The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Николай Бирюков, спецкорреспондент «РФГ»
Логин Заголовок

На главную

СВОБОДА! СПРАВЕДЛИВОСТЬ! СОЛИДАРНОСТЬ!

Философские олимпийские игры

Группа философов из разных стран - участников Всемирного философского конгресса в Сеуле - дали эксклюзивное интервью «РФГ»

Бирюков

ПРОФЕССОР МЮН (Корея):  что означают кольца в эмблеме конгресса? Это сделано сознательно с намеком на олимпийскую символику. Олимпиада в Пекине проходила в то же самое время, и потому организаторы всемирного философского конгресса предложили рассматривать его как своего рода философские олимпийские игры.

ПРОФЕССОР ЖАН ГРОНДЕН ЛЮКСЕРРИ (Канада):   философия осталась философией, но сегодня мы занимаемся философией иначе, нежели 40 лет назад. Разделения, которые имелись в философии прежде, утратили актуальность, мы, например, делили философов на либеральных и еще каких-то, а сейчас новая реальность. Меняется характер философствования: канадец обсуждает что-то с русским или с латиноамериканцем, сейчас это нормально, а раньше встречалось редко - все это вызывает потребность в переосмыслении. И вообще: мышление - всегда переосмысление, иначе не бывает. Что касается кризиса философии, то это хороший признак, потому что если философия не в кризисе, тогда она никому не нужна. Философия – это именно критическое мышление в условиях кризиса. Нельзя сказать, что философы конкурируют по популярности со спортсменами или представителями шоу-бизнеса, но это вовсе не значит, что философия не востребована, не нужна, не представляет интереса ни для кого. И раньше говорили, что философия умерла, что интерес к ней остался в прошлом. В конце ХIХ века крупные философы – Дильтей, например, думали, что философия подошла к своему концу, что философия кончилась с Гегелем и после Гегеля остается только история философии; аналогичным образом думали позитивисты, которые считали, что теперь на все вопросы будет отвечать наука. Но, посмотрите, ХХ век был богат на больших философов - он дал нам Сартра, Хайдеггера, Фуко, Деррида, Витгенштейна, Гадамера. Недавно умерший весьма влиятельный философ Поль Рикер ввел в философский дискурс понятие Другого - очень важная проблема. А сегодня? В Германии – Хабермас, представитель «Франкфуртской школы», которая начиналась, как известно, как неомарксистская школа, но в ней произошли изменения, Хабермас – видный либеральный мыслитель и голос его в Германии хорошо слышен, он – важная фигура. Во Франции сейчас работает много известных философов, например, целая группа так называемых «медийных философов». Профессиональные философы относятся к ним, может быть, с каким-то скептицизмом, но общество их читает, они пишут для газет. Философ Люк Фери стал министром образования, видная общественная фигура. Сегодня чрезвычайно трудно понять – кто самый главный мыслитель, главное - не торопиться с выводами, философы проявляются на расстоянии. Ницше, например, пока писал свои труды, мало кому был известен, никто не причислял его к ряду великих мыслителей, и это не единственный пример.

ПРОФЕССОР ГЕРХАРД ЗЕЛЬ (Швейцария):  философия всегда занималась осмыслением и переосмыслением, этот процесс никогда не останавливался и потребность в переосмыслении философии сегодня связана с двумя обстоятельствами. Первое: вследствие глобализации общество оказалось перед принципиально новыми проблемами, и они требуют осмысления. Второе: сама философия оказалось в кризисе идентичности. Философия долгое время считалась «матерью» наук, однако теперь ее «дочери» эмансипировались, стали вести самостоятельную жизнь, последними отделились психология, социология, экономика. И философия перед вопросом: что же осталось ей самой? Если философия призвана обобщать достижения других наук, то в этом случае она будет просто повторять другими словами то, что уже сказано науками. Я думаю, философия должна вернуться к тому, чем был занят Сократ: задавать главные, радикальные вопросы - что такое добро и зло, какова природа души, каков смысл жизни и т.п. Вопросы эти задаются не в повседневном смысле, философия – это отнюдь не здравый смысл, философия задает безумные вопросы. Обычный человек, опираясь на здравый смысл, спросит себя - не забыл ли запереть дверь, удастся ли ему вернуть свои деньги и т.д. Но корневые вопросы о смысле существования мира он задавать не будет.

ПРОФЕССОР ЭНРИКЕ ДУССЕЛЬ (Мексика):  всемирный диалог философских традиций как преодоление евроцентризма. Человечество всегда обращалось к коренным универсальным проблемам, которые известны всем культурам, однако рациональные ответы на эти коренные вопросы первоначально принимали форму мифических нарративов. (Нарратив - рассказывание историй, пересказ; термин заимствован из концепции "нарративной истории" А.Тойнби, согласно которой смысл исторического события не столько существует "объективно", сколько возникает в контексте рассказа о событии, т.е. связан с личностной интерпретацией – Ред.). Категорийный философский дискурс представляет собой более позднее развитие человеческого разума, он возникает в крупных, городских урбанистических культурах. Современная европейская философия смешала свое доминирование с экономическим, политическим и культурным доминированием Европы. Так появился евроцентристский универсализм, который следует поставить под вопрос и который породил кризис иных философских традиций. В любом случае существуют формальные универсальные аспекты, в которых все региональные философии совпадают и которые представляют собой ответ на коренные проблемы на абстрактном уровне. Все это побуждает нас вступить в новую эру межфилософского диалога, который с уважением относится к различиям, который готов чему-то научиться или усвоить полезные открытия других философских традиций. Необходимо развивать новый философский проект, который позволил бы выйти за границы евроцентристского философского модерна и сформировать глобальный трансмодернистский универсум, заимствуя что-то из отброшенных ресурсов периферийных постколониальных философий. Может ли быть «философия Латинской Америки»? Мы изучаем европейскую философскую традицию и производим переосмысление с упором на то, что нас больше всего интересует нас, латиноамериканцев, так получается толстый том «Латиноамериканская философия». Философия занимается изучением старых философов, но не изучает проблемы своего времени, а старые философы изучали проблемы именно своего времени, давали ответы на то, что волнует их современников, а вовсе не поставляли материал для исследователей будущего. Этим философия и должна заниматься.

ПРОФЕССОР ЮА ЮНЬ (кореец из США):  глобализация есть проблема коммуникаций. Покойный канадский теоретик в области коммуникаций Маршалл Маклюин выдвинул идею сжатия мира до размера глобальной деревни в век электронных средств информации, которая приходит на смену гуттенберговской эпохе печатной техники. А теперь его последователи еще и «отцифровали» глобальную деревню. Мы живем в мире, который составлен из множества социокультурных жизненных миров. Неологизм «глокализация» означает взаимозависимость глобального и локального, укоренненость глобального в локальном. Глобальное без локального пусто, а локальное без глобального слепо и близоруко. Цель глобализации не в том, чтобы цепляться за национально-культурные идентичности, ставшие анахронизмами, не в том, чтобы сделать один мир с одним правительством. Нам предстоит проложить неполярный средний путь между глобальным и локальным без безликого универсализма и этноцентричного шовинизма. В мире мультикультурализма мы представляем собой не что-то одно, но множественность. «Мы» - это совсем не народ и не массы, но множества! Идея народа редуцирует множественность к единичному, к чему-то одному, а понятие массы несет оттенок одинаковости. Чтобы сохранить разнообразие в понятии «мы», предпочтительно пользоваться понятием множества. Современная социокультурная реальность представляет собой множественный клубок отношений, множественность опытных реальностей. Понятие множества, т.о. - подходящий ответ на феномен мультикультурализма в наступающую эпоху глобализации.

Беседовал спецкорр. «РФГ» на конгрессе в Сеуле Николай Бирюков



P.S.  «РФГ» - "Российская Философская газета"


В оглавление

Hosted by uCoz