Мастер Великой Ложи, как именовал себя Андрей Богданов, участвовал в президентских выборах в качестве одного из кандидатов на пост главы российского государства. Но баллотировался он от Демократической партии. В отличие от своего чилийского ≪брата≫ (так называют себя масоны между собой) шансы российского претендента на высшую государственную должность оказались минимальными.

братья-масоны

Сальвадор Альенде и Аугусто Пиночет - братья-масоны

Однако вернемся к президенту Чили. На испанском языке нет недостатка в материалах на тему об участии Альенде в масонстве. Они стали широко издаваться после его гибели и продолжают печататься до сих пор. В статьях в Интернете на русском языке можно встретить краткие сведения о принадлежности президента Чили к масонам. Как правило, многие авторы все сводят к следующему: и Альенде, и поднявший против него мятеж генерал Пиночет состояли в одной ложе; потом один масон сверг другого. Некоторые авторы идут еще дальше. По их утверждениям, Пиночет не хотел допустить убийства ≪брата по ложе≫ и потому перед штурмом президентского дворца ≪Ла Монеда≫ предложил Альенде самолет, чтобы тот вместе с семьей мог покинуть страну. Мне представляется неправомерным ставить рядом в таком контексте имя выдающегося чилийского президента-гуманиста и одного из самых жестоких диктаторов в истории Латинской Америки. Дело здесь не в масонах. К военному перевороту 11 сентября 1973 года привел раскол в чилийском обществе, резкая поляризация политических сил в последние месяцы правления Альенде. Пиночет выражал интересы ярых противников экономических и социальных преобразований, которые осуществляло правительство Народного единства. Да и не гуманными масонскими идеями руководствовался мятежный генерал, когда через своих подчиненных действительно предложил президенту покинуть страну. На самом деле захватившая власть военная хунта хотела выслать главу государства из Чили, чтобы тем самым избежать больших для себя международных осложнений. Однако этого не получилось из-за решительной позиции Альенде в защиту своего конституционного мандата. Он решил не покидать президентский дворец, который сначала атаковали самолеты, затем танки и пехота. В роковой момент, когда до падения ≪Ла Монеды≫ оставались считанные минуты, президент покончил с собой с помощью того же самого автомата, из которого стрелял по штурмовавшим дворец мятежникам.

Альенде вел себя не как самоубийца, а как человек чести. Он не мог позволить себе быть униженным, стать жалким пленником военной хунты. Президент считал, что это было бы предательством тех чилийцев, которые проголосовали за него на выборах. Он остался верен слову, данному за два года до переворота: ≪Я оставлю дворец ≪Ла Монеда≫ только тогда, когда кончится мандат, врученный мне народом. Только изрешетив меня пулями, они могут помешать осуществлению моей воли≫. Альенде не встал на колени перед путчистами, предпочел мученическую смерть капитуляции. Это было вовсе не минутной слабостью, не эмоциональным порывом, а проявлением большого мужества, ясно осознанным решением. Оно стало актом политической борьбы, когда не осталось иных возможностей.

Президент Чили вел себя, как тот мужественный солдат, который на исходе битвы оставляет последний патрон для себя. Поступок Альенде по достоинству оценили даже многие его идеологические противники. Примечательно мнение известного чилийского историка Гонсалеса Видаля, придерживающегося правых взглядов:≪Не следует видеть в самоубийстве Альенде проявление отчаяния, это последовательный политический поступок, призванный доказать перед лицом истории его непобедимую веру в социализм, которому он посвятил всю свою жизнь≫.

Латинская Америка знает множество переворотов, когда законные президенты уступали грубой силе военных. Одни из них отправлялись в изгнание в соседние страны и преподавали там в университетах, другие приспосабливались к военному режиму, третьи переходили в умеренную оппозицию.

Но не таков был Альенде. Чилийские военные, осуществившие переворот, в его лице столкнулись с новым типом президента. Альенде считал, что революционный лидер должен уметь встретить опасность в любой момент и не отступать ни перед каким испытанием, пусть даже и смертельным. А оно пришло с переворотом 11 сентября 1973 года, когда чилийская армия прервала проводившийся в Чили необычный социальный эксперимент. ≪Мирный путь≫ к чилийскому социализму не состоялся. Альенде пробыл на посту президента лишь три года – половину из установленного конституцией шестилетнего срока. Можно спорить о том, правильно или неправильно поступил Альенде, покончив с собой. Но бесспорно одно: это было самопожертвование революционера.

Великий Мастер Великой Ложи Чили Рене Гарсия Валенсуэла (период 1969 – 1974 гг.) пытался добиться у военных властей проведения масонской церемонии по ушедшему из жизни ≪брату≫ Сальвадору Альенде, но получил отказ. К чести ложи Хирам N 65, в которой состоял Альенде, она повела себя достойно. Сразу после переворота в условиях осадного положения ее члены собрались тайно, чтобы почтить память погибшего президента.

Не могу не сказать о степени достоверности фактов, приводимых в статьях в Интернете на русском языке и относящихся к нашей теме. Вопреки содержащимся там утверждениям, Пиночет и Альенде состояли не в одной, а в разных масонских ложах. К моменту военного переворота 11 сентября 1973 года строптивый генерал уже давно не числился ни в одном масонском объединении Чили. Масонская история Пиночета такова.

В 1941 году, будучи 25-летним капитаном, он вступает в ложу Victoria N 15 в Сан-Бернардо (предместье Сантьяго). Но уже в конце 1942 года покидает ее. По одним данным, молодой офицер так и не поднялся выше подготовительного уровня, ему недоставало интеллектуального багажа для масонского формирования. По другим сведениям, тогда Совет ложи известил его об исключении за непосещаемость собраний и неуплату членских взносов. Примечательно свидетельство бывшего Великого Мастера Великой Ложи Чили Хуана Хосе Ойарсуна (период 2006-2010 гг.): ≪После церемонии посвящения мы стремимся превратить новичков в масонов. Не всегда получается. Это трудно. Пиночет пытался стать масоном, но не смог. В их рядах он находился всего два года и удалился по-собственному решению≫. Судя по всему, это был случайный эпизод в биографии генерала...

Для Сальвадора Альенде масонство было важной частью его жизни. В 1935 году молодой врач вступает в ложу Прогресо N 4 в Вальпараисо, убежденный в том, что это движение универсальное и преследует гуманистические цели. Ведь недаром к нему принадлежали многие выдающиеся люди: Вольтер, Д.Вашингтон, Т. Джефферсон, Б. Франклин, Д. Гарибальди, Д.Г. Байрон, И.В. Гете, В.И. Моцарт… Список знаменитых людей можно продолжать долго. В своей просьбе о приеме будущий президент Чили писал: ≪Я, Сальвадор Альенде Госсенс, движимый моим свободным и искренним волеизъявлением и присягая моим словом чести, предлагаю себя кандидатом в масонское сообщество, желая быть полезным человечеству≫.

Альенде уже давно был готов к принятию принципов масонства: создание храма гуманизма внутри себя, через моральное совершенствование человека стремиться к достижению всеобщего братства. Молодому политику, импонирует, что в этом мировом движении участвуют на равных люди разных политических убеждений и представители разных вероисповеданий, озабоченные судьбой рода человеческого.

Альенде принадлежит к традиционному, преобладающему в мире отряду ≪вольных каменщиков≫ – регулярному масонству. В его ложах по давней традиции состоят только мужчины. Объединяющим началом для регулярных масонов служит вера в Высшую силу, которую они символически называют Великим Архитектором Вселенной (или Верховным Разумом Вселенной). Он недоступен для людей. Познается созданный им мир. Великий Архитектор Вселенной предстает без мистической сущности, характерной для Бога в основных мировых религиях. В масонстве нет святых, нет пророков. Оно ставит под сомнение догматы христианства, не признает божественность Христа. Многие ≪братья≫ считают его лишь великим проповедником морали, но земным, подобным Конфуцию. Не удивительно, что в беседе с мексиканским журналистом, состоявшейся после победы на президентских выборах, Альенде назвал Христа среди выдающихся исторических личностей, перед которыми он преклоняется. Сам президент был убежденным атеистом. Что же касается Великого Архитектора Вселенной, то для Альенде, как и для части ≪братьев≫ из регулярного масонства, это понятие имело более сложную философскую интерпретацию.

Всевидящее око

Всеви́дящее о́ко, или лучеза́рная де́льта, — масонский символ, символизирующий Великого Архитектора Вселенной, наблюдающего за трудами вольных каменщиков. Изображается как глаз, вписанный в треугольник.

Однако для верующих признание Великого Архитектора Вселенной не означает разрыва со своим вероисповеданием. Принадлежность к регулярному масонству сохраняет приверженность к любой традиционной религии. Члены лож могут почитать Великого Архитектора Вселенной в согласии со своим вероисповеданием. Но масонская концепция не относит к атеистам тех людей, которые не исповедуют традиционные религии, а признают Великого Архитектора Вселенной как Высшую силу.

Масонство ставит себя выше всех мировых религий, так как считает, что вобрало в себя все лучшее из них. Как говорят сами ≪братья≫, на гору могут вести сто тропинок, но все они неизбежно сходятся на вершине. И центр соединения – Великий Архитектор Вселенной. Отсюда проистекают утверждения, что масоны хотят заменить ≪христианский алтарь на алтарь для всех вероисповеданий≫ и создать ≪одну мировую религию≫. Но сами ≪братья≫ опровергают мифы о ≪всемирном масонском заговоре≫. Они объявляют, что их цель - солидарность и объединение людей, чему препятствует разделение мира по религиозному и национальному признакам...

По мнению Альенде, в масонском движении в определенной степени отражается стремление к ≪идеалу общества≫. Главный масонский принцип – спасение надо искать не в традиционных религиях, а на пути своего морального и интеллектуального совершенствования, руководствуясь разумом как высшим законом и тем самым внося свой вклад в эволюцию человечества..

Место, где ≪братья≫ проводят свои встречи, называют ложей, мастерской или храмом. Там они посвящают свое время познанию бытия и тайн Вселенной, постижению всеобщей морали. Если церковь считает, что она обладает истиной, то масоны занимаются ее поиском. На своих заседаниях они зачитывают ≪зодческие работы≫ (так называются философские доклады ≪братьев≫), обсуждают вопросы благотворительности, участия в медицинских, образовательных и гуманитарных проектах. В ложах проводятся посвящения в степени – всего их в масонской иерархии 33. Каждая соответствует достигнутому ≪братом≫ уровню духовного и интеллектуального совершенствования. Но вершины достигают немногие. В Чили высшую степень можно получить лишь после 30 лет масонской жизни.

В отличие от церкви масонским храмом может стать любое подходящее помещение, специальным образом переделанное внутри и наполненное особой атрибутикой и символикой. В одном из них в городе Вальпараисо и состоялось посвящение в масоны Сальвадора Альенде. По его собственным воспоминаниям, церемония проходила с соблюдением традиционного, мистически обставленного обряда. Новичок сначала находился в темной комнате, затем его с повязкой на глазах ввели в зал, освещенный лампой и свечами. После принятых в таких случаях ритуальных действий с участием членов ложи Мастер дал знак снять повязку, и после минутного ослепления Альенде увидел себя среди тех, кто отныне стали ему ≪братьями≫. И все это происходило под философские напутствия Мастера о благотворности ≪масонского света≫ и глубокой солидарности, которая связывает всех присутствующих. До этого Альенде подписал ≪Масонское завещание≫, которое теперь прочитали для всех, и, как принято на церемониях посвящения, текст сразу сожгли. Недаром ≪вольные каменщики≫ утверждают: масонство – это система морали, завуалированная аллегориями и иллюстрированная символами..

Сам Альенде так пояснял свою тягу к масонским идеям: ≪Я придерживаюсь масонской традиции. Мой дед доктор Альенде Падин был Достопочтенным Великим Магистром (Мастером) масонского ордена в прошлом веке, когда быть масоном означало бороться. Масонские ложи, особенно ≪Ложа Лаутаро≫ (La Loguia Lautoriana), были опорой в борьбе за независимость от испанской короны. Вообще, следуя семейной традиции, я ощущал живую связь с масонами, которые активно выступали за фундаментальные принципы свободы, равенства и братства..

Но будучи масоном, я придерживался мнения, что при капиталистическом строе не может быть равенства; не может быть братства в условиях классовой эксплуатации, а подлинное понятие ≪свободы≫ должно быть конкретным, а не абстрактным. Я стремился придать масонским принципам реальное содержание…≫.

У масонской традиции в Чили длительная история. Своими истоками она восходит к началу 19 века. Масоном был ≪отец независимости Чили≫ генерал Бернардо О‘Хиггинс, возглавивший борьбу за освобождение своей родины от колониального гнета Испании. Вообще, масоны, будучи проводниками идей Великой Французской революции, сыграли важную роль в освободительном движении в Латинской Америки. В их рядах были выдающиеся руководители борьбы за независимость, начиная от Симона Боливара. После обретения латиноамериканскими странами независимости масоны продолжали оставаться противовесом огромной идеологической власти католической церкви, рупором антиклерикализма. Многие чилийские политики и интеллектуалы либерального толка были привержены масонским идеям, как дед и отец Сальвадора Альенде.

Может ли социалист быть масоном

Сальвадор Альенде продолжил масонскую традицию семьи, но избрал другие политические ориентиры. В отличие от деда и отца, приверженцев Радикальной партии, он увлекся социалистическими идеями, которые в 30-е годы XX века обрели в Чили большую популярность. В 1933 году в стране создается новая партия – Социалистическая. Альенде импонировало то, что ее основателями были масоны Мармадук Грове и сам бывший Великий Мастер Великой Ложи Еухенио Матте Уртадо (период 1931-1932 гг.). Молодой политик становится руководителем социалистов в Вальпараисо. С тех пор жизнь и деятельность Альенде связана с Социалистической партией. Она создавалась как чисто чилийская политическая организация в отличие от оринтировавшейся на Москву Коммунистической партии.

Чилийские социалисты провозгласили марксизм, но обогащенный другими достижениями человечесой мысли и опыта, ≪методом объяснения действительности≫.

Новая левая партия представляла собой пестрый конгломерат идеологически разнородных социалистических групп и течений – от реформистских до леворадикальных. Альенде примыкал к умеренному крылу. Годы спустя, видный деятель Соцпартии Карлос Альтамирано так охарактеризует своего вечного друга – оппонента: ≪Альенде не был убежденным марксистом-ленинцем ни в силу своей интеллектуальной подготовки, ни в силу склада своего ума. Марксистом он действительно был≫.

В сентябре 1939 года вновь избранный президент Чили Агирре Серда, радикал и масон, назначает министром здравоохранения социалиста-масона Сальвадора Альенде. Для последнего начинается новый этап в политической карьере и в масонской жизни. Переехав в Сантьяго, он вступает в столичную Ложу Хирам N 65. Благодаря своему кругозору и человеческим качествам Альенде достигает звания Maestro Vulnеrable, то есть ≪первого среди равных≫.

Однако отношение в обществе к масонам неоднозначно. Церковь считает их враждебным для христианской веры сообществом, а членство в нем неприемлемым для своей паствы, которая должна искать спасение не в масонском храме, а ≪во Христе≫.

Свое критическое отношение к ≪вольным каменщикам≫ формируется и в левых партиях. В 1941 году Компартия Чили принимает решение, не позволявшее своим членам вступать в масонские ложи. В целом же позиция коммунистов была гибкой. Публично они не высказывалась негативно о масонах, так как среди них было немало влиятельных друзей и союзников. Видный деятель Компартии Чили и бывший министр Орландо Мильяс позже писал: ≪Мы ценили позиции тех членов масонства,которые действительно были с Народным единством и оказали ему ничем не обусловленную личную поддержку, а некоторые даже пожертвовали своей жизнью≫.

В Социалистической партии Чили на почве отношения к масонству со временем возникли осложнения. Альенде был не единственным ≪вольным каменщиком≫ в ее рядах. Группе социалистов-масонов пришлось столкнуться с нападками своих более революционно настроенных коллег (≪бoльших марксистов, чем сам Маркс≫). Они стремились доказать, что нельзя быть ≪братьями≫ в одной ложе с представителями разных политических сил. Их критика в первую очередь была направлена против Альенде как одного из авторитетнейших политических деятелей, и в 1965 году он вынужден был направить письмо братьям по ложе Хирам N 65, в котором просил лишить его статуса масона. Это произошло после съезда Соцпартии, объявившего о несовместимости членства в ее рядах с участием в масонстве. В своем письме Альенде изложил также свои соображения по обновлению деятельности ≪вольных каменщиков≫ в соответствии с социальными реалиями страны. Члены ложи, собравшиеся по столь неординарному случаю, полностью согласились с мыслями и предложениями автора письма, но единодушно отвергли его просьбу о выходе из масонства.

Последний раз группа радикально настроенных социалистов выступила против однопартийцев-масонов на съезде Соцпартии в Чильяне в 1967 году. Тогда Альенде дал своим оппонентам резкую отповедь. Он призвал партию уважать свободу мыслей своих членов. На этот раз резолюция, направленная против социалистов-масонов, была отвергнута. Сам Альенде однажды так высказался по этому поводу: ≪Мое положение понимают в масонских ложах, но не раз случалось, что меня не понимали в моей собственной партии, которая была основана никем иным, как бывшим Достопочтенным Великим Мастером Масонского Ордена Чили Еухенио Матте Уртадо. Передо мной ставился вопрос о несовместимости быть масоном и социалистом одновременно. Но я отстаивал мое право быть масоном и социалистом. Я заявлял открыто на партийных съездах, что если будут настаивать на этой несовместимости, я оставлю членство в Социалистической партии, хотя никогда не перестану быть социалистом по своим идейным убеждениям и принципам. Если точно также масонский орден (хотя я этого не могу представить) поставит вопрос о несовместимости моих марксистских идеалов с принадлежностью к масонству, я покину ложу, убежденный в том, что терпимость перестала быть практикуемой добродетелью≫.

После съезда Соцпартии в Чильяне страсти вокруг пребывания Альенде в рядах масонов приутихли.

Регулярному масонству предписывается не превращать ложи в арену межпартийных политических баталий или в кафедру споров по противоречивым религиозным вопросам, дабы не обострять отношения между ≪братьями≫. Допускаются дискуссии о политике и религии преимущественно как о социальных явлениях, но без выпадов и навязывания своей точки зрения другим. Однако в 60-х и 70-х годах прошлого века чилийские политики-масоны, стоявшие на разных идеологических позициях, вольно или невольно привносили в регулярные ложи то, чем занимались в обычной жизни, по их фразеологии – в мире профанов. К таким ≪вольным каменщикам≫ принадлежал и Альенде. Его ложа Хирам N 65 была самой политизированной. Политик-марксист, естественно, выходил за рамки исторических канонов регулярного масонства, но в Чили, как и в ряде других латиноамериканских стран, многие ложи были не столь консервативны и ортодоксальны.

В бурный предвыборный период 1970 года даже под сводами Великого храма Великой Ложи Чили прозвучало незабываемое для ≪братьев≫ выступление Альенде, приглашенного по случаю выдвижения его кандидатом в президенты.

Он разъяснял социалистическую доктрину, программу возглавляемого им блока. Народное единство, отмечая, что его собственные цели политика-социалиста не противоречат устремлениям масонства. Альенде смело критиковал своих политических оппонентов. Речь была острой, несмотря на место, где она произносилась.

Недаром Великий Мастер Рене Гарсия Валенсуэла, памятуя тот эпизод, потом скажет: никто не должен путать Великую Ложу с президентским дворцом ≪Ла Монеда≫.

Победа в 1970 году марксиста и масона Альенде на президентских выборах в католической стране ошеломила многих. Но свои взляды Альенде никогда не противопоставлял христианскому гуманизму. По его просьбе кардинал Рауль Силва Энрикес провел в кафедральном соборе Сантьяго торжественное богослужение в честь вступления в должность нового президента. По словам Альенде, он обязан уважать чувства католиков, точно так же, как они с уважением отнеслись к нему на выборах.

На состоявшейся церемонии кардинал подарил главе государства Библию, изданную в Иерусалиме. В ответ Альенде сказал, что не раз перечитывал Великую книгу. Как свободный мыслитель, он считает ее многовековым собранием мудрости, мифов и реалий древних народов, их надежд и исканий. Но у него вызывает недоумение, когда Великой книге стремятся приписать чудодейственные свойства.

Альенде выразил надежду, что церковь поддержит его социальные реформы в интересах бедных слоев населения, в интересах большинства верующих. У президента установились добрые отношения с Раулем Силва Энрикесом, человеком умным, искренним и совсем не фанатичным католиком.

Альенде как политик глубоко демократического склада был далёк от того, чтобы стремиться к установлению жесткой авторитарной системы правления. Леворадикальные круги в Народном единстве и левоэкстремистские группировки вне его требовали от президента не считаться с ≪буржуазной конституцией≫. Но Альенде неизменно настаивал на соблюдении законности и на развитии революционного процесса мирным путём в соответствии с предвыборной программой.

Все три года народной власти Альенде стремился избежать кровопролития и гражданской войны. И в роковой день военного переворота 11 сентября 1973 год в своем последнем обращении к чилийцам по радио ≪Магальянес≫ он просил народ ≪не приносить себя в жертву≫. Президент не призвал своих сторонников дать отпор хунте и отстоять конституционное правительство, потому что не хотел толкнуть безоружные массы против танков, артиллерии, авиации. Ведь все командование вооруженных сил оказалось в руках заговорщиков, которые накануне смогли устранить с ключевых постов в вооруженных силах генералов-конституционалистов и провели чистку в офицерском составе. Армия не раскололась. Ни одна дивизия, ни один полк не выступили на стороне Альенде. Оказавшись перед лицом невиданного вероломства, президент принимает решение: сам он с горсткой соратников окажет вооруженное сопротивление во дворце ≪Ла Монеда≫, но не допустит бессмысленного кровопролития призывом подняться на борьбу против хунты.

Однако Альенде не был ≪непротивленцем≫, как его порой пытаются изобразить. Он считал неизбежным и оправданным путь вооруженной борьбы в тех странах Латинской Америки, где не осталось иной возможности. Поэтому он высоко ценил Кубинскую революцию и ее героев. Примечателен один эпизод, который произошел еще до победы Народного единства на выборах. В феврале 1968 года из Боливии в Чили удалось перейти трем бойцам из повстанческого отряда Че Гевары, которые спаслись после гибели своего прославленного командира. Их интернировала чилийская полиция. Альенде как председатель сената добился скорейшего освобождения революционеров-интернационалистов и решения правительства отправить сподвижников Че Гевары на Кубу. При этом возникла проблема. На континенте преобладали военные режимы, и партизанам было рискованно лететь через латиноамериканские страны, так как их могли задержать в каком-либо аэропорту по требованию боливийского правительства. Альенде предложил другой, более длинный, но безопасный маршрут: через чилийский остров Пасха до Таити, заморской территории Франции, а оттуда через Париж в Гавану. Французский президент Шарль де Голль дал согласие на проезд партизан. Альенде сопровождал их на самолете компании ≪Лан Чили≫ до острова Пасхи.

После возвращения в Сантьяго левые аплодировали Альенде. А правые потребовали его отставки с поста председателя сената. Они обвинили политика в том, что он поддерживает ≪противников демократического пути≫. В своих публичных выступлениях Альенде отстаивал свое право на выражение солидарности с борцами-интернационалистами. Тогда он направил письмо главному редактору газеты ≪Меркурио≫, в котором, в частности, говорилось: ≪Я ожидаю и желаю как чилиец, чтобы страна избежала насилия ... и подтверждаю, что мы не идем к нему.

Но революционное насилие иногда является единственным ответом на ваше реакционное насилие≫. Однако у себя на родине Альенде казался вероятным другой путь к переустройству общества на социалистических началах - мирный, опирающийся на давние конституционные и демократические традиции страны, организованность и сознательность рабочего класса. Но президент заблуждался в реальности ≪чилийского проекта≫, в оценках возможностей его осуществления в условиях ≪представительной демократии≫. Противники социализма вовсе не собирались мирно сдавать свои позиции.

Блок Народное единство, состоявший из шести левых партий при лидирующей роли социалистов и коммунистов, не добился всей полноты власти. Он победил на президентских выборах и в его руках был только исполнительный орган – правительство. По конституции кабинет министров формировал глава государства без утверждения в парламенте. Но законодательный орган - Национальный конгресс находился под контролем политических противников Альенде, имевших там большинство. Левая коалиция рассчитывала на постепенное изменение соотношения сил в парламенте в свою пользу и последующее преобразование конституции. А пока оппозиция блокировали преобразовательную деятельность правительства Народного единства. Непрерывное противоборство между оппозиционным парламентским большинством и правительством вызывало дестабилизацию политической жизни и дезорганизацию экономики страны. Влиял и такой внешний фактор, как развязанная США торгово–экономическая война против Чили.

Складывающаяся ситуация усиливала среди военных позиции сторонников наведения порядка ≪твердой рукой≫. В августе 1973 года противостояние между исполнительной и законодательной властью, сопровождаемое разгулом правого и левого экстремизма в стране, достигло критической точки, вызвав опасное брожение в вооруженных силах. Обстановка накалилась до предела. Барометр предвещал бурю. Верный себе, президент ищет конституционные пути преодоления острого политического противоборства. До последнего момента он стремился предотвратить переворот, видя, как армия выходит из–под контроля. Альенде не находит другого выхода, кроме как без промедления провести плебисцит. Дома за ужином он говорит жене и дочери Исабель: "Пусть народ решает, хочет ли он, чтобы я ушел".

Президент доводит свое решение до руководителей партий Народного единства и командования вооруженных сил: 11 сентября 1973 года он обратится с посланием к стране и объявит о плебисците. Альенде надеется на него как на правовую возможность бескровного преодоления опасного кризиса власти. Но путчисты в вооруженных силах действовали на опережение. Именно 11 сентября рано утром вспыхнул военный мятеж. В одночасье рухнули все демократические институты республики. В Чили на 16 с половиной лет воцарилась военная диктатура генерала Пиночета, одна из самых жестоких в Латинской Америке.

Альенде не смог довести до конца программу глубоких реформ, с которой победил на президентских выборах. Но надо признать то позитивное, что он успел сделать для Чили. Президент осуществил национализацию меднорудной промышленности, что Пабло Неруда назвал решением ≪титанически трудной задачи≫.

≪Красное золото Чили≫ – основное богатство страны –было возвращено ее законному хозяину – чилийскому народу. Только этой меры уже было достаточно, чтобы Альенде вошел в историю. День национализации 11 июля был провозглашен Днем национального достоинства.

Руководство Советского Союза занимала осторожную позицию в отношении правительства Народного единства, так как не было ясного представления, к чему может привести чилийский эксперимент. Помощь, оказываемая Чили Советским Союзом не была такой же щедрой и весомой, как та, что оказывалась коммунистической Кубе. Альенде высоко ценил самоотверженные усилия советского народа, сделавшего за короткое время колоссальный рывок в развитии своей страны и превращении ее в великую державу. Еще до избрания президентом Альенде дважды побывал в Советском Союзе. Став главой государства, он взял курс на развитие отношений с СССР. Альенде стал первым чилийским президентом, посетившим с официальным визитом Советский Союз. Необычного политического деятеля левой ориентации c любопытством и тепло принимали в Кремле.

Но Альенде не все одобрял в политике Москвы. В 1968 г. войска стран Варшавского договора при решающем участии Советского Союза вторглись в Чехословакию. По миру прокатилась волна протестов против действий СССР, достигла она и Чили. Тогда чилийские коммунисты организовали круглосуточное дежурство вокруг советского посольства в Сантьяго для защиты его от нападений и провокаций. В отличие от коммунистов симпатии к Советскому Союзу не подавили в Альенде независимого, самостоятельно мыслящего политика и человека. Он выступил в верхней палате парламента от имени Социалистической партии с жесткой критикой военного вмешательства Москвы во внутренние дела Чехословакии, где идеологи ≪пражской весны≫ провозгласили курс на ≪обновление социализма и ≪придание ему ≪человеческого лица≫. Для Альенде не могло служить примером и то, что в Советском Союзе ограничены гражданские права людей и разрешена деятельность лишь одной партии – коммунистической. В Чили он хотел совместить социализм и свободу, продвигаться к созданию нового общества в условиях идеологического и политического плюрализма, соблюдая существующие законы.

В годы правления Альенде, несмотря на потрясавшие страну политические баталии, масонские ложи в целом функционировали нормально. Но случаи раскола были. Из некоторых лож, где преобладали сторонники Альенде, выходили его оппоненты. Точно также поступали и приверженцы президента там, где большинство было у критиков его политики. И те, и другие находили для себя новые ложи. Но это были не столь многочисленные факты.

Во время зарубежных визитов в качестве президента Альенде не упускал случая, чтобы пообщаться с масонами других стран. Так было в ходе поездки в Мексику, где ему вручили золотую масонскую медаль памяти выдающегося мексиканского президента Бенито Хуареса. Тепло встречали Альенде ≪вольные каменщики≫ в Эквадоре. Большим и ярким было его выступление в Великой Ложе Колумбии. Со свойственной ему убежденностью Альенде проанализировал положение в латиноамериканских странах и как революционный политик, и с точки зрения своих масонских принципов, от которых, как подчеркнул, не отступит, оставаясь марксистом. Чилийский гость призвал своих латиноамериканских ≪братьев≫ способствовать тому, чтобы процесс обновления на континенте не прерывался.

Альенде всегда был активно действующим масоном. В последние годы он выступал в разных ложах с лекциями на тему ≪Чилийская действительность и франкмасонство≫. Однако новые высокие обязанности президента Чили требовали от него огромного напряжения. Его чрезвычайная занятость государственными делами не оставляла времени для регулярного участия в мероприятиях ≪вольных каменщиков≫. В марте 1972 года Альенде в последний раз встретился со своими ≪братьями≫ в Большом масонском храме Сантьяго. Президент произнес двухчасовую речь, в которой говорил о подстерегающих страну опасностях. При этом он подчеркнул, что надо делать различие между оппозицией, действующей в рамках конституции, и заговорщиками, которые не считаются с правовым государством.

Некоторые видные масоны, придерживавшиеся правых взлядов, требовали осудить деятельность ≪брата≫ на посту президента.

Из-за отсутствия у главы государства возможностей постоянно участвовать в делах своей ложи он оставался на положении –есть такой статус – ≪дремлющего масона≫. Это означало, что Альенде по-прежнему был членом своей ложи, платил взносы и мог в любой момент возвратиться к активной масонской деятельности, а не заниматься ей от случая к случаю. Однако этому уже не суждено было сбыться.

Масонство «порождает разных чад"

Захватившая власть военная хунта во главе с генералом Пиночетом, распустили все политические партии, но не тронула масонские ложи, они продолжали существовать в условиях диктатуры. Переворот в Чили еще раз показал, насколько политически неоднородно масонство. Оно поистине ≪порождает разных чад≫.

Кровавый преворот

Аугусто Пиночет - кровавый диктатор Чили

Еще во времена Великой Французской революции ≪вольные каменщики≫ оказались в разных борющихся станах. Досталось тем и другим. Та же тенденция, уже в современную эпоху, проявилась в Чили. Трагической была участь масона, бригадного генерала авиации Альберто Бачелета, занимавшего важный государственный пост. Против него были выдвинуты нелепые обвинения ≪в измене родине≫. На вопрос военного прокурора, почему Альенде предложил ему возглавить Национальный комитет по снабжению и торговле, А. Бачелет ответил: ≪Потому что он знал меня. Знал, что я масон и это давало президенту больше уверенности в моем назначении≫. В дни судебного преследования генерала он был исключен из своей ложи ≪Ла Кантера де Лас Кондес≫, руководитель которой поддержал захват власти Пиночетом. Не дождавшись решения военного трибунала, А. Бачелет умер, замученный бывшими товарищами по оружию. Путчисты не пощадили и другого масона в погонах – полковника Густаво Кантуариаса, отказавшегося подчиниться приказам хунты. Его простреленное пулями тело передали родным, представив смерть высокопоставленного офицера как самоубийство.

Активными участниками военного переворота оказались генералы-масоны Х.Брэди и С. Бенавидес. Однажды в жизни Х. Брэди был трудный момент, когда над ним нависла угроза отставки. Он потерял доверие прежнего командующего армией Карлоса Пратса. Тогда Альенде помог ≪брату≫, применив президентские полномочия. Генерал остался на военной службе. После переворота Х.Брэди как командующий гарнизона Сантьяго стал одним из ближайших подручных Пиночета.

Стремительную карьеру на преследованиях сторонников Народного единства сделал и генерал С.Бенавидес. Пиночет назначил его министром внутренних дел, затем министром обороны и, наконец, сделал его членом хунты.

Между тем ложа Хирам N 65, в которой состоял Альенде, заняла критическую позицию в отношении политической ситуации в стране и пыталась склонить к этому других ≪братьев≫. Однако Большой совет Великой Ложи Чили, как считается, под давлением военных властей пресек подобные устремления. Хирам N 65 была распущена. Вероятно, речь шла о том, чтобы остальным масонским объедиениям выжить в условиях военного режима, объявившего войну марксизму. Но в самой Великой Ложе отношение к марксизму было неоднозначным. Оказывается, здесь тоже, как в Социалистической партии, ставился вопрос о его несовместимости с масонством. В июле 2008 года бывший Великий Мастер Хорхе Карвахаль Муньос (период 2002-2006 гг.) сделал любопытное признание: ≪Марксистская философия, как и другие, представляет собой один из методов, с помощью которого стремятся познать и понять законы, определяющие историческое развитие человечества. То, что отталкивает многих, – это марксизм-ленинизм, который отдает предпочтение насилию как методу решения социальных проблем. Хотелось бы вспомнить, как в начале 70-х годов прошлого века на Ассамблее Великой Ложи было предложено объявить о несовместимости масонства и марксизма. Но это предложение было отвергнуто благодаря позиции масштабных личностей масонства… Их аргументы сводились к тому, что масонство в соответствии со своими идеями не может осуждать какую-либо философию или идеологию≫.

В настоящее время в масонских объединениях Чили состоят люди самых разных политических и религиозных убеждений. Среди них снова немало социалистов и их приверженцев. Следуя традиции, регулярные масоны продолжают действовать в сфере образования и культуры, занимаются благотворительностью, участвуют в финансировании некоторых учебных заведений.

По данным на 2018 –2019 годы в Чили существовало 216 регулярных масонских лож, разбросанных по всей территории страны. Все они достаточно автономны в своей деятельности. Великая Ложа выступает как их координатор, объединяя примерно 13 тысяч ≪вольных каменщиков≫. Кроме того, в Чили насчитывалось около 3 тысяч ≪либеральных масонов≫, имеющих свои независимые ложи. Это более поздняя ветвь мирового масонства. Члены этого течения отказались от некоторых основополагающих положений, которых придерживаются в регулярных ложах. Либеральные масоны провозглашают полную свободу совести. Они принимают в свои ряды и агностиков, и верующих, и атеистов. Даже признание Великого Архитектора Вселенной необязательно. Считается, что это личное дело каждого. Главное – приверженность моральным принципам масонства. Для либеральных масонов характерна высокая степень политизации и свободомыслия. Либеральные ложи в отличие от регулярных могут быть не только мужскими, но и женскими, и смешанными.

После падения диктатуры Пиночета было восстановлено доброе имя генерала Альберто Бачелета. Новое руководство ложи ≪Ла Кантера де Лас Кондес≫ отвергло все прежние обвинения в адрес своего погибшего ≪брата≫. Имя генерала было присвоено одной из школ Сантьяго и читальному залу Университета Республики. А его дочь Мишель Бачелет, врач по образованию, станет видным деятелем Социалистической партии и первой в истории Чили женщиной президентом (2006–010 гг.). Потом она будет еще раз избрана главой чилийского государства (2014–2018 гг.)1. Перед своим первым избранием Мишель Бачелет скажет, что унаследовала от отца чувство долга и ответственности перед людьми, способность свободно мыслить. Она с уважением относится к масонским ценностям, которые исповедовал ее отец. Тем не менее, Мишель Бачелет не вступила в масоны, хотя в Чили существуют и Великая женская ложа, и Великая смешанная ложа.

Переворот в Чили

Кровавый переворот в Чили в 1973 г.

После возвращения к демократии в Чили была восстановлена ложа Хирам N 65. Ее члены взяли на себя заботу о создании бюста ≪брата по ложе≫ – погибшего президента Сальвадора Альенде. Бюст был установлен в галерее известных масонов в Великой Ложе. 4 сентября 1990 года, 17 лет спустя после смерти Альенде, демократическая власть провела церемонию перезахоронения президента со всеми положенными ему как главе государства почестями. В тот день больше 600 масонов собрались в Великой Ложе почтить его память. С тех пор каждый год накануне 11 сентября, дня гибели Альенде, члены ложи Хирам № 65 возлагают венок к его памятнику у дворца ≪Ла Монеда≫.

Имя Альенде вошло в число не только выдающихся масонов Чили – оно включено в список 100 великих масонов всех стран и времен.

    г. Москва

P.S.  Статья была опубликована в Интернет-журнале "ДЕМОКРАТИЯ и СОЦИАЛИЗМ XXI" №12 в октябре 2021 г.



В оглавление