The website "mrija2.narod.ru." is not registered with uCoz.
If you are absolutely sure your website must be here,
please contact our Support Team.
If you were searching for something on the Internet and ended up here, try again:

About uCoz web-service

Community

Legal information

Демократия и социализм XXI

На главную - ЖУРНАЛА

ВОПРОСЫ ТЕОРИИ



УРОКИ СТА ЛЕТ ПОПЫТОК УСТАНОВЛЕНИЯ ПРОЧНОГО МИРА
(1914 - 2014)

Шаракшанэ С.А.

Шаракшанэ Сергей Абович

Принятое ООН понятие «устойчивого развития» первоначально кажется антинаучным и антидиалектическим. Но на самом деле это понятие не столько инструмент описания, сколько задание на моральные, волевые, интеллектуальные силы людей: так мобилизоваться, чтобы обеспечить то самое устойчивое развитие. Уроки войн столетия после Первой мировой войны, точнее анализ того, что вело к войне или что могло бы ее предотвратить — в их совокупности — и есть то задание для человечества. Такой анализ дает комплект требований, которые надо исполнять в развитии страны или в международном развитии. В статье автор дает эскиз подобного анализа.

Сначала выберем угол зрения. В технике есть такое понятие — «картина отказа», довольно неожиданное для вас, если вы конструктор машины или оборудования. Вы заложили в конструкцию такую-то логику, такие-то принципы. Машина проработала ряд лет и в ней отказало сначала одно, потом другое, третье, десятое. Совокупность отказов называется — «картина отказа», т.е. не́что, что ни в одной точке не сопрягается с замыслом создателя машины. Практика эксплуатации обнажила совсем другую логику, которой автор не только не закладывал, но и не предполагал. Так и в нашей теме. Прошел ХХ век. Конструкторы мира закладывали в свои планы такую-то логику. Но век практики выявил «картину отказа». Вот эту картину, точнее эскиз в авторском прочтении — постараюсь набросать.

Почти не буду говорить о войне, а буду указывать на факторы, которые вели к войне или могли ее предотвратить, т.е. предлагаю анализ на уровне предфазы самой войны.

Как известно, ООН утвердило — в качестве основополагающего — понятие «устойчивого развития». Т.е. на первый взгляд — идею антинаучную и антидиалектичную (как что-то может быть устойчивым, если движение есть борьба противоположностей, а человеческая история — вообще «каша»?). Но, на самом деле, в понятии заложен другой смысл. Это не режим движения, а это — задание людям! Задание на интеллектуальные, волевые, организационные, социальные, классовые и др. возможности человечества.

Проиллюстрирую на примере: как человек может ехать на велосипеде и не падать на бок, если он касается земли всего двумя точками? Ответ: он напрягает свои волевые и физиологически-балансировочные возможности, и устойчивость в данном случае есть не столько движение велосипеда, сколько переход человека в состояние физиологического и волевого напряжения на довольно высоком уровне. Это же имеется в виду, когда говорят об устойчивом развития государств и обществ, об установлении «прочного мира». Речь о выходе на довольно высокий уровень сознательно настраиваемой балансировки мировых процессов. Причем, в отличие от езды на велосипеде, здесь надо еще и преодолевать силы, которые целенаправленно разрушают прочность мира, эту устойчивость движения. Т.е. это задание как бы с трудностью в квадрате — и наладить устойчивое движение, и преодолеть зловредные попытки разрушителей.

Поэтому уроки истории прошлого столетия для нас хоть и поучительны, но только наполовину. Сегодня есть новые разрушители и у них есть новые благоприятные для них возможности всему мешать — все это вместе делает аналогии с прошлым лишь условными, их осмысление требует и кардинального переосмысления.

Перечислим семь уроков прошедшего века — не «картину отказа» (это был бы фундаментальный научный труд), а эскиз к этой картине. По моей лексике можно подумать, что я - ярый коммунист. Нет, я не был членом КПСС в советское время и не был членом КПРФ в постсоветское время, но был и являюсь активным членом социал-демократического политического движения.

Итак, сначала оглавление — о каких уроках последних ста лет надо говорить, если пытаться установить мир. Это, во-первых, уроки классовых движений, столкновения идеологий, организации сильных и слабых партий. Во-вторых, позитивные и негативные уроки социализма. В-третьих, позитивные и негативные уроки несоциалистической демократической Европы. В-четвертых, уроки рождающегося фашизма и путей его блокирования. В-пятых, уроки пиковых моментов холодной войны. В-шестых, уроки факторов мирного социо-культурного пространства как фундаментального противовеса угрозам войны. В-седьмых, уроки крушения наивной веры в спасительную роль научно-технического прогресса.

Итак, лишь пунктиром наметим то в опыте прошедшего века, что может предотвратить агрессию, в дальнейшем перерастающую в войну.

Во-первых, уроки классовых движений, столкновения идеологий, организации сильных и слабых партий.

Классовый подход XIX века учит: нельзя угнетать классы, борьба за достоинство человека безотносительна, она — абсолютна, она есть исходный центр координат для любого общественного и государственного строительства! Посягательство на достоинство человека труда родило в XIX веке тезис об антагонистических противоречиях, что дословно означает: два таких-то класса не могут сосуществовать на планете. А это язык войны — поэтому классы угнетать нельзя! Если ищем дальние корни начинающейся войны — то они в безответственном и преступном классовом угнетении.

Далее. Преодоление классового неравенства на рубеже XIX и XX веков поставило задачу для пролетарской партии — быть настолько выше в организационном отношении, насколько ее сильнее противостоящее ей сословное и буржуазное государство со всеми его инструментами насилия. Толстой, устами раненого Болконского говорил об открывшейся ему великой истине: если зло объединилось, значит, добрым силам надо сделать то же самое — объединиться. Как объединиться?

Считаю данный пункт в теме о причинах войн исключительно важным. Потому что нет ничего отвратительнее толпы прекраснодушных людей, неспособных организоваться — именно они своей организационной беспомощностью потакают силам зла, провоцируют их.

И в этом смысле считаю важнейшим уроком для человечества ленинский подход: большевистский демократический централизм. Он победил, кстати, Белую армию, только что прошедшую через три года войны с лучшей армией того времени — немецкой, что с точки рационального мышления вообще невозможно и непостижимо. Я бы поставил вопрос даже выше: верховенство Устава коммунистов — как будущее человечества.

Придется пояснить, иначе я буду понят неправильно. Устав КПСС, объединявший усилия за прошедший век десятков миллионов, стал отшлифованной за век процедурой объединения усилий многих единомышленников. Если мы уберем из Устава КПСС коммунистическую риторику, а оставим принципы взаимной ответственности коллектива и его руководящих звеньев, мы получим регламент самого справедливого и эффективного совместного действия для коллективов любых масштабов при преодолении любых преград, при достижении любых созидательных целей. Так ведущая партия может вести общество и так две деревни могут построить мост через разделяющую их речку — организованно, дисциплинированно, результативно и справедливо. Устав КПСС — это практический ответ на изречение Толстого, это мировая культурная ценность, и это будущее человечества.

Во-вторых, позитивные и негативные уроки социализма.

Преодоление мелкобуржуазности в пролетарском сознании — как урок всех поражений социализма. Включая приватизацию 90-х общенационального достояния в частную собственность. Здесь, в этом расхапывании были замечены и партийные, и комсомольские руководители — так глубоко сидит мелкобуржуазность в пролетарском сознании. Почему это важно в теме войны — потому что мелкобуржуазность в пролетарском сознании по своим разрушительным последствиям привела к геополитическим сдвигам, не уступающим последствиям войны.
Социал-демократический подход (в противовес сталинским репрессиям) таков: не должно быть насилия при достижении цели. Данный пункт был пунктом раскола в Интернационале в XIX в. на коммунистическое и социал-демократическое движение и, как показал опыт XX века, оказался провидческим: применение насилия при достижении социалистических целей выходит из управления тех, кто управляет, применение насилия становится самоцелью, отодвигая цель построения справедливого общества трудящихся на второй план, и приводит к жертвам и бедствиям, сравнимым с военными, а также довольно сильно подталкивает развитие межгосударственных отношений к войне.

Урок всех побед социализма — это программно-целевой подход в организации работы больших масс людей. Без этого фактора силы сегодня Россия хромает во всех основных целях.

В-третьих, уроки несоциалистической демократической Европы.

Я бы назвал отрицательным уроком социал-демократии — неспособность достаточно организоваться перед злом, и это выразилось в сдаче своей страны фашистам (той или иной европейской страны) в течение недель или даже дней.

Но огромный положительный урок — сама социал-демократическая позиция: при том, что мир взрослых - это неравенство и несправедливость, и одновременно мир взрослых - это также борьба с неравенством и несправедливостью, но при этом мир детей — это мир равных возможностей всестороннего духовного, интеллектуального и физического развития. Причем, независимо от того, как по социальной шкале разбросаны их родители.

В теме факторов и уроков по поводу войны надо отметить гениальный конституционный принцип «социального государства», т.е. такого устройства государства, при котором люди наемного труда чувствуют себя так, будто находятся в стране победившего социализма, а предприниматели чувствуют себя в стране победивших рыночных свобод. Это — ответ теоретиков права на тезис об антагонистических противоречиях. Социальное государство, будь оно реализовано, оказывается выше этих классовых противоречий, оно снимает эту проблему. Правда, российские чиновники абсолютно ничего не понимают ни в этом понятии, ни в этом генезисе — откуда оно родилось и для чего предназначено, и потому проваливают принципы «социального государства» во всех точках.

И еще — да здравствует социал-демократический анализ общества: «да» — труду, малому и среднему бизнесу, но полное и безоговорочное «нет» — крупному бизнесу, олигархам, как носителю всего бесчеловечного, носителю безумия, как тому, чему нет места на Земле для сосуществования с человечеством. Украина оказалась игрушкой в руках горстки олигархов, и мы видим, что происходит.

В-четвертых, уроки рождающегося фашизма и путей его блокирования.

ХХ век показал: надо наладить постоянно действующий механизм государственного вычленения всего самого ценного в гуманитарной сфере с введением этих найденных золотых крупинок в обязательную школьную программу — так учить детей, такая должна быть гуманитарная часть школьной программы. Это серьезный барьер к массовым заболеваниям тех или иных слоев населения идеей национальной или религиозной исключительности, шовинизма, фашизма.

В-пятых, уроки пиковых моментов холодной войны.

Горбачева принято ругать, но навсегда надо признать его мужество: даже в последний миг накануне вероятного ядерного мирового кризиса надо искать и находить возможности переговорного процесса с противником, свято верить, что возможности переговорного процесса не исчерпаны.

В-шестых, уроки факторов мирного социо-культурного пространства как фундаментального противовеса угрозам войны.

Нельзя своей слабостью и уязвимостью провоцировать потенциального агрессора на проявление агрессии. Прошедшее столетие в качестве урока дало нам принципы Дэн Сяопина: хладнокровно наблюдать, укреплять позиции, уверенно реагировать на изменения, скрывать свои возможности, выигрывать время, не привлекать к себе внимания, не становиться лидером, делать конкретные дела — это принципы поддержания данной страной конкурентоспособности и суверенности на мировой арене. По русской пословице — «у кого хороши заборы, у того и соседи хороши». Т.е. главное здесь — не провоцировать внешнюю сторону на насилие, на войну. Принципы Дэн Сяопина (когда-то им сформулированные для себя лично в условиях 30-летних исправительных работ в ссылке) сегодня являются официальной основой внешней политики Китая.

Урок столетия — предельно серьезно относиться к теме «правда и неправда о войне». От безответственной игры в понятия пахнет войной. Да здравствует скрупулезный научный поиск и эволюция дискуссий ученых планеты в выявлении исторической истины. Забвение, искажение, ложь, манипулирование общественным сознанием в теме прошедших войн — сам по себе путь к войне, поскольку делает общественные силы зомбированными, беспомощными.

Исламское государство, религиозный радикализм, развитие философии ислама. Тут должен быть длинный экскурс в историю, но ограничимся лишь абзацем. После нападения варваров на Рим философские труды Греции и Рима не были сожжены полностью, а ушли в виде письменных источников в мусульманский Восток, породив поразительное явление: гармонию разума и веры в исламской философии раннего Средневековья. У грамотных людей Востока первого тысячелетия было принято хорошо знать труды древних философов Эллады наряду с трудами толкователей Корана. В XIII веке труды греческих и римских философов стали проникать в христианскую Европу, причем в обратном переводе с арабского на латынь. В это время Европа по религиозному радикализму была хуже, чем нынешние исламские радикалы — это были костры и инквизиция. Фома Аквинский (XIII в.) взял из арабской культуры этот фундаментальный тезис о гармонии разума и веры и за это был причислен к лику святых, католичество приняло этот тезис, что дальше повело Европу к полному (церковному) разрешению на развитие науки и, в результате, через три века — к нынешней цивилизации. В мире Ислама, наоборот, через два века после Фомы Аквинского произошла догматизация учения, исчез не только тезис о гармонии разума и веры, но физически были истреблены многие выдающиеся ученые Востока. Нынешние философы арабских стран усматривают в этом причину многофакторного отставания своих стран от передового уровня современной цивилизации и призывают к возрождению философии Ислама. ИГИЛ, наоборот, есть (подогреваемый материальным и властным интересом) — курс на дальнейшую догматизацию учения и вытравления разума из мировидения.

В-седьмых, уроки крушения наивной веры в спасительную роль научно-технического прогресса.

Развитие философии и философского образования — как единственной основы противостояния безумству перехода наукой всех опасных границ. Это — тезис прошедшего три года назад Российского философского конгресса. Опасная черта есть в каждом из направлений естественнонаучного исследовательского процесса — это бомба, это клонирование человека, это ГМО и т.д. и т.п. Совестливые ученые не будут перешагивать через эту грань, но очень много и остальных ученых, кто, ни секунду не поколебавшись, перейдут опасную черту. Только философия — барьер этому безумию.

Развитие детской философии. Это пока малоизвестная ветвь мирового культурного развития, хотя она нашла энтузиастов уже в десятках стран. Ее смысл: опытными педагогами-философами философская дискуссия тысячелетий освобождается от бездны деталей и подробностей и доводится до цепи самых основополагающих идей, которые родились в истории мировой философии. И эти идеи на уроке начинают обсуждать дети, не зная, что это великие постановки вопросов и великие догадки. Такой учебный курс — путь к формированию завтрашнего человека, это многомерное усиление сознательной части человечества в противостоянии войне.

И, наконец, необходимо развитие планетарной экологической ответственности как обязательной компоненты сознания и совестливого сознания современного человека.

Завершаю. Все названное — это составляющие того духовного и волевого напряжения, которое надо принять на себя человечеству, чтобы «устойчиво вести велосипед и не падать», чтобы развиваться без войны в том круге причин, которые проявили себя за прошедший век. Потому что, скорее всего, еще проявятся новые причины.

Ключевой считаю мысль недавно умершего отечественного философа Григория Соломоновича Померанца: «История — это прогресс нравственных задач. Не свершений, нет, — но задач, которые ставит перед отдельным человеком коллективное могущество человечества, задач все более и более трудных, почти невыполнимых, но которые с грехом пополам все же выполняются (иначе все бы давно развалилось)».


г. Москва октябрь 2015 г.

На сайт "Камо Грядеши"

Рейтинг@Mail.ru